Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск
Том 16, № 1 (2025)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1

Статьи

10-19 52
Аннотация

Письмом Минэнерго России от 15.04.2020 № МЮ-4343/09 «Об утверждении схем теплоснабжения поселений, городских округов» определены рекомендации к содержанию схем теплоснабжения, которые должны разрабатываться для населенных пунктов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». В частности, указывается на необходимость проведения оценки экологической безопасности теплоснабжения населенных пунктов. Авторами предложен методологический подход по разработке раздела «Экологическая безопасность теплоснабжения», в том числе с учетом нормативного правового регулирования выбросов загрязняющих веществ, определенных нормативными правовыми актами РФ в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды. В статье освещены вопросы формирования базы данных для учета источников загрязнения, проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, использования автоматизированных алгоритмов для расчета рассеивания и формирования геоинформационного слоя рассеивания загрязняющих веществ в рамках электронной модели схемы теплоснабжения. 

20-34 45
Аннотация

В статье рассматриваются характеристики традиционных партнерств и партнерств, создаваемых для достижения целей устойчивого развития.

Несмотря на то что партнерства воспринимаются как положительный вклад в решение проблем устойчивого развития, существует множество исследований, доказывающих неэффективность таких партнерств. Это ставит перед исследователями и практиками важную задачу – понять, как повысить эффективность партнерств.

Проведен эмпирический анализ партнерств компаний угледобывающего и металлургического секторов. Выделены пять типов кластеров взаимоотношений: партнерства, преследующие экономическую выгоду; партнерства, направленные на научно-техническое сотрудничество; партнерства, направленные на совместное создание ценности; партнерства, ориентированные на новые возможности; партнерства, ориентированные на взаимоотношения. Сделан вывод, что в угледобывающем и металлургическом секторах преобладают партнерства, преследующие экономическую выгоду, и партнерства, направленные на научно-техническое сотрудничество. В этой связи для эффективности партнерств, создаваемых для достижения целей устойчивого развития, необходимо разработать механизм, направленный на эффективность совместных технологий и повышение экономических показателей.

Целью статьи является разработка и анализ новых моделей взаимодействия угледобывающего и металлургического секторов, направленных на повышение экологической и экономической устойчивости.

35-46 51
Аннотация

Статья посвящена исследованию роли знаний в инновационном процессе и рассматривает создание знаний как ключевой фактор для успешных инноваций. Современные экономические условия подчеркивают важность знаний как основного ресурса, создающего уникальные конкурентные

преимущества. Исследуется взаимосвязь между инновациями и процессом создания знаний, который зачастую игнорируется или недооценивается. Представлены различные подходы к определению и классификации инноваций и моделей создания знаний, в том числе авторский подход к классификации инноваций исходя из создания знаний и создания инноваций. Сформированная классификация инноваций, основанных на знаниях, включает три аспекта знаний: тип знаний по уровню новизны (совершенно новое знание или использование уже имеющихся знаний), создание знаний (рыночное знание или эмпирическое), характеристика знаний (явное или неявное). Эмпирическое исследование инноваций, основанных на знаниях, позволило дополнить представленный подход к классификации, введя информацию об источнике получения знаний для создания инноваций как важную характеристику для менеджеров компаний. Сделан вывод о важности создания и интеграции знаний для успешного внедрения инноваций.

47-54 51
Аннотация

Сегодня цифровизация рассматривается как инструмент, способный значительно повысить эффективность всех производственных процессов. Действительно, с ее помощью достигнуты значимые успехи во многих областях, вследствие чего процесс цифровизации приобретает тотальный характер. Однако в тени остаются возникающие при этом качественно новые риски.

Целью статьи является исследование того влияния, которое оказывает цифровизация на хрупкость социально-технических систем на примере грузового транспорта. Создание цифровой дороги, как ожидается, радикально улучшит систему перевозки грузов. Однако с появлением технологий удаленного управления производственным процессом у основного заказчика услуг по перевозке – добывающей и обрабатывающей промышленности – могут произойти кардинальные изменения.

По мнению автора, наиболее пригодны для цифровизации рутинные, повторяющиеся виды деятельности, а новации и неопределенность, напротив, препятствуют ей. Максимальный уровень неопределенности связан с социальными и природными факторами, которые определяют потолок для процесса оцифровки производственной деятельности.

Опыт применения цифровых инструментов в разных сферах говорит о том, что следствием этого процесса является унификация, усиление степени монополизации рынков, уменьшение разнообразия и доминирование только одного технологического решения для типовых ситуаций. По этим причинам снижается адаптивность производственной системы и увеличивается ее хрупкость с точки зрения социальных и природных рисков. В статье выдвинуто предположение, что в сфере транспорта хрупкость будет купирована с помощью разнообразия способов перевозки, которое окажется востребованным после перехода добывающей и обрабатывающей промышленностей на полностью безлюдные технологии и технологии удаленного управления.

55-68 37
Аннотация

Мировое производство электроэнергии растет с ростом населения планеты, развития технологий и потребностями в электроэнергии населения и промышленности в условиях энергетического кризиса. Ускоренная электрификация стала основным трендом энергетического перехода в конечном потреблении энергоресурсов. Решая климатические задачи зеленой повестки, мировая энергетика подошла к четвертому энергетическому переходу, ориентируясь на приоритетную генерацию энергии из ВИЭ-источников. Перед странами мира встали наиболее актуальные задачи: аккумулирование и резервирование выработанной энергии для дальнейшего распределения и взвешенное планирование схемы размещения объектов выработки энергии в соответствии с территориальными особенностями, потребностями экономики и иными факторами с учетом нормированной себестоимости единицы энергии, получаемой из возобновляемых и невозобновляемых источников. В обзоре использованы результаты исследований российских и зарубежных ученых, в том числе авторов исследования. Рассмотрены мировая энергетическая система и энергосистема России с точки зрения стоимости энергии по видам источников.

69-80 36
Аннотация

В статье излагаются результаты анализа экономического состояния отечественной газовой отрасли, включая деятельность флагмана топливно-энергетического комплекса страны – ПАО ГК «Газпром», в аспекте достаточности финансовых ресурсов для завершения национальной программы социальной газификации/догазификации территорий России. Рассматриваются проблемы переориентации газового сырьевого экспорта на Восток, вопросы создания комплекса сжиженного природного газа, ледокольного флота для его транспортировки в старые и новые районы и места продаж. Самостоятельным вопросом исследования являются трудности реализации государственной целевой программы социальной газификации и догазификации российских территорий. Целью настоящего предметного исследования является комплексная экономическая оценка претворения государственных программ регионального развития на базе использования углеводородного сырья, в том числе программы социальной газификации/догазификации в субъектах Федерации. Полученные авторами статьи результаты исследования сводятся к анализу ведомственной непубличной информации по обнаруженным проблемам газовой отрасли. В качестве инструмента исследований использовались методы деятельностной компаративистики и статистики. Задействованные концептуальные подходы подверглись обсуждению. Статья завершается тремя промежуточными выводами.

81-88 48
Аннотация

Развитие цифровой экономики сопровождается изменениями в системе управления бизнесом, способствуя появлению новой концепции менеджмента. Однако теория цифрового менеджмента только формируется, существующие научные исследования в этой области представляются весьма фрагментарными, что определяет актуальность данной статьи, ее теоретическую и практическую значимость. Целью исследования является выявление специфики цифрового управления бизнесом и изменений управленческих процессов на основе анализа опыта цифрового управления в реальной компании.

Исследование проведено на основе метода кейс-стади, в качестве объекта исследования выбрана новосибирская компания, где создана цифровая система управления, охватывающая несколько сотен ее партнеров-франчайзи в России и Республике Казахстан.

В результате проведенного анализа управленческой практики выделены концептуальные особенности цифрового управления, раскрыты основные этапы формирования процесса управления по отклонениям, описаны подходы к формированию ключевых показателей деятельности компании, показано изменение роли и функций руководства при цифровизации управления бизнесом. Статья вносит вклад в теоретическую и управленческую дискуссию о концепции цифрового менеджмента.

89-96 39
Аннотация

Обеспечение стратегической устойчивости организации важно в контексте необходимости развития экономики при меняющейся внешней среде. Наличие значительной доли стратегически устойчивых экономических субъектов обеспечивает в конечном счете развитие национальной экономики. Целью настоящей работы заявлено определение взаимосвязи между стратегической устойчивостью организации и внедрением организационных инноваций. Для ее достижения использованы различные методы, в том числе поиск информации в открытых источниках, проведение глубинных интервью и опроса компаний, а также анализ полученных данных, в частности с помощью современного программного обеспечения. В статье рассматриваются ключевые инструменты обеспечения стратегической устойчивости. В рамках интервью с отраслевыми экспертами были выявлены обобщенные критерии организации, которую можно считать стратегически устойчивой. Новизна исследования состоит в определении взаимосвязи обеспечения стратегической устойчивости организации за счет организационных инноваций. На основе анализа 120 российских компаний из разных отраслей было выявлено, что в большинстве компаний (72%) хоть раз внедрялись организационные инновации, при этом в значительной их доле (38%) процесс внедрения организационных инноваций ведется непрерывно. Организации внедряют организационные инновации для поддержания собственной эффективности, а также для того, чтобы оставаться конкурентоспособными. В некоторых случаях внедрение организационных инноваций может быть естественной реакцией на смену бизнес-модели и/или обновление стратегии организации. В ходе анализа выявлено, что на стратегическую устойчивость организации большее влияние оказывает частота внедрения организационных инноваций, нежели сам факт их внедрения. Большинство стратегически устойчивых компании внедряют организационные инновации чаще, чем стратегически неустойчивые компании. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты можно применять в практической деятельности организаций, также они создают основу для дальнейшего исследования в рамках стратегической устойчивости и организационных инноваций.

97-101 37
Аннотация

В статье рассматриваются наиболее известные теории стратегии, бизнес-моделей и конкурентных преимуществ и их применимость к текущему положению в отрасли коммерческих авиаперевозок. Цель статьи – раскрыть основные концепции стратегического управления на примере социально значимой отрасли экономики – гражданской авиации, которая подвержена серьезным рискам, таким как COVID-19 и геополитическая нестабильность. Визуализируются обсуждаемые стратегические концепции и предлагаются идеи для будущих исследований по теме конкурентных преимуществ и стратегии коммерческих авиакомпаний.



ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)