Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск
Том 14, № 4 (2023)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)

Статьи

326-339 192
Аннотация

Статья посвящена анализу сложившихся тенденций в области экспортного предпринимательства. Основная цель исследования заключается в установлении возможной взаимосвязи достигнутого уровня результативности экспортной деятельности в различных странах с рядом детерминант институционального и иного характера. В работе приводится краткий теоретический обзор и библиометрический анализ публикаций, на основании которого актуализированы перспективные направления развития экспортного предпринимательства и выделены ключевые факторы, влияющие на его эффективность. Для достижения цели исследования изучены данные о времени экспортирования одного груза, количестве процедур для регистрации нового предприятия, кредитном рейтинге стран, ВВП на душу населения, удельном весе ренты от природных ресурсов в ВВП, эффективности государственных институтов, доле городского населения в общей численности населения, а также среднем количестве лет образования. Указанные параметры собраны за период с 2006 по 2020 год. Для анализа характера влияния отобранных детерминант сформирована выборка из 135 стран, различающихся по уровню доходов населения. Обработка статистических данных осуществлялась с помощью программных продуктов EViews 13, Stata/MP 14.2. На первом этапе, используя серию эконометрических тестов, выполнена проверка панельных данных на наличие мультиколлинеарности, стационарности переменных и их коинтеграцию. Далее для оценки статистически значимой долгосрочной связи между переменными применены полностью модифицированный (FMOLS) и динамический (DOLS) методы наименьших квадратов. Таким образом сформирован пул значимых факторов институционального и иного характера, обуславливающих результативность экспортного предпринимательства в стране. Полученные результаты способствуют более тщательному обоснованию мероприятий, направленных на развитие экспортной предпринимательской деятельности.

340-351 219
Аннотация

Стратегический менеджмент и стратегия как инструмент управления развитием предприятия в свое время стали ответами на усиление нестабильности внешней среды. С появлением и развитием цифровых технологий произошел очередной количественный и качественный скачок в росте

неопределенности условий деятельности промышленных предприятий. Для поддержания своей конкурентоспособности они начали процесс цифровой трансформации, успешность которого также в значительной степени зависит от наличия четкой стратегии осуществления преобразований. Требования к такой стратегии, методы и инструменты ее разработки по некоторым аспектам существенно отличаются от тех, которые применялись в традиционном стратегическом менеджменте. Это определяет актуальность исследований в области определения сущности цифровой стратегии промышленного предприятия, методов и инструментов ее разработки. Показано, что цифровая стратегия представляет собой стратегию развития бизнеса в цифровой среде и ключевой проблемой ее разработки является необходимость существенного увеличения гибкости при сохранении определенной устойчивости. Проведен анализ трендов в области адаптации и развития методов разработки стратегии в цифровой среде. Выделены четыре укрупненные группы методов повышения гибкости стратегии: основанные на разработке сценариев, на эксперименте, на применении организационно-управленческих механизмов и на использовании возможностей экосистем. С учетом этапов процесса цифровой трансформации промышленного предприятия и базовых практик адаптивного управления построен ландшафт методов и инструментов формирования цифровой стратегии предприятия, позволяющий расширить представление и осуществить обоснованный выбор инструментально-методической базы. В качестве перспективного направления формирования гибкой цифровой стратегии предприятия выделена концепция минимально жизнеспособной стратегии. Предложен инструмент ее разработки в формате одностраничного представления (канваса), логически объединяющий ключевые составляющие цифровой стратегии, обеспечивающие ее гибкость и устойчивость.

352-367 467
Аннотация

Исследование экосистемного подхода, корпоративных инновационных экосистем и межфирменных инновационных экосистем значимо для достижения необходимых темпов инновационного развития российскими компаниями и для российской экономики в целом, что и определило постановку цели настоящей статьи. Анализ литературы позволил выявить увеличение числа исследований инновационных экосистем и их разноаспектность, что указывает на потенциал развития концепции инновационных экосистем. Проведенный анализ инновационной активности российских компаний показал, что основные показатели, отражающие степень инновационного развития в России в 2019–2022 годах, растут, но недостаточно высокими темпами: удельный вес затрат на инновации в среднем в экономике в 2020–2022 годах составлял 2,1%, а в промышленности – только 1,7%; кроме того, произошло сокращение объемов межкорпоративного сотрудничества по разработке инноваций. В связи с этим было предложено определение корпоративной инновационной экосистемы как особой инновационной экосистемы, образуемой корпорацией с целью создания инновационных ценностей, необходимых для ее развития, а также сформулированы особенности ее конфигурации, определяющие логику ее функционирования. Проведенное исследование позволило установить, что потенциал научно-технической кооперации между российскими компаниями высок. Это стало причиной для формулирования концепции межкорпоративной инновационной экосистемы, представляющей собой особую инновационную экосистему, создаваемую по инициативе двух и более участников путем частичной интеграции их корпоративных инновационных экосистем в межкорпоративную инновационную экосистему с целью реализации совместной инновационной деятельности и последующей самостоятельной коммерциализации ее результатов. Предложенная концепция, реализующаяся в соответствии с принципами экосистемного подхода на условиях контрактных отношений, а также подразумевающая разработку единой платформы или функционирование на многоплатформенной основе, имеет теоретическое обоснование и представляется применимой в практике деятельности российских компаний.

368-383 178
Аннотация

С постоянным ростом интернет-сервисов для бизнеса и потребителя онлайн-поставщики предоставляют все больший спектр услуг, которые поддерживают и улучшают их основные продукты или услуги. В статье мы исследуем интернет-сервисы на фармацевтическом рынке в Е-Pharma.

Результаты полевого исследования подтверждают, что функциональность и качество предоставляемых интернет-сервисами услуг являются важным предиктором убеждений и поведения клиентов и в значительной степени влияют на такие показатели развития фармацевтических компаний, как выручка и доход от рекламы. Построенная эконометрическая модель подтверждает, что ежемесячный трафик интернет-сервиса чувствителен прежде всего к скорости обработки заказа, то есть изменение скорости обработки заказа отразится в росте трафика через меньший промежуток времени по отношению к другим факторам. Подтверждается и функциональная ценность, отражающая полезность интернет-сервиса, в практическом аспекте за счет влияния выбранных факторов в исследуемой модели множественной регрессии.

Таким образом, воспринимаемая удовлетворенность работой интернет-сервиса оказывает значимое влияние на эффективность его работы, что, в свою очередь, непосредственно влияет на развитие компании.

Исследование позволило выявить наиболее эффективные способы развития интернет-сервисов на рынке Е-Pharma: продвижение интернет-сервисов посредством социальных сетей, что обеспечит повышение как социальной, так и эмоциональной ценности исследуемых интернет-ценностей; реализация иных мер по расширению информирования населения об интернет-сервисах, функционирующих на российском фармацевтическом рынке; разработка программы лояльности клиента аптечной организации, осуществляющего покупку лекарственных препаратов посредством интернет-сервиса, что способствует повышению их функциональной, социальной и эмоциональной ценности.

384-399 353
Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния различных типов инноваций на эффективность деятельности российских малых и средних предприятий (далее – МСП). Цель проведенного исследования состояла в оценке важности различных видов инноваций для российских МСП и определении влияния видов инноваций на эффективность и конкурентоспособность МСП. Методология исследования включала последовательный подход, сочетающий качественный и количественный анализ, в качестве сбора информации проводился опрос владельцев малого и среднего бизнеса в России на предмет использования инноваций в ходе реализации коммерческой деятельности в течение последних трех лет (2020–2023) и их влиянии на результаты деятельности компании. Кроме того, опыт некоторых участников был исследован методом глубинного интервью. В общий пул участников исследования попали 112 предпринимателей, принявших участие в опросе. Результаты исследования показали, что инновации используются подавляющим большинством МСП в России; стойкой зависимости между размером бизнеса и выбранными ими инновациями не прослеживается, хотя в некоторых случаях можно говорить о том, что те или иные компании склоняются к определенному типу инноваций в зависимости от численности сотрудников; наименьшей популярностью на предприятиях пользуются организационные инновации, а наибольшей – маркетинговые; при этом последние показали и самый высокий процент негативного опыта при внедрении.

Большинство респондентов замечают улучшение финансового положения фирмы по разным критериям и удовлетворены результатами внедрения инноваций. При этом чем больше размер предприятия, тем больше целей оно преследует, внедряя инновации; чем меньше предприятие, тем больше оно заинтересовано решать конкретные задачи по повышению продаж и прибыли, увеличению лояльности клиентов. Чем крупнее фирма, тем больше она следует стратегии-360, то есть уделяет внимание созданию новых товаров и услуг, а также внедрению инноваций в производственные процессы.

400-414 348
Аннотация

В современной динамичной среде финтех-требования пользователей постоянно меняются и необходимо развивать и адаптировать цифровые сервисы, чтобы соответствовать их ожиданиям и потребностям. Технологии и методы UI/UX-исследований предоставляют широкие возможности для изучения предпочтений пользователей, а также выявления проблем и недостатков в существующих цифровых сервисах. Цель данной статьи – исследование основных аспектов совершенствования пользовательского опыта, а также формирование рекомендаций по развитию ИТ-сервиса в банковской сфере. На первом этапе проведен анализ пользовательского поведения в финтех: исследование ожиданий и предпочтений пользователей в области цифровых финансовых услуг; затем проанализирован пользовательский опыт и проведено UI/UX-исследование для раздела «Центр нотификаций» мобильного приложения банка; на заключительном этапе исследования проведена оценка эффективности проекта редизайна раздела «Центр нотификаций» мобильного приложения банка и сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию мобильного приложения.

Проведенное исследование показало практическую значимость совершенствования пользовательского опыта мобильного приложения банка, которое заключается в повышении удобства использования, уровня удовлетворенности клиентов и улучшении общего впечатления от банковских услуг. Это приводит к увеличению конверсии, удержанию клиентов и повышению лояльности к банку.

Совершенствование пользовательского опыта мобильного приложения банка позволяет улучшить эффективность работы сотрудников банка, сократить нагрузку на отдел поддержки клиентов и снизить количество ошибок при выполнении рутинных операций или действий. Это не только оптимизирует внутренние процессы банка, но и способствует повышению общего качества обслуживания, что, в свою очередь, отражается на репутации банка, его конкурентоспособности и финансовых показателях.



ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)