Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск
Том 14, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)

Статьи

10-17 527
Аннотация

В статье определяются причины, по которым потребители предпочитают покупать вино онлайн или офлайн, причем первый вариант включает в себя как мобильные платформы (m-commerce), так и платформы электронной коммерции. Цель исследования, в частности, состоит в том, чтобы определить социальное влияние на намерение купить вино в онлайн- или офлайн-формате, а также узнать о различиях в поведении французских покупателей вина и объяснить, почему они выбирают тот или иной канал покупки.

Для ответа на вопросы исследования с помощью онлайн-анкеты были собраны данные. Предложена и протестирована теоретическая модель с использованием SmartPLS3. Онлайн- и офлайн-покупатели сравниваются с помощью метода многогруппового анализа (MGA), а также посредством однофакторного дисперсионного анализа с помощью SPSS 19.

До сих пор не проводилось исследований относительно различий между покупательским поведением в розничном магазине и на платформах электронной или мобильной коммерции с учетом получаемого удовольствия и конструктов социального влияния. Настоящее исследование выводит на передний план предварительные результаты о покупательском поведении на рынке вина и показывает, что побуждает потребителей принимать решение в пользу покупки онлайн или офлайн. Результаты показали, что получение удовольствия и социальные факторы влияют на намерение купить вино офлайн; удовольствие так же сильно и существенно влияет на намерение купить вино через интернет.

18-32 656
Аннотация

В статье рассматривается влияние цифровых платформ на развитие промышленных компаний, их роль для развития и формирования некопируемых конкурентных преимуществ промышленными предприятиями. Исследовано, как цифровые платформы влияют на эффективность и какие отрицательные сетевые эффекты испытывают промышленные компании. В качестве метода эмпирического исследования используется кейс-метод восьми российских промышленных компаний, численность которых варьируется от 38 до 996 человек. Все вошедшие в выборку промышленные компании работают на цифровых платформах более 5 лет. Результатами проведенного исследования стали выводы о том, что цифровые платформы используются как возможность выхода на зарубежные рынки только малыми промышленными компаниями, крупные и средние используют другие источники интернационализации; как источник инновационного развития цифровые платформы не применяются. Цифровые платформы служат  экосистемой для создания лучшего предложения для клиентов. Также цифровые платформы являются источником некопируемых конкурентных преимуществ за счет формирования взаимоотношений с партнерами и получения информации о потребителях и рынках.

33-39 388
Аннотация

Целью настоящего исследования было изучить COVID-19 и проблемы, стоящие перед клубной индустрией в развивающихся странах. В этом качественно-аналитическом исследовании были опрошены 17 спортивных экспертов, менеджеров спортивных клубов и предпринимателей в области спорта на основе методов целевой и трехчастной выборки. Анализ данных также проводился с помощью открытого и осевого кодирования; 6 подходов и 42 категории были классифицированы по шести общим темам: государственная поддержка, финансовые вопросы, деятельность клубов, спонсорство, психологические последствия и социальные сети. В работе подчеркивается роль предпринимательства в спортивной индустрии в преодолении проблем. Менеджеры должны использовать способность к предпринимательству, поскольку оно дает импульс для экономического роста. Предпринимательство в спортивной индустрии может преодолеть кризис как последствие коронавируса и решить возникшие проблемы.

40-47 487
Аннотация

В статье представлены результаты исследования эволюции ключевых паттернов научных публикаций, посвященных использованию имитационных стратегий субъектами предпринимательства. Достижение поставленной цели обеспечено решением двух взаимосвязанных задач: формированием релевантной выборки научных статей (2302 публикации по выбранной проблематике, индексируемые наукометрической базой данных Scopus, за период 1992–2022 годов) и анализом совпадения ключевых слов для характеристики текущего состояния сферы исследований и современных тенденций. В качестве ключевых слов выбраны сочетания «имитационная стратегия, инновации» или «инновация, имитация, стратегия». Библиометрический анализ и визуализация его результатов осуществлены с использованием программного продукта VOSviewer. На основе визуализационных карт выявлены пять кластеров по содержательному совпадению ключевых слов в статьях и пять этапов эволюционного развития проблематики инновационного поведения предприятий. Полученные результаты могут использоваться при исследовании различных аспектов реализации имитационных стратегий субъектами хозяйствования.

48-57 393
Аннотация

Целью статьи является исследование значимости поддержания методической целостности в рамках управления операционными рисками в российских кредитных организациях. Для достижения цели был осуществлен анализ практических подходов к управлению операционными рисками, а также представлены возможности оптимизации собственного капитала. Проанализированы основные потребности, с которыми столкнутся кредитные организации в рамках перехода на расчет операционного риска в соответствии с новым стандартизированным подходом. Определена значимость применения кредитными организациями системного подхода в процессе управления операционными рисками.

В работе систематизированы современные факторы, оказывающие влияние на управление операционными рисками, применен авторский подход к расчету показателей подверженности операционному риску, базирующийся на проведении постатейного анализа соотношения величины потерь по операционным рискам к величине расходов, направленных на применение методов управления операционными рисками.

Научная новизна проведенного исследования состоит в выделении основных практических подходов к управлению банковскими рисками в условиях цифровизации экономики и развития финансовых технологий.

В статье сформулированы ключевые проблемы, возникающие в процессе управления операционными рисками в коммерческих банках и представлены направления решения проблем с применением методов управления операционными рисками, которые позволят усовершенствовать организацию методического процесса управления банковскими рисками. Практическая значимость статьи заключается в отражении необходимости и важности адекватного обеспечения методического процесса управления банковскими рисками и представлении практических рекомендаций, направленных на повышение качества системы управления рисками и риск-культуры в целом, которые могут быть применены в работе служб риск-менеджмента и служб внутреннего контроля.

58-73 488
Аннотация

Рыночная модель электроэнергетики России, существующая в настоящее время, сталкивается с тенденциями и вызовами, такими как рост цен на электроэнергию для конечных потребителей, рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии и сбытовых надбавок, сложность и дороговизна технологического присоединения к электросетям и увеличения мощности, а также увеличение объема перекрестного субсидирования.

При этом на энергетическую отрасль оказывают влияние внешние факторы, обусловленные рядом технологических изменений, назревших в России и в мире, таких как переход от выработки электроэнергии на крупных электростанциях к использованию распределенных генераторов (в том числе использующих возобновляемые источники электроэнергии), увеличение конечной цены на электроэнергию, обусловленное ростом спроса, а также распространение и удешевление технологий генерации с использованием возобновляемых источников энергии, технологий систем накопления электроэнергии, а также развитие систем интеллектуального учета.

В свою очередь, перспективные технологии электроэнергетической отрасли не только приводят к возникновению положительных экономических эффектов при реализации по отдельности, но и раскрывают наиболее полный спектр эффектов и приводят к появлению новых моделей взаимодействия на розничном рынке, если их взаимодействие координируется цифровыми технологиями индустрии 4.0. Таким образом, совместное влияние технологий цифрового перехода в  электроэнергетике формирует предпосылки для появления нового типа потребителей электроэнергии – активного потребителя.

Целью настоящего исследования является анализ факторов, влияющих на принятие этих технологий субъектами розничного рынка и эффективность их внедрения, а также формирование целевой концепции розничного рынка, учитывающей внедрение активных потребителей и обладающей потенциалом к созданию прямых и косвенных экономических эффектов для субъектов энергетической отрасли.

74-85 691
Аннотация

В статье описаны основные барьеры цифровой трансформации, с которыми сталкиваются промышленные предприятия различных отраслей: отсутствие надлежащего финансирования, риски информационной безопасности, недостаточные цифровые навыки сотрудников, недостаточная зрелость текущих процессов, внутреннее сопротивление изменениям, недостаточная осведомленность руководителей, отсутствие определенности в отношении будущих цифровых стандартов. Для анализа барьеров автором был использован трехэтапный подход, включающий в себя литературный обзор, опрос представителей компаний и качественный сравнительный анализ с использованием критерия Краскела – Уоллиса для выявления различий между группами предприятий. В качестве инструмента преодоления выявленных барьеров автором предложен механизм выбора бизнес-модели с учетом оценки получаемых конкурентных преимуществ (улучшение операционной, финансовой и технической эффективности), цифровой зрелости (уровня цифровой культуры, компетенции кадров, качества организации бизнес-процессов и доступа к цифровой инфраструктуре) и рисков (неполучения ожидаемого дохода от внедрения бизнес-модели, информационной безопасности, репутационных и кадровых). Новизна предложенного механизма выбора бизнес-модели промышленного предприятия заключается в усовершенствовании классификации и разработке многокритериального механизма выбора бизнес-модели для промышленного предприятия, реализуемого с помощью системы, основанной на знаниях, с нечетким механизмом вывода.

86-95 401
Аннотация

Введение экономических санкций в отношении Российской Федерации подсветило проблему технологического суверенитета. Для оперативной организации импортозамещения оборудования предлагается рассмотреть вопрос широкого использования имитационных стратегий, успешный опыт применения которых показали некоторые азиатские страны (в частности, Япония, Китай). Зарубежные исследования доказывают эффективность применения стратегий имитации в качестве опорной точки для осуществления технологического прорыва отдельных компаний и экономики в целом. Цель настоящей статьи – проанализировать опыт развивающихся стран по использованию имитационных стратегий для технологического развития, а также оценить возможности широкого применения таких стратегии в России с целью формирования технологического суверенитета в текущих условиях. В ходе исследования автором выявлены некоторые ключевые факторы эффективности применения стратегий имитации в развивающихся странах, в первую очередь Китае. Среди этих факторов отмечаются роль малого и среднего бизнеса в технологическом развитии и распространении знаний, развитие системы защиты прав интеллектуальной собственности, а также наличие технологического разрыва между отечественными и иностранными фирмами, присутствующими на внутреннем рынке. Названные факторы оказали существенное влияние на распространение имитационных стратегий и последующее развитие собственной инновационной среды в Китае. Исследование, проведенное в настоящей статье, демонстрирует, что в условиях российской действительности малый бизнес, система защиты прав интеллектуальной собственности и конкуренция иностранных высокотехнологичных компаний не смогут стать движущей силой внедрения имитационных стратегий. С учетом этого предлагаются разработанные на основе опыта Китая меры промышленной политики, которые позволят сформировать благоприятные экономические условия с целью успешного использования имитационных стратегий. Результаты исследования вносят вклад в проблематику формирования технологического суверенитета России в текущих санкционных условиях, а также содержат предложения по внедрению экономических мер, которые могут оказать влияние на эффективность этого процесса.

96-103 499
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению показателей потенциала как инструментов оперативного и стратегического менеджмента. В рамках оперативного управления необходимо сохранение достигнутого уровня развития, а стратегическое управление должно быть нацелено на развитие возможностей предприятия, его потенциала. Выявлены оперативные и стратегические параметры обеспечения конкурентоспособности предприятия. Для построения показателей потенциала сформированы стратегические структуры предприятия, представляющие собой количественное отображение экономической, технологической и организационной структур предприятия (в виде определенным образом сгруппированных издержек). На основе применения стратегических структур сформированы фактические и целевые значения потенциала предприятия как критерии оценки уровня развития в экономическом, технологическом и организационном отношении. Применение стратегических структур позволяет осуществлять оперативную балансировку затрат предприятия при превышении фактических затрат над плановым уровнем, а также осуществлять перестройку структуры предприятия при переходе на выпуск новой продукции или в целях антикризисного управления.



ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)