Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск
Том 12, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3

Статьи

202-211 1051
Аннотация

В статье проведен анализ особенностей развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в условиях пандемии СOVID-19. Выявлены негативные тенденции, связанные с диспропорциональностью отраслевой структуры бизнеса и низкой инновационной активностью предприятий. Рассмотрены ключевые меры государственной поддержки предпринимательства, предпринятые Правительством Российской Федерации в период

2020–2021 годов. Определена целесообразность стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в процессе трансферта технологий, на основании чего сформулирована основная цель исследования, связанная с формированием экономико-математического инструментария выбора технологии для дальнейшего внедрения в практику деятельности МСП. Обоснована целесообразность применения нечетко-множественного упрощенного метода анализа иерархий Саати при осуществлении выбора технологических решений из конечного числа имеющихся альтернатив с учетом интересов субъектов малого и среднего предпринимательства. Предложенный подход позволяет повысить степень обоснованности управленческих решений при сокращении объема метаматематических операций и снижении влияния субъективизма.

212-229 1183
Аннотация

Цифровизация сегодня стала приоритетом стратегического развития для многих передовых отраслей экономики, в том числе и для транспорта. На нее возлагаются большие надежды по сокращению затрат, повышению стабильности качества продукта и улучшению управляемости производства в целом. Однако оптимистичные ожидания многих руководителей не учитывают видоизменений отраслевых рисков, способных серьезно повлиять на итоги цифровизации.

Целью статьи является исследование влияния процесса цифровизации транспорта на сопутствующие отраслевые риски. Теоретической основой статьи стала всеобщая организационная наука А.А. Богданова. Объект исследования – грузовой транспорт.

В статье утверждается, что отраслевые риски могут быть классифицированы на три субриска: субриски, связанные с отраслевой технологией;

субриски согласования интересов участников транспортного процесса; субриски перевозчика по управлению долгосрочным поведением грузоотправителей и грузополучателей. Предложены количественные модели, характеризующие каждый из этих субрисков.

Данный подход апробирован на трех примерах: Северного морского пути, железнодорожного транспорта в России и морского пути из Юго-Восточной Азии в Европу. Определены актуальный субриск и количественный уровень для каждого из этих объектов. Констатируется, что кардинальное изменение уровня риска возможно прежде всего с помощью цифровых технологий. В то же время цифровизация порождает принципиально новые риски, главным из которых является риск исчерпания разностей, служивших до сих пор причиной макроэкономических потоков.

Настоящая статья является логическим продолжением статьи авторов «Цифровые двойники и их применение в экономике транспорта», опубликованной в № 2.2021 журнала «Стратегические решения и риск-менеджмент».

220-235 1645
Аннотация

Внедрение цифровых технологий индустрии 4.0 – один из ключевых вызовов, стоящих перед промышленными компаниями. Современные технологии, такие как промышленный интернет вещей, облачные вычисления и блокчейн, сбор и аналитика больших данных, технологии машинного обучения, цифровые двойники, а также человеко-машинное взаимодействие, порождают широкий спектр эффектов для промышленных компаний и способны кардинальным образом изменить их способы ведения бизнеса или привести к созданию новых.

Проекты по внедрению технологий индустрии 4.0 носят комплексный характер, поскольку требуют вовлечения различных специалистов из множества профессиональных областей. При этом развитие того или иного направления деятельности внутри компаний может находиться на различных стадиях, что оказывает влияние на успешность или неудачу реализации отдельных направлений деятельности в рамках проектов по внедрению технологий индустрии 4.0.

Таким образом, в рамках исследования поставлена цель разработать метод, позволяющий оценить готовность промышленных предприятий к внедрению цифровых технологий.

На первом этапе исследования разработан перечень направлений и аспектов цифровой трансформации. На втором этапе при помощи интервью с экспертами рассчитаны степени значимости каждого из предложенных аспектов. В завершение проведена оценка цифровой зрелости на выборке промышленных предприятий с использованием объединения ранее полученных экспертных оценок и опросов внутри предприятий.

236-241 1149
Аннотация

Базируясь на анализе отечественного и зарубежного опыта развития рынка микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), авторы приходят к выводу, что за счет реализации продуманной промышленной политики возможно обеспечить ускоренный переход к безуглеродной экономике и стимулировать экономический рост. Предпосылки исследования – обязательства России по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Цель исследования – оценить перспективы и барьеры, сдерживающие развитие возобновляемой микрогенерации на основе ВИЭ.

В статье были использованы обобщение, сравнение, анализ эмпирических данных развития рынка микрогенерации в России и за рубежом, сделан расчет стоимости солнечной электростанции и проведено сравнение с существующими тарифами на низком напряжении для малого и среднего бизнеса. Определены наиболее действенные инструменты промышленной политики в области развития рынка микрогенерации на основе ВИЭ.

242-251 4264
Аннотация

Значимым явлением современной экономики стали экосистемы как новые организационные формы бизнеса, деятельность которых порождает изменения в теории и практике менеджмента. В статье рассматриваются особенности формирования стратегий развития экосистем на базе цифровых платформ, типология стратегий и направления трансформации классических подходов к разработке стратегий экосистемных игроков. Методология исследования включает анализ научно-методических подходов в рамках формирующейся теории экосистем и систематизацию практики функционирования национальных цифровых экосистем на основе анализа реальных ситуаций в различных сферах российского бизнеса. В результате аналитического исследования описаны многовекторные стратегии российских экосистем, выделены доминирующие направления развития в экосистемах транзакций и экосистемах решений, которые систематизированы на основе матрицы Ансоффа. Выявлены направления трансформации традиционных методов и инструментов стратегического управления в широком контексте: с позиций рыночного и внутриэкосистемного взаимодействия.

Полученные результаты вносят вклад в актуальные научные дискуссии, касающиеся перспектив и ограничений развития цифровых экосистем, изменения природы и характера конкуренции, а также проблем трансформации традиционных методов менеджмента компаний в цифровой экономике.

252-261 5450
Аннотация

В рамках настоящей статьи авторы проанализировали следующие направления предпринимательской деятельности в индустрии спорта: спортивно-оздоровительные услуги, в том числе фитнес-клубы, спортивные клубы, школы и академии; организация соревнований (лиг); корпоративный спорт; медиаресурсы; букмекерские конторы, киберспорт. В рамках работы отмечены положительные примеры предпринимательства в индустрии спорта, а также роль, интересы и задачи государства. Отдельно рассмотрены направления инновационного развития в рамках каждого из выделенных блоков. Также авторы систематизировали меры поддержки предпринимательства и выявили его особенности для индустрии спорта. В качестве направлений дальнейших исследований в данной сфере предложены: анализ отдельных рынков предпринимательства в индустрии спорта; разработка и апробация методик оценки эффективности мер поддержки предпринимательства в индустрии спорта; развитие профессиональной подготовки предпринимателей для индустрии спорта.

262-272 1756
Аннотация

В настоящее время все больше компаний следуют принципам устойчивого развития и имплементируют ESG-практики в корпоративные стратегии. Вместе с тем ряд российских компаний испытывает барьеры на пути их внедрения и не обладает необходимыми компетенциями для выстраивания работы по реализации практик устойчивого развития. Важным в данном контексте является понимание факторов, способствующих внедрению ESG-практик в российских промышленных компаниях.

Представленное в статье исследование основано на данных опроса 167 промышленных компаний. Полученные результаты позволяют говорить о многообразии факторов, влияющих на внедрение экологических, социальных и управленческих инициатив.  Так, новые технологии, ожидания потребителей, работа компаний на международных рынках, требования регулятора выступают ключевыми факторами для внедрения промышленными компаниями экологических практик. Затраты на текущую деятельность, наличие подразделения и/или менеджера, ответственного за достижение целей в области устойчивого развития, инвестиционная привлекательность, рентабельность деятельности и повышение операционной эффективности являются драйверами внедрения социальных практик промышленными компаниями. На внедрение управленческих практик наибольшее влияние оказывают факторы наличия подразделений, ответственных за достижение целей устойчивого развития, ожидания потребителей, работа компаний на международных рынках, инвестиционная привлекательность и затраты на текущую деятельность.

Результаты исследования позволяют сделать выводы о необходимости создавать специализированные подразделения, отвечающие за реализацию целей устойчивого развития, внедрять новые технологии, уделять внимание развитию сотрудников и их социальному обеспечению с целью успешного достижения целей устойчивого развития.



ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)