Перейти к:
РАЗВИТИЕ МИКРОГЕНЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ВИЭ КАК ФАКТОР ДЕКАРБОНИЗАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-236-241
Аннотация
Базируясь на анализе отечественного и зарубежного опыта развития рынка микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), авторы приходят к выводу, что за счет реализации продуманной промышленной политики возможно обеспечить ускоренный переход к безуглеродной экономике и стимулировать экономический рост. Предпосылки исследования – обязательства России по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Цель исследования – оценить перспективы и барьеры, сдерживающие развитие возобновляемой микрогенерации на основе ВИЭ.
В статье были использованы обобщение, сравнение, анализ эмпирических данных развития рынка микрогенерации в России и за рубежом, сделан расчет стоимости солнечной электростанции и проведено сравнение с существующими тарифами на низком напряжении для малого и среднего бизнеса. Определены наиболее действенные инструменты промышленной политики в области развития рынка микрогенерации на основе ВИЭ.
Для цитирования:
Бабичева Л.К., Непринцева Е.В., Шубин С.А. РАЗВИТИЕ МИКРОГЕНЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ВИЭ КАК ФАКТОР ДЕКАРБОНИЗАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2021;12(3):236-241. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-236-241
For citation:
Babicheva L.K., Neprintseva E.V., Shubin S.A. DEVELOPING MICROGENERATION BASED ON RES AS A DRIVER OF DECARBONISATION AND ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA. Strategic decisions and risk management. 2021;12(3):236-241. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-236-241
Введение
В настоящее время около 80% стран мира приняли на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности к конкретному сроку1. Россия определила, что достигнет указанной цели к 2060 году. При этом Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству РФ при разработке Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года предусмотреть сокращение накопленного с 2021 по 2050 год объема чистой эмиссии парниковых газов в РФ до более низких значений по сравнению с показателями Европейского союза2.
Одним из значимых источников выбросов СО2 в мире является отрасль жилищно-коммунального хозяйства. В 2020 году эксплуатация зданий и сооружений сформировала около 30% мирового спроса на энергоресурсы, а выбросы от эксплуатации зданий и сооружений составили около 28% от общих мировых выбросов CO2, связанных с энергетикой [Global status report.., 2021]. Действенным инструментом снижения углеродного следа зданий и сооружений наряду с повышением энергоэффективности и энергосбережения является перевод энергоснабжения на объекты микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
В статье проведен эмпирической анализ мирового опыта развития микрогенерации на основе ВИЭ начиная с 2010-х годов. Выявлены факторы, стимулирующие и препятствующие развитию рынка микрогенерации, определены наиболее действенные инструменты поддержки развития микрогенерации, применимые к отечественному рынку.
Проведена оценка потенциала развития рынка микрогенерации в Российской Федерации. Осуществлен анализ стоимости солнечной электростанции для различных регионов России, на основе ее сравнения с тарифами на низком напряжении для малого и среднего бизнеса сделаны выводы о перспективах развития микрогенерации в России, и определены основные инструменты промышленной политики на данном рынке.
-
Стимулы и препятствия развития микрогенерации за рубежом
Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие микрогенерации на базе ВИЭ преимущественно направлено на решение двух основных задач: снижение негативного влияния на окружающую среду и получение положительных экономических эффектов. В исследовании [Motyka et al., 2020] приводятся результаты опроса частных домовладельцев США: 68% опрошенных желают снизить свой углеродный след, при этом 53% опрошенных заявили, что крайне важно, чтобы часть потребляемой ими электроэнергии была произведена на основе ВИЭ. Бизнес также все больше ориентирован на экологическую повестку и стремится внедрять технологии на базе ВИЭ в своей деятельности, и этот тренд будет сохранен в долгосрочной перспективе.
Опрос 291 жителя в Великобритании [Balcombe et al., 2014] показал, что в качестве главных мотивов применения микрогенерации рассматривались экономические выгоды и желание снизить негативное влияние на экологию. Авторы [Hakon et al., 2018] в своем исследовании также приходят к выводу, что наличие схем государственной поддержки ускорило развитие микрогенерации в Германии, Великобритании и Норвегии. Для Германии и Великобритании значительной движущей силой роста этого направления была декарбонизация. В Норвегии же низкая экономическая поддержка и низкие цены на электроэнергию ограничили число просьюмеров. Тем не менее снижение цен на солнечные электростанции способствует росту объемов вводов микрогенерации. При этом цены на электроэнергию и зеленые тарифы играют даже менее заметную роль по сравнению со стоимостью объектов микрогенерации [Pearce, Slade, 2018]. Наличие зеленых тарифов лишь способствует более раннему развитию микрогенерации, объемы которой росли бы в любом случае, поскольку цены на нее будут продолжать снижаться в долгосрочной перспективе.
В свою очередь наиболее существенными барьерами развития микрогенерации на основе ВИЭ авторами работы [Balcombe et al., 2014] были признаны также экономические аспекты реализации проекта: высокие капитальные затраты, неподходящая конфигурация дома, недостаточная потенциальная выгода, а также риск потери денег при переезде в другой дом. Вторым по важности препятствием развития микрогенерации названа сложность в поиске достоверной информации, необходимой для принятия решения.
Аналогичные выводы относительно важности наличия доступной и достоверной информации о микрогенерации содержатся в работе [Palm, 2018]. С 2008 по 2014 год рынок фотоэлектрических систем в Швеции рос благодаря введению субсидий. Однако начиная с 2014 года появились барьеры, серьезно затормозившие темпы развития микрогенерации в стране, такие как возросшая административная нагрузка и трудности с поиском достоверной информации, в том числе о том, какие есть надежные профессиональные компании-установщики и сколько будет получать домохозяйство при продаже электроэнергии в сеть.
Эти выводы подтверждают и другие авторы, которые отмечают, что доступ к надежной информации имеет важное значение [Simpson, Clifton, 2015; Hakon et al., 2018], а рост рынка микрогенерации стимулирует предоставление экспертных знаний и технических решений для облегчения процедур вовлечения новых домохозяйств на рынок микрогенерации [Korsnes, Throndsen, 2021].
По результатам исследования международного опыта в табл. 1 приведены наиболее значимые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие рынка микрогенерации на основе ВИЭ, и возможные инструменты государственной политики, которые позволяют стимулировать развитие данного сектора экономики, обеспечив экономический рост и достижение углеродной нейтральности.
-
Инструменты стимулирования развития микрогенерации на основе ВИЭ, применяемые в России
В декабре 2019 года вступил в силу Федеральный закон о микрогенерации 471-ФЗ3, установивший в отношении любого физического или юридического лица, обладающего объектом микрогенерации, право отдавать излишки электроэнергии в сеть. При этом энергосбытовая организация обязана купить данную электроэнергию.
2 марта 2021 года вышло постановление Правительства РФ № 299, определяющее особенности правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации и их взаимодействия с сетевыми и энергосбытовыми компаниями4.
Согласно принятым документам, владелец объекта микрогенерации должен выполнить действия, представленные на рис. 1.
При осуществлении технологического присоединения сетевая компания безвозмездно устанавливает прибор учета – специальный двунаправленный счетчик, который должен обеспечивать почасовые измерения активной и реактивной энергии в сетях переменного тока и благодаря которому энергосбытовая компания сможет удаленно анализировать количество потребляемой и вырабатываемой микрогенератором энергии.
Плата за техприсоединение для объектов микрогенерации в настоящее время является льготной и предполагает плату только за «бумагу» в размере не более 7,6 долл. при условии, что расстояние от границ участка до объектов электросетевого хозяйства составляет не более 300 м в городах и не более 500 м – в сельской местности5.
Механизм работы объекта микрогенерации основан на том, что выработанная электроэнергия в первую очередь идет на покрытие нагрузки потребителя, а та часть электроэнергии, которая оказалась в этот момент «лишней», поступает во внешнюю сеть, играющую в данном случае роль внешнего огромного накопителя энергии. Затем потребитель в нужный момент «забирает» свои излишки на условиях взаимозачета (сальдирования) или осуществляет ее реализацию и получает оплату за нее.
В качестве дополнительного стимулирующего механизма кроме возможности снижения объемов приобретаемой электроэнергии и реализации возникающих излишков до 2029 года продажа энергии владельцем объекта микрогенерации не облагается налогом на доходы физических лиц (в зависимости от дохода физического лица – 13 или 15%).
Серьезным недостатком реализованного механизма развития микрогенерации является то, что он не распространяется на многоквартирные дома.
Ожидалось, что введение рассмотренного механизма стимулирования микрогенерации приведет к ее взрывному росту. Но этого не произошло – по большей части по причине недостаточного информирования населения о преимуществах данного инструмента.
-
Оценка потенциала развития рынка микрогенерации в России
Достоверно оценить текущий уровень развития рынка микрогенерации на основе ВИЭ в России достаточно сложно, учитывая, что все его игроки являются небольшими компаниями, которые не публикуют свои данные, а государственная статистика вводов объектов микрогенерации не ведется. По имеющимся приблизительным оценкам, в 2014–2020 годах в этом секторе было установлено до 100 МВт солнечных электростанций (а отечественный рынок представлен преимущественно именно фотоэлектрическими установками). При этом основной объем введенной микрогенерации на основе ВИЭ пришелся на 2020 год и составил 50–60 МВт [Ланьшина, 2021]. Большая доля этого объема установлена на объектах юридических лиц, на частных лиц приходится 10–15 МВт6.
На сегодняшний день микрогенерация в России еще не успела получить широкого распространения, однако потенциал рынка микрогенерации на базе ВИЭ оценивается как весьма существенный, несмотря на то что понимания реальных масштабов установленной мощности уже реализованных проектов нет.
По экспертным оценкам, объемы ввода микрогенерации на основе ВИЭ в России начиная с 2021 года и в течение ближайших пяти лет составят 150–200 МВт в год, а оборот рынка достигнет порядка 140 млн долл. [Рынок возобновляемой энергетики.., 2021]. По другим оценкам, микрогенерация на основе ВИЭ может обеспечить дополнительно 0,6 ГВт генерирующих мощностей [Хохлов и др., 2018]. Всего же достижимый потенциал рынка микрогенерации на основе ВИЭ без негативного воздействия на энергосистему оценивается экспертами до 15 ГВт [Роженко, 2018; Лоссе и др., 2019]. При этом Минэнерго России ожидает незначительного прироста объемов микрогенерации – в размере 15–30 МВт в год7.
Основными драйверами роста рынка микрогенерации в России являются увеличение цен на электроэнергию и снижение стоимости оборудования ВИЭ. По данным Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, полная стоимость электроэнергии в России в зависимости от региона находится в диапазоне 0,08– 0,15 долл./ кВт*ч.8 К 2025 году в некоторых регионах тарифы могут вырасти до 0,2 долл./кВт*ч [Ланьшина, 2021]. Это побуждает потребителей электроэнергии искать альтернативы энергоснабжения, одной из которых является строительство собственной микрогенерации на основе ВИЭ.
В Краснодарском крае, Калмыкии, Алтае, Волгоградской области цена электроэнергии для компаний малого и среднего бизнеса на сетях низкого напряжения находится в районе 0,8–0,12 долл./кВт*ч, а цена электроэнергии (Levelized Cost of Electricity, LCOE), выработанной с использованием микрогенерации на основе фотоэлектрических элементов, по нашим оценкам, составляет порядка 0,08 долл./кВт*ч. В долгосрочной перспективе данный разрыв будет только увеличиваться за счет роста цен на электроэнергию из энергосистемы и снижения стоимости оборудования ВИЭ (рис. 2).
Учитывая отмеченные тенденции на отечественном рынке микрогенерации на основе ВИЭ, дополнительные механизмы для стимулирования его развития со стороны государства потребуются только в случае существования заинтересованности в более высоких темпах декарбонизации сферы жилищно-коммунального хозяйства и реализации промышленной политики, направленной на усиление российского сектора промышленности возобновляемой энергетики.
С учетом того что налоговые льготы для собственников микрогенерации уже предусмотрены, для достижения указанных целей по декарбонизации и обеспечения экономического роста промышленная политика должна предусматривать включение инструментов субсидирования отечественной промышленности возобновляемой энергетики, снижение трансакционных издержек, связанных с поиском добросовестных поставщиков, а также информирование потребителей о преимуществах использования собственной микрогенерации на основе ВИЭ.
Таблица 1
Факторы, оказывающие существенное влияние на развитие рынка микрогенерации на основе ВИЭ
Table 1
Factors of considerable importance for the development of microgeneration based on RES
Основные факторы |
Возможные инструменты государственной политики |
Эффекты |
Экономические стимулы, такие как снижение капитальных затрат и затрат на монтаж оборудования |
Субсидирование производителей оборудования |
Развитие отечественного промышленного кластера ВИЭ |
Перспектива получения дополнительной финансовой выгоды |
Налоговые льготы для конечных потребителей |
Стимулирование спроса на микрогенерацию на основе ВИЭ |
Доступность и достоверность информации о микрогенерации |
Информирование о существующих экономических стимулах и возможностях использования ВИЭ |
Рис. 1. Порядок получения статуса микрогенерации
Fig. 1. Procedure for obtaining the microgeneration status
Рис. 2. Стоимость солнечной электроэнергии и электроэнергии из сети для регионов России в 2021 году
Fig. 2. Value of solar power and electric power from the grid in Russian regions in 2021
Заключение
Проведенный анализ потенциала развития микрогенерации на основе ВИЭ в России свидетельствует о том, что данный сектор может стать одним из инструментов снижения выбросов СО2 в жилищно-коммунальной сфере и российской экономике в целом. Кроме того, применение инструментов стимулирования развития рынка микрогенерации на основе ВИЭ, показавших свою эффективность за рубежом, позволит существенно ускорить процессы декарбонизации и обеспечить экономический рост национальной экономики.
1 Около 80% стран мира обозначили сроки по достижению углеродной нейтральности (2021). ТАСС, 31 октября. URL: https://tass.ru/obschestvo/12812589.
2 Пункт 14 Перечня поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21.04.2021 № Пр-753.
3 Федеральный закон от 27.12.2019 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” в части развития микрогенерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912280019.
4 Постановление Правительства РФ от 02.03.2021 № 299 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103060015.
5 Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51030/.
6 Шахрай И.С. Рынка просто нет – его надо создать (2021). Коммерсантъ, 57. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4753144.
7 Солнце наших крыш (2021). Коммерсантъ, 57. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4753266.
8 База тарифов на электроэнергию. URL: https://time2save.ru/calculaters/nereguliruemie-ceni-na-elektroenergiu.
Список литературы
1. Ланьшина Т. (2021) Несубсидируемый рынок солнечной энергетики в России: в ожидании взрывного роста. М.: Ассоциация «Цель номер семь».
2. Лоссе У., Андреева Т., Брюкманн Р., Таллат-Кельпшайте Ю., Блайн К., Урбшат К. (2019). Возможности для солнечной энергетики в России. Берлин: Эклареон ГмбХ. URL: https://www.solarwirtschaft.de/fileadmin/user_upload/Enabling_PV_Russia_RU.pdf.
3. Роженко С. (2018). Революция крыш. Как снизить цены на зеленую энергию в России». Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/biznes/356227-revolyuciyakrysh-kak-snizit-ceny-na-zelenuyu-energiyu-v-rossii.
4. Рынок возобновляемой энергетики России: текущий статус и перспективы развития (2021). Информационный бюллетень АРВЭ. URL: https://rreda.ru/information-bulletin-july2021.
5. Хохлов А., Мельников Ю., Веселов Ф., Холкин Д., Дацко К. (2018). Распределенная энергетика в России: потенциал развития. М.: Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО. URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_DER-3.0_2018.02.01.pdf.
6. Balcombe P., Rigby D., Azapagic A. (2014). Investigating the importance of motivations and barriers related to microgeneration uptake in the UK. Applied Energy, 130: 403-418. URL: doi.org/10.1016/j.apenergy.2014.05.047.
7. Global status report for buildings and construction: Towards a Zero‑emission, efficient and resilient buildings and construction sector (2021). United Nations Environment Programme. Nairobi. URL: https://globalabc.org/sites/default/files/2021-10/GABC_Buildings-GSR-2021_BOOK.pdf.
8. Hakon T., Inderberg J., Tews K. (2018). Is there a prosumer pathway? Exploring household solar energy development in Germany, Norway, and the United Kingdom. Energy Research & Social Science, 42: 258-269. URL: doi.org/10.1016/j.erss.2018.04.006.
9. Korsnes M., Throndsen W. (2021). Smart energy prosumers in Norway: Critical reflections on implications for participation and everyday life. Journal of Cleaner Production, 306. URL: doi.org/10.1016/j.jclepro.2021.127273.
10. Motyka M., Thomson J., Hardin K., Sanborn S. (2020). Energy management: Paused by pandemic, but poised to prevail. Deloitte. Deloitte resources 2020 study. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/industry/power-and-utilities/energy-study-of-businesses-and-residential-consumers.html.
11. Palm J. (2018). Household installation of solar panels – Motives and barriers in a 10-year perspective. Energy Policy, 113: 1–8. URL: doi.org/10.1016/j.enpol.2017.10.047.
12. Pearce P., Slade R. (2018). Feed-in tariffs for solar microgeneration: Policy evaluation and capacity projections using a realistic agent-based model. Energy Policy, 116: 95–111. URL: doi.org/10.1016/j.enpol.2018.01.060.
13. Simpson G., Clifton J. (2015). The emperor and the cowboys: The role of government policy and industry in the adoption of domestic solar microgeneration systems. Energy Policy, 81: 141–151. URL: doi.org/10.1016/j.enpol.2015.02.028.
Об авторах
Л. К. БабичеваРоссия
Аналитик Ассоциации развития возобновляемой энергетики (Москва, Россия). Область научных интересов: энергетическая трансформация отечественной и зарубежных экономик, рынки электрической энергии и мощности, возобновляемые источники энергии, фотоэлектричество, системы хранения энергии, распределенная генерация.
Е. В. Непринцева
Россия
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятием, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» (Москва, Россия). Область научных интересов: макроэкономика, промышленная политика, антимонопольное регулирование, электроэнергетика.
С. А. Шубин
Россия
Кандидат экономических наук, доцент департамента менеджмента и инноваций факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). Область научных интересов: рынки электрической энергии и мощности, теплоснабжение и ЖКХ, промышленная политика, антимонопольное регулирование.
Рецензия
Для цитирования:
Бабичева Л.К., Непринцева Е.В., Шубин С.А. РАЗВИТИЕ МИКРОГЕНЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ВИЭ КАК ФАКТОР ДЕКАРБОНИЗАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2021;12(3):236-241. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-236-241
For citation:
Babicheva L.K., Neprintseva E.V., Shubin S.A. DEVELOPING MICROGENERATION BASED ON RES AS A DRIVER OF DECARBONISATION AND ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA. Strategic decisions and risk management. 2021;12(3):236-241. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-236-241