Перейти к:
Алгоритм формирования сети авиалиний
https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-6-22-29
Аннотация
Рассмотрен подход по обоснованию сети внутренних маршрутов для внедрения самолетов в РФ. Методом исследования сети выбрана концепция связности аэропортов пассажирскими потоками.
Анализ пассажирских перевозок по внутренним авиалиниям проводился по федеральным округам начиная с Дальнего Востока. Далее последовательно рассматривались Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Западный, Центральный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Пассажирские перевозки в Крым рассматривались отдельно. Детализация пассажиропотоков проводится для выявления связей между аэропортами внутри округов и за его пределами – в соседние округа, в западном направлении. При отборе маршрутов для самолета определенного типа вводятся ограничения по дальности беспосадочного полета и ограничения на минимальную и максимальную (при больших потоках) частоту выполнения рейсов.
Подход позволяет сконцентрировать внимание на авиалиниях, наилучшим образом подходящих для применения рассматриваемого типа воздушных судов, выявить направления, где пассажиропотоки между городами – недостаточны или слабы, но возможно их наращивание в перспективе. После того как данные по перевозкам дополнены сведениями по доходным ставкам (тарифам), становится возможным предварительное определение наиболее выгодных групп авиалиний для внедрения самолетов. Определены объемы перевозок, факт и прогноз, сводные характеристики выбранных линий, перечни линий для дальнейшего анализа эффективности и конкурентоспособности внедряемого самолета.
Ключевые слова
Для цитирования:
Манвелидзе А.Б. Алгоритм формирования сети авиалиний. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2017;(6):22-29. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-6-22-29
For citation:
Manvelidze A.B. Air lines network modelling algorithm. Strategic decisions and risk management. 2017;(6):22-29. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-6-22-29
Введение
После экономического кризиса 2009 г. пассажирские перевозки по внутренним воздушным линиям (ВВЛ) росли в среднем на 12-16% до 2015 года включительно. Значительный рост объясняется введением субсидирования на внутренние перевозки, в том числе на региональные пассажирские перевозки, формированием туристического потока на Крым и увеличением вахтовых перевозок в Западной Сибири (Бованенково, Сабетта), Восточной Сибири (Ванкор) и на Дальнем Востоке (Талакан, Восточный). Наибольшие темпы роста наблюдаются на направлениях из центра на юг и Северный Кавказ, в Приволжском федеральном округе.
По сравнению с 2015 годом в 2016 году средний годовой прирост снизился до 7% из-за снижения вахтовых перевозок, а также из-за снижения перевозок из дальневосточных и сибирских аэропортов в Москву и Симферополь, из Санкт- Петербурга в Симферополь и Минеральные Воды (рис. 1).
Прогнозирование пассажирских перевозок проводится по формулам множественной регрессии, учитывающим экономическое развитие регионов РФ.
Для прогнозирования потребности в самолетах различных типов нужны детальные характеристики сети авиалиний: географически-про- странственное положение, статус аэропортов, протяженность маршрута, величина пассажиропотока, операторы на авиалинии (авиакомпании), тарифы.
Объединение отдельных авиалиний в группы или сети для исследования эффективности применения рассматриваемых типов ВС осуществляется на основе концепции формирования сети. Наиболее распространены концепции формирования линий от заданных крупных аэропортов, (модель «разлета» от аэропортов) и концепции, учитывающие связи между аэропортами, (модель связности). Модель связности нашла широкое применение в начале 2000-х годов при создании альянсов авиакомпаний.
В данном исследовании сети - выбрана модель связности аэропортов.
Анализ пассажирских перевозок по внутренним авиалиниям проводился по федеральным округам. Прежде всего, рассматривались перевозки в пределах Дальнего Востока и связи дальневосточных аэропортов с аэропортами Сибири, Урала, Приволжья, Северо-Запада, Центра, Юга и Северного Кавказа. Далее последовательно рассматривались Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Западный, Центральный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа (табл. 1). Пассажирские перевозки в Крым рассматривались отдельно.
При отборе маршрутов введены ограничения по дальности беспосадочного полета (например, для регионального самолета - не более 4000 км) и ограничения на минимальную и максимальную частоту выполнения рейсов.
Детализация пассажиропотоков проводилась с целью выявить связи между аэропортами внутри округов и с соседними округами в западном направлении.
Подход позволяет сконцентрировать внимание на авиалиниях, где было бы оптимальным использование самолетов конкретных типов. Также позволяет выявить направления, где пассажиропотоки между городами недостаточны или слабы, но возможно их наращивание в перспективе.
Предварительная обработка информации
В качестве исходной использована информация Транспортно-клиринговой палаты о пассажирских перевозках между парами городов», сводные данные по авиакомпаниям за 20002016 годы, а также информация о перевозках пассажиров по аэропортам за 2015-2016 годы. Исходная информация подвергнута обработке: определена парность перевозок по авиалиниям, определены значения ортодромических расстояний между аэропортами Российской Федерации, названия субъектов и федеральных округов для каждой пары перевозок.
В табл. 1 представлено распределение общего массива данных по пассажирским перевозкам и федеральным округам. Показаны объемы перевозок в пределах каждого федерального округа, в соседние округа в западном направлении. Показано по скольким авиалиниям выполняются перевозки, рост перевозок за 2000-2016 годы, средняя дальность и средние перевозки на линии за год.
Строки представляют базы данных по пассажирским перевозкам на авиалинии, аэропорт вылета или аэропорт назначения, которые находятся в заданных федеральных округах.
Детальная обработка авиалиний, объединенных в сеть по географическим показателям, проводится с учетом связей (табл. 2).
Рис. 1. Рост пассажирских перевозок по внутренним воздушным линиям
Таблица 1 Последовательность исследований по регионам
Анализируемый регион (федеральный округ) | Перевозки в пределах регионов и на связях с аэропортами |
---|---|
Дальний Восток | Сибирь, Урал, Приволжье, Северо-Запад, Центр, Юг и Северный Кавказ |
Сибирь | Урал, Приволжье, Северо-Запад, Центр, Юг и Северный Кавказ |
Урал | Приволжье, Северо-Запад, Центр, Юг и Северный Кавказ |
Северо-Запад | Приволжье, Центр, Юг и Северный Кавказ |
Приволжье | Северо-Запад, Центр, Юг и Северный Кавказ |
Центр | Юг, Северный Кавказ |
Юг и Северный Кавказ | В пределах федерального округа |
Алгоритм анализа пассажирских перевозок с учетом связей
Анализ пассажиропотоков в регионах По данным статистики отбираются:
- наиболее крупные аэропорты в каждом федеральном округе: узловые, центры субъектов, крупные промышленные центры, центры добычи углеводородов крупных строек;
- авиалинии между отобранными крупными аэропортами в пределах регионов, данные ранжируются: отдельно линии с крупными, средними и мелкими пассажирскими потоками, также отдельно линии с вахтовыми и нерегулярными перевозками.
- авиалинии между отобранными крупными аэропортами и крупными аэропортами в соседних регионах, за пределами исследуемого федерального округа, находящихся к западу от рассматриваемого региона;
- авиалинии между отобранными крупными аэропортами и прочими аэропортами в регионе.
Таблица 2
Структура пассажирских перевозок по внутренним авиалиниям. Связи между регионами РФ
|
| Перевозки пассажиров | Средняя дальность | Кол-во линий | Средние перевозки на линии | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2015 | 2016 | 2015 | 2016 | |||
Д-ВД-В | Дальний Восток | 392 | 835 | 858 | 857 | 950 | 958 | 987 | 1030 | 1094 | 1037 | 1158 | 1213 | 1399 | 1519 | 1484 | 1467 | 1580 | 1,12 | 921 | 931 | 1592 | 1697 |
Д-В - Сиб | 223 | 392 | 508 | 536 | 586 | 544 | 543 | 531 | 481 | 342 | 405 | 481 | 569 | 646 | 658 | 652 | 749 | 3,37 | 97 | 90 | 6726 | 8321 | |
Д-В - Урал | 29 | 38 | 48 | 48 | 60 | 53 | 65 | 72 | 62 | 57 | 57 | 56 | 36 | 34 | 39 | 51 | 65 | 5,17 | 24 | 24 | 2146 | 2702 | |
Д-В - П-В | 11 | 13 | 10 | 12 | 13 | 17 | 14 | 20 | 9 | 4 | 9 | 7 | 4 | I | I | 3 | I | 5,51 | 22 | 14 | 138 | 50 | |
Д-В - С-3 | 47 | 51 | 48 | 59 | 81 | 71 | 76 | 81 | 90 | 93 | 132 | 115 | 68 | 69 | 75 | 71 | 43 | 6,57 | 11 | 13 | 6440 | 3303 | |
Д-В - Цент | 745 | 859 | 884 | 932 | 1074 | 1117 | 1229 | 1342 | 1527 | 1682 | 2106 | 2351 | 2504 | 2707 | 2695 | 2580 | 2459 | 6,62 | 21 | 20 | 122843 | 122949 | |
Д-В - Южн | 53 | 57 | 48 | 55 | 63 | 60 | 55 | 64 | 52 | 57 | 57 | 66 | 32 | 33 | 29 | 25 | 38 | 7,14 | 11 | 11 | 2278 | 3496 | |
Д-В - C-K | 11 | 7 | 8 | 6 | 7 | 5 | 4 | 4 | 3 |
| 2 | I |
| 2 |
|
|
| 7,14 |
|
|
|
| |
ВАХТЫ И НЕРЕГ. | 15 | 162 | 160 | 164 | 177 | 183 | 197 | 230 | 245 | 228 | 221 | 237 | 253 | 306 | 299 | 438 | 492 | 1,95 | 93 | 97 | 4709 | 5075 | |
Total | 1526 | 2415 | 2572 | 2670 | 3011 | 3008 | 3168 | 3373 | 3564 | 3499 | 4147 | 4527 | 4864 | 5318 | 5281 | 5287 | 5427 | 4,23 | 1200 | 1200 | 4406 | 4522 | |
СИб-СИБ | Сибирь | 223 | 522 | 554 | 573 | 590 | 529 | 527 | 543 | 558 | 459 | 517 | 596 | 634 | 693 | 756 | 794 | 827 | 1,08 | 341 | 235 | 2327 | 3521 |
Сиб - Урал | 69 | 234 | 257 | 256 | 263 | 221 | 217 | 243 | 250 | 181 | 196 | 252 | 261 | 280 | 270 | 289 | 406 | 1,34 | 173 | 161 | 1672 | 2521 | |
Сиб - П-В | 50 | 52 | 57 | 58 | 87 | 48 | 58 | 66 | 59 | 30 | 36 | 47 | 61 | 57 | 56 | 71 | 82 | 2,59 | 106 | 83 | 668 | 989 | |
Сиб - С-3 | 124 | 164 | 200 | 232 | 239 | 261 | 257 | 288 | 328 | 237 | 223 | 283 | 340 | 335 | 409 | 406 | 474 | 3,47 | 46 | 48 | 8835 | 9883 | |
Сиб - Цент | 1228 | 1667 | 1772 | 1999 | 2216 | 2363 | 2570 | 2956 | 3127 | 3018 | 3553 | 3893 | 4422 | 4657 | 4999 | 4906 | 4782 | 3,38 | 49 | 51 | 100115 | 93774 | |
Сиб - Южн | 135 | 202 | 219 | 236 | 276 | 286 | 288 | 294 | 249 | 164 | 197 | 248 | 258 | 267 | 260 | 326 | 406 | 3,72 | 61 | 51 | 5350 | 7969 | |
Сиб - C-K | 26 | 23 | 25 | 24 | 25 | 23 | 31 | 24 | 15 | I | 5 | 6 | 11 | 8 | 9 | 8 | 22 | 3,83 | 3 | 4 | 2782 | 5502 | |
ВАХТЫ | 35 | 122 | 126 | 128 | 128 | 117 | 133 | 107 | 142 | 160 | 173 | 188 | 229 | 244 | 249 | 241 | 277 | 0,93 | 341 | 490 | 708 | 565 | |
Total | 1888 | 2984 | 3209 | 3506 | 3823 | 3847 | 4081 | 4521 | 4728 | 4250 | 4900 | 5513 | 6217 | 6541 | 7008 | 7042 | 7277 | 2,92 | 1120 | 1123 | 6287 | 6480 | |
Урал-Урал | Урал | 446 | 647 | 696 | 704 | 633 | 602 | 670 | 716 | 715 | 559 | 648 | 734 | 800 | 863 | 819 | 799 | 849 | 0,73 | 662 | 620 | 1207 | 1369 |
Урал - П-В | 64 | 83 | 78 | 76 | 88 | 82 | 85 | 115 | 123 | 87 | 117 | 129 | 175 | 253 | 222 | 190 | 233 | 1,29 | 46 | 40 | 4126 | 5821 | |
Урал - С-3 | 81 | 104 | 117 | 138 | 150 | 154 | 172 | 232 | 286 | 213 | 234 | 296 | 331 | 373 | 481 | 535 | 619 | 2,12 | 18 | 18 | 29739 | 34414 | |
Урал - Цент | 1257 | 1572 | 1686 | 1783 | 1968 | 2025 | 2218 | 2790 | 2934 | 2668 | 3220 | 3670 | 3986 | 4379 | 4705 | 5075 | 5213 | 1,88 | 40 | 39 | 126876 | 133661 | |
Урал - Южн | 204 | 256 | 242 | 242 | 252 | 236 | 265 | 321 | 276 | 198 | 210 | 237 | 182 | 230 | 286 | 367 | 497 | 2,57 | 57 | 55 | 6443 | 9032 | |
Урал - C-K | 47 | 45 | 43 | 45 | 53 | 50 | 50 | 55 | 55 | 42 | 49 | 55 | 51 | 61 | 63 | 52 | 68 | 2,44 | 10 | 10 | 5187 | 6793 | |
Вахты и нерег. из западных ФО | 889 | 1192 | 1056 | 986 | 953 | 859 | 837 | 905 | 910 | 685 | 697 | 707 | 666 | 691 | 727 | 735 | 906 | 2,11 | 324 | 290 | 2269 | 3124 | |
Total | 2989 | 3899 | 3918 | 3974 | 4096 | 4008 | 4298 | 5135 | 5299 | 4453 | 5175 | 5828 | 6191 | 6849 | 7304 | 7754 | 8385 | 1,8 | 1157 | 1072 | 6702 | 7821 | |
П-В - П-В | Приволжье | 9 | 46 | 44 | 35 | 34 | 27 | 22 | 26 | 41 | 29 | 47 | 59 | 53 | 123 | 151 | 153 | 178 | 0,53 | 186 | 188 | 823 | 945 |
П-В - С-3 | 66 | 86 | 92 | 102 | 121 | 129 | 153 | 235 | 331 | 208 | 213 | 349 | 443 | 518 | 655 | 658 | 693 | 1,56 | 64 | 61 | 10287 | 11367 | |
П-В - Цент | 672 | 1085 | 1084 | 1278 | 1541 | 1712 | 2085 | 2493 | 2735 | 2487 | 3309 | 3756 | 4110 | 4618 | 5302 | 5812 | 6332 | 0,95 | 61 | 61 | 95280 | 103795 | |
П-В - Южн | 98 | 133 | 121 | 135 | 162 | 135 | 133 | 144 | 123 | 101 | 125 | 175 | 128 | 172 | 214 | 305 | 513 | 1,57 | 83 | 87 | 3670 | 5901 | |
П-В - C-K | 24 | 18 | 17 | 16 | 18 | 12 | 12 | 10 | 7 | 6 | 10 | 13 | 9 | 8 | 5 | 8 | 7 | 1,24 | 8 | 10 | 991 | 743 | |
Total | 870 | 1368 | 1358 | 1565 | 1875 | 2016 | 2405 | 2908 | 3237 | 2831 | 3704 | 4352 | 4742 | 5438 | 6327 | 6936 | 7723 | 1,03 | 402 | 407 | 17254 | 18976 | |
С-3 - С- 3 | Северо-Запад | 247 | 346 | 337 | 387 | 467 | 551 | 628 | 664 | 723 | 637 | 808 | 970 | 984 | 1180 | 1250 | 1227 | 1288 | 0,84 | 358 | 387 | 3427 | 3328 |
С-3 -Центр | 1023 | 1201 | 1309 | 1695 | 2055 | 2021 | 2227 | 2741 | 3227 | 3195 | 3820 | 3965 | 4215 | 4748 | 5368 | 6120 | 6268 | 0,93 | 82 | 82 | 74633 | 76439 | |
С-3 - Южн | 164 | 185 | 178 | 206 | 223 | 216 | 222 | 267 | 351 | 301 | 378 | 475 | 516 | 690 | 871 | 943 | 1105 | 1,92 | 62 | 52 | 15216 | 21245 | |
С-3 - C-K | 34 | 36 | 41 | 47 | 48 | 38 | 39 | 39 | 39 | 47 | 53 | 86 | 99 | 127 | 147 | 235 | 218 | 2,1 | 14 | 20 | 16774 | 10887 | |
Total | 1469 | 1768 | 1865 | 2335 | 2792 | 2826 | 3117 | 3711 | 4340 | 4180 | 5059 | 5496 | 5814 | 6744 | 7636 | 8525 | 8878 | 1,03 | 516 | 541 | 16521 | 16411 | |
Цент - Цент | Центр | 5 | 59 | 58 | 62 | 87 | 114 | 125 | 168 | 208 | 170 | 235 | 326 | 423 | 448 | 491 | 650 | 673 | 0,51 | 158 | 136 | 4117 | 4949 |
Цент - Южн | 1280 | 1632 | 1502 | 1808 | 2091 | 2291 | 2579 | 3132 | 3383 | 3238 | 4477 | 4987 | 5131 | 5578 | 6637 | 7982 | 9106 | 1,24 | 74 | 68 | 107862 | 133908 | |
Цент - C-K | 434 | 577 | 665 | 753 | 802 | 806 | 851 | 1078 | 1152 | 1037 | 1355 | 1523 | 1827 | 2081 | 2425 | 2853 | 3217 | 1,48 | 21 | 30 | 135855 | 107238 | |
Total | 1718 | 2268 | 2225 | 2622 | 2980 | 3211 | 3555 | 4378 | 4744 | 4445 | 6067 | 6835 | 7381 | 8108 | 9553 | 11485 | 12996 | 1,27 | 253 | 234 | 45396 | 55538 | |
В Южном ФО | Юг | 13,7 | 20,8 | 18 | 8,1 | 18,7 | 4,3 | 10,5 | 46,7 | 67,5 | 35,8 | 56,3 | 52,8 | 40,4 | 73,1 | 109,7 | 129,6 | 99,8 | 0,31 | 33 | 35 | 3928 | 2853 |
Южн - C-K | 4,7 | 14,9 | 6 | 7,5 | 7,9 | 10,2 | 7,4 | 6,3 | 6,2 | 4,3 | 7,5 | 5,2 | 4,9 | 17,8 | 15,9 | 12,3 | 12,4 | 0,59 | 32 | 38 | 386 | 327 | |
В /из Крым (Симферополь) |
| 135,4 | 152,5 | 182,3 | 263,3 | 250,6 | 219 | 267,2 | 266,9 | 225,3 | 338,1 | 409,5 | 519,3 | 592 | 2717 | 5025 | 5135 | 1,51 | 120 | 123 | 41872 | 41744 | |
Total | 18,4 | 171,1 | 176,5 | 197,9 | 289,9 | 265,1 | 236,9 | 320,1 | 340,7 | 265,4 | 401,9 | 467,5 | 564,6 | 682,9 | 2843 | 5167 | 5247 | 1,45 | 185 | 196 | 27928 | 26769 | |
На Сев. Кавказе | C-K | 0,16 | 0,8 |
| 4,44 |
| 0,22 | 1,05 | 1,09 | 0,64 | 1,24 | 1,37 | 1,13 | 0,79 | 5,09 | 2,67 | 1,75 | 3,11 | 0,34 | 20 | 11 | 88 | 283 |
СУММА |
| 10479 | 14874 | 15322 | 16874 | 18868 | 19181 | 20862 | 24346 | 26255 | 23924 | 29455 | 33020 | 35773 | 39686 | 45955 | 52198 | 55936 | 1,98 | 4853 | 4784 | 10756 | 11692 |
Определяются группы авиалиний, по которым выполняются вахтовые и другие нерегулярные пассажирские перевозки. Формируются массивы авиалиний в регионе между прочими аэропортами, не связанные с крупными аэропортами. По сформированным группам авиалиний прогнозируется объем перевозок на перспективу.
Формирование сетей для самолета исследуемого типа
Для формирования сети для внедрения самолета конкретного типа с заданными характеристиками вводятся ограничения: дальность беспосадочного полета, возможность аэродромов принимать самолеты конкретного типа, минимальная частота рейсов для низкопоточных линий и максимальная частота для линий с крупными пассажиропотоками. Ограничения позволяют значительно сократить количество рассматриваемых направлений и сконцентрировать внимание на существенных пассажиропотоках.
На сформированных авиалиниях рассчитываются объемы перевозок на перспективу, количество рейсов, которое может быть выполнено внедряемыми самолетами, налеты часов и потребное количество самолетов.
В табл. 3 приведен пример расчета потребности в региональных самолетах вместимостью 113 кресел.
Расчет доходных ставок по авиалиниям
Для отобранных направлений определяются тарифы и средние доходные ставки в расчете на пассажирокилометр (рис. 2). Показатель необходим для предварительного выделения группы авиалиний, где внедрение самолетов конкретного типа может принести прибыль.
Таблица 3
Расчет потребности в региональных самолетах вместимостью 113 кресел
| Количество линий в 2016 г. | Средние перевозки пасс/год | Прогноз пассажирских перевозок, тыс. | Потребное кол-во региональных ВС | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2016 | 2020 | 2025 | 2030 | 2035 | 2040 | 2016 | 2020 | 2025 | 2030 | 2035 | 2040 | |||
Связи крупных аэропортов ДВ с ФО | 110 | 3,20 | 352 | 38 | 457 | 474 | 542 | 615 | 6 | 7 | 8 | 8 | 10 | 11 |
Аэропорты Д-В (центры субъектов), между собой (крупные потоки) | 36 | 16,62 | 598 | 644 | 772 | 903 | 1004 | 1102 | 7 | 7 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ВСЕГО ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФО | 146 | 6,51 | 951 | 1030 | 1229 | 1377 | 1547 | 1717 | 13 | 14 | 17 | 18 | 21 | 23 |
Аэропорты Сибири (хабы, центры субъектов) между собой | 115 | 6,85 | 788 | 799 | 908 | 1017 | 1127 | 1238 | 7 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Аэропорты Сибири (хабы, центры субъектов) с круп. аэр. в западном напр. | 124 | 8,10 | 1005 | 1021 | 1103 | 1069 | 1189 | 1318 | 18 | 18 | 19 | 18 | 20 | 22 |
ВСЕГО ПО СИБИРСКОМУ ФО | 239 | 7,50 | 1793 | 1820 | 011 | 2086 | 2316 | 2556 | 24 | 25 | 27 | 27 | 30 | 33 |
Аэропорты Урала между собой | 119 | 2,94 | 350 | 425 | 491 | 542 | 620 | 666 | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 7 |
Аэропорты Урала с крупными аэропортами в западном напр. | 146 | 6,95 | 1015 | 841 | 1076 | 1251 | 1427 | 1640 | 15 | 13 | 16 | 18 | 21 | 24 |
ВСЕГО ПО УРАЛЬСКОМУ ФО | 265 | 5,15 | 1365 | 1267 | 1567 | 1793 | 2047 | 2306 | 19 | 18 | 21 | 24 | 28 | 31 |
Аэропорты Приволжья между собой | 68 | 2,39 | 162 | 151 | 190 | 229 | 268 | 306 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Аэропорты Приволжья с крупными АП в соседних (запад.) ФО | 99 | 10,50 | 1040 | 1040 | 1291 | 1451 | 1403 | 1599 | 12 | 12 | 14 | 16 | 15 | 17 |
ВСЕГО ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФО | 167 | 7,20 | 1202 | 1191 | 1481 | 1680 | 1670 | 1905 | 13 | 13 | 15 | 17 | 16 | 18 |
Аэропорты Северо-Запада в ФО (крупные) | 68 | 14,12 | 960 | 977 | 1065 | 1296 | 1519 | 1527 | 12 | 13 | 14 | 17 | 20 | 19 |
Аэропорты Северо-Запада между собой (крупные) | 82 | 9,07 | 744 | 700 | 871 | 1034 | 1124 | 1173 | 6 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 |
ВСЕГО ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФО | 150 | 11,36 | 1704 | 1678 | 1936 | 2330 | 2644 | 2700 | 18 | 18 | 20 | 24 | 28 | 27 |
Перевозки из центра на ЮГ и С-К, крупные | 32 | 23,07 | 738 | 770 | 806 | 864 | 950 | 950 | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 |
ВСЕГО ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФО | 32 | 23,07 | 738 | 770 | 806 | 864 | 950 | 950 | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 |
Перевозки в Южном ФО | 35 | 2,75 | 96 | 121 | 154 | 188 | 220 | 252 |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
Перевозки в Симферополь и обратно | 115 | 8,00 | 921 | 958 | 1002 | 1074 | 1181 | 1181 | 11 | 12 | 12 | 13 | 14 | 14 |
ВСЕГО ПО ЮЖНОМУ ФО | 150 | 6,78 | 1017 | 1079 | 1156 | 1262 | 1401 | 1433 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 15 |
ИТОГО | 1149 | 7,63 | 8769 | 8835 | 10185 | 11393 | 12574 | 13567 | 106 | 107 | 121 | 132 | 146 | 156 |
Таблица 4
Средний уровень доходныьх ставок
Направление | Доходная ставка | |
---|---|---|
Руб./пасс.-км | %, к средней доходной ставке по стране | |
В пределах Уральского ФО | 7,94 | 163 |
Из Уральского ФО в Центр, Приволжье, на Северо-Запад, Юг | 3,12 | 64 |
В Дальневосточном регионе | 5,43 | 111 |
Из Дальневосточного в Сибирский регион | 4,62 | 95 |
Из Центрального ФО на Юг, Северный Кавказ и в пределах ФО | 3,27 | 67 |
В среднем по стране | 4,88 | 100 |
Рис. 2 Доходные ставки
а - Дальневосточный ФО; б - Уральский ФО; в - Центральный ФО
Доходные ставки (руб./пасс-км) определяются как наименьшие (до корректировок) тарифы на направлениях, не включающие налоги на добавленную стоимость, деленные на дальность. Результаты расчетов доходных ставок по регионам приведены на рис. 2.
В пределах Уральского ФО доходная ставка более чем в два раза превышает ставки на направлениях за пределы региона - в центральные, северо-западные и южные регионы. В Дальневосточном ФО доходные ставки на авиалиниях в пределах округа примерно на 20% выше, чем на направлениях в сибирские аэропорты. Уровень доходных ставок на направлениях из Центрального ФО на Юг на 30-40% ниже среднего уровня по стране.
Наименьшие ставки действуют на направлениях, где пассажирские перевозки выполняют крупные российские авиаперевозчики, эксплуатирующие экономически эффективные магистральные самолеты Airbus 320 и Boeing 737 NG. Высокие доходные ставки наблюдаются на авиалиниях в Уральском федеральном округе, что объясняется эксплуатацией региональных самолетов ATR-72, себестоимость перевозок на которых выше, чем на магистральных.
Анализ конкуренции по авиалиниям
Мы определили, какие операторы работают по всем рассматриваемым авиалиниям и каково распределение объемов перевозок между ними. Распределение объемов перевозок на региональных дальневосточных линиях по данным за 2016 год показано в табл. 5. Авиакомпании «Аврора», «Сибирь», «Якутия», «Глобус» и «Ира- эро» обеспечивают более 99% объема пассажирских перевозок на направлениях в пределах округа и на направлениях Дальний Восток - Сибирь.
Распределение объемов на региональных линиях Уральского ФО показано в табл. 6. Авиакомпании «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Победа», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «АТК Ямал», «Россия», «Глобус» и «Газпром Авиа» обеспечивают 94% объема пассажирских перевозок в пределах Уральского округа и на направлениях с Урала в Центр, на Северо-Запад, Юг и Северный Кавказ.
В рассмотренных регионах крупными перевозчиками обслуживаются 94-99% потенциально возможных перевозок пассажиров на региональных линиях.
Оставшиеся 1-6% - это перевозки небольших компаний на тех же направлениях, где рейсы выполняют основные операторы, вахтовые рейсы или перевозки транзитных пассажиров операторов из других регионов на рейсах с промежуточными посадками. Например, перевозки компании «Аэрофлот» на линиях Красноярск - Хабаровск, Благовещенск - Южно-Сахалинск и др. (см. табл. 5).
Запланированы массовые поставки самолетов российского производства. С целью обеспечить объемы работы для них проводятся многофакторные расчеты для определения показателей пасса- жировместимости, расхода топлива, стоимости самолетов, себестоимости перевозок и прибыли авиакомпаний, при которых самолеты российского производства становятся конкурентоспособными.
Таблица 5 Конкуренция на региональным дальневосточным линиях, %, по данным за 2016 год
Авиалиния | Кол-во компаний | Перевозки пассажиров | Аврора | Сибирь | Якутия | Глобус | Ир | Ангара | Уральские Ав.линии | Сибирская Легкая Авиация | Крас | Аэрофлот | Бурятские авиалинии | Газпром авиа, АТК Ямал, Полярные авиалинии, НордСтар, Грозный Авиа, Икар, Компания МЧС, аЛРОСА, Нордавиа, Аэролимузин, Хабаровские авиалинии, Амур и др. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Якутск-Красноярск | 2 | 5342 |
|
| 100 |
|
|
|
|
|
|
|
| 0,2 |
Якутск-Новосибирск | 4 | 97495 |
| 7 | 27 | 65,9 |
|
|
|
|
|
|
| 0,0 |
Якутск-Иркутск | 8 | 31476 |
|
| 51 | 15,6 | 3,8 | 25,9 |
|
|
| 0,4 | 1,7 | 1,3 |
Якутск-Чита | 1 | 4618 |
|
| 100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Якутск-Улан-Удэ | 2 | 5706 |
|
| 99 |
|
|
|
|
|
|
| 0,6 |
|
Хабаровск-Красноярск | 4 | 47371 | 100 |
|
|
|
|
|
|
| 0,1 |
|
| 0,0 |
Хабаровск-Иркутск | 7 | 66611 | 92 |
|
|
| 5,1 | 0,1 | 3,0 |
| 0,0 |
|
| 0,2 |
Чита-Хабаровск | 2 | 7655 |
|
| 70 |
| 30,3 |
|
|
|
|
|
|
|
Хабаровск-Улан-Удэ | 3 | 5968 | 1 |
| 11 |
| 88,1 |
|
|
|
|
|
|
|
Красноярск-Владивосток | 10 | 16054 | 94 |
|
|
|
| 3,1 |
|
|
|
|
| 3,1 |
Иркутск-Владивосток | 6 | 21655 |
| 51 |
|
| 6,0 | 12,6 | 30,2 |
|
|
|
| 0,2 |
Чита-Владивосток | 2 | 6668 |
|
|
|
| 23,0 | 77,0 |
|
|
|
|
|
|
Новосибирск-Благовещенск | 7 | 26446 |
| 80 |
| 1,2 | 0,9 | 17,4 |
|
|
|
|
| 0,4 |
Иркутск-Благовещенск | 5 | 3824 |
|
|
|
| 92,8 | 0,5 |
|
|
|
|
| 6,6 |
Магадан-Иркутск | 2 | 7570 |
| 87 |
|
| 12,7 |
|
|
|
|
|
|
|
Хабаровск-Мирный | 2 | 4542 |
|
| 92 |
|
|
|
|
|
| 8,3 |
|
|
Хабаровск-Нерюнгри | 3 | 9974 | 99 |
| 1 |
|
| 0,1 |
|
|
|
|
|
|
Якутск-Хабаровск | 5 | 30805 |
|
| 100 |
|
|
|
|
| 0,0 |
|
| 0,1 |
Хабаровск-П-Камчатский | 6 | 93640 | 88 | 11 | 0,3 |
|
|
|
|
|
|
|
| 0,0 |
Хабаровск-Владиво сток | 12 | 128825 | 99 |
| 0,1 |
| 0,4 |
|
|
|
|
|
| 0,7 |
Хабаровск-Благовещенск | 6 | 9398 | 97 |
| 3 |
| 0,1 | 0,3 |
|
|
|
|
| 0,1 |
Хабаровск-Магадан | 5 | 56562 | 92 |
| 5 |
| 2,1 |
|
|
|
|
|
| 0,0 |
Хабаровск-Анадырь | 3 | 10307 |
|
| 99 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1,4 |
Южно-Сахалинск-Хабаровск | 7 | 202441 | 86 | 11 | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| 0,0 |
Якутск-Владивосток | 2 | 24386 | 35 |
| 65 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Якутск-Благовещенск | 3 | 5375 |
|
| 100 |
|
|
|
|
|
|
|
| 0,2 |
Якутск-Магадан | 4 | 2490 |
|
| 98 |
| 0,3 |
|
|
|
|
|
| 1,9 |
П-Камчатский-Владивосток | 5 | 113127 | 72 | 18 | 0,5 |
|
|
| 9,5 |
|
|
|
| 0,0 |
Владивосток-Благовещенск | 4 | 11515 | 41 |
|
|
| 58,7 |
|
|
|
|
|
| 0,4 |
Магадан-Владивосток | 3 | 16848 | 98 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 0,0 |
Южно-Сахалинск-Владивосток | 4 | 164963 | 62 | 38 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,1 |
П-Камчатский-Магадан | 4 | 1843 |
|
|
|
|
|
|
| 84,7 |
| 14,9 |
| 0,4 |
Южно-Сахалинск-Благовещенск | 3 | 20203 | 95 |
|
|
|
|
|
|
| 5,5 |
|
| 0,0 |
Итого | 31 | 1261703 | 64 | 12,8 | 11,4 | 5,5 | 2,2 | 1,7 | 1,5 | 0,1 | 0,1 | 0,06 | 0,0 | 0,2 |
от суммы |
|
| 64 | 77 | 88 | 94 | 96 | 98 | 99 | 99,6 | 99,7 | 99,7 | 99,8 | 100,0 |
Таблица 6 Конкуренция на региональных линиях Уральского региона, %, по данным за 2016 год
Авиалиния | Кол-во компаний | Перевозки пассажиров | Аэрофлот | ЮТэйр | Победа | Уральские авиалинии | Сибирь | АТК | россия | Глобус | Газпромавиа | РусЛайн | Газпромавиа, РусЛайн, Ред Вингс, АИ ФЛАИ, Икар, Северный Ветер, Саравиа, КрасАвиа, Норд- Стар, Комиавиатранс, Ижавиа, Нордавиа и др. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нижневартовск Тюмень | 4 | 11652 |
| 94,8 |
|
|
| 0,3 |
|
|
|
| 4,9 |
Сургут Тюмень | 6 | 56809 |
| 97,1 |
|
|
| 0,4 |
|
|
| 0,1 | 2,5 |
Ханты-Мансийск Тюмень | 8 | 22906 |
| 95,5 |
|
|
| 0,0 |
|
| 0,1 | 0,1 | 4,3 |
Надым Тюмень | 4 | 26911 |
|
|
|
|
| 95,4 |
|
| 3,2 | 1,3 | 0,1 |
Новый Уренгой Тюмень | 6 | 101300 |
| 19,7 |
|
|
| 69,9 |
|
| 10,3 | 0,0 | 0,0 |
Салехард Тюмень | 3 | 123999 |
|
|
|
| 19,0 | 81,0 |
|
|
|
| 0,0 |
Тюмень Ямбург | 1 | 10499 |
|
|
|
|
|
|
|
| 100,0 |
|
|
Екатеринбург Сургут | 4 | 31548 |
| 99,7 |
|
|
|
|
|
| 0,0 |
| 0,3 |
Екатеринбург Новый Уренгой | 5 | 15399 |
|
|
|
|
| 13,3 |
|
| 15,9 | 70,4 | 0,5 |
Екатеринбург Салехард | 4 | 13409 |
|
|
|
|
| 99,8 |
|
|
|
| 0,2 |
Новый Уренгой Салехард | 2 | 13014 |
|
|
|
|
| 99,4 |
|
| 0,6 |
|
|
Нижневартовск Ханты-Мансийск | 5 | 11084 |
| 84,4 |
|
|
| 0,9 |
|
|
|
| 14,6 |
Москва Тюмень | 19 | 713839 | 34,7 | 28,2 | 17,9 |
| 13,8 | 5,0 |
| 0,3 | 0,1 | 0,0 | 0,1 |
Санкт-Петербург Тюмень | 4 | 89397 |
|
| 0,2 |
|
| 10,4 | 89,4 |
| 0,0 |
|
|
Уфа Тюмень | 4 | 14853 |
|
|
|
|
| 7,9 |
|
| 26,8 | 65,3 | 0,1 |
Самара Тюмень | 3 | 9056 |
|
|
|
|
| 6,1 |
|
|
| 93,9 | 0,0 |
Анапа Тюмень | 3 | 17846 |
| 54,1 |
|
|
| 43,0 |
|
| 2,9 |
|
|
Краснодар Тюмень | 4 | 12285 |
| 40,3 |
|
|
| 0,4 |
|
|
| 59,2 | 0,0 |
Сочи Тюмень | 6 | 48582 |
| 30,0 | 11,8 |
|
| 23,8 | 3,6 |
|
| 0,1 | 30,7 |
Москва Нижневартовск | 11 | 345402 | 51,4 | 0,1 | 10,8 | 1,6 | 31,2 | 0,5 |
| 4,1 |
|
| 0,3 |
Москва Советский [ТЮМ] | 4 | 10974 |
|
|
|
|
| 91,2 |
|
| 8,7 |
| 0,1 |
Москва Сургут | 9 | 560394 | 30,7 | 46,3 | 22,9 |
|
|
|
|
| 0,0 |
| 0,1 |
Москва Ханты-Мансийск | 9 | 96786 |
| 84,3 |
|
|
| 15,2 | 0,0 |
| 0,4 |
| 0,1 |
Санкт-Петербург Сургут | 5 | 129506 |
| 45,8 |
|
|
| 0,0 | 54,2 |
| 0,0 |
| 0,0 |
Уфа Нижневартовск | 6 | 63423 |
|
|
| 58,7 |
| 18,4 |
|
|
|
| 22,8 |
Уфа Сургут | 7 | 90862 |
| 75,4 |
| 10,4 | 0,2 | 5,1 |
|
|
|
| 8,8 |
Анапа Нижневартовск | 3 | 10666 |
| 57,2 |
|
|
| 42,6 |
|
|
|
| 0,2 |
Анапа Сургут | 2 | 16909 |
| 90,0 |
|
|
|
|
|
| 10,0 |
|
|
Сочи Нижневартовск | 2 | 11181 |
| 62,2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 37,8 |
Сочи Сургут | 4 | 23989 |
| 66,4 |
| 3,8 |
|
|
|
|
|
| 29,8 |
Сургут Минеральные Воды | 1 | 7957 |
| 100,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Москва Надым | 7 | 72385 | 0,2 |
|
|
| 23,9 | 58,1 |
|
| 17,7 | 0,1 | 0,1 |
Москва Новый Уренгой | 13 | 466679 | 21,7 | 9,1 |
|
| 9,1 | 18,2 |
| 36,2 | 5,0 |
| 0,7 |
Москва Ноябрьск | 5 | 95312 |
| 62,5 |
| 4,0 |
| 33,4 |
|
| 0,1 |
| 0,0 |
Москва Салехард | 11 | 98441 |
|
|
|
| 24,2 | 75,4 |
|
| 0,3 | 0,0 | 0,0 |
Ямбург Москва | 2 | 16586 |
|
|
|
|
|
|
|
| 100,0 |
| 0,0 |
Москва Ямбург | 1 | 16295 |
|
|
|
|
|
|
|
| 100,0 |
|
|
Уфа Новый Уренгой | 7 | 63679 |
| 19,3 |
|
|
| 51,4 |
|
| 13,3 |
| 16,0 |
Екатеринбург Москва | 26 | 1696791 | 38,2 | 0,0 | 19,8 | 24,0 | 15,1 | 0,0 |
| 1,1 | 0,2 | 0,0 | 1,6 |
Санкт-Петербург Екатеринбург | 9 | 290527 |
|
| 29,7 | 32,8 |
| 2,3 | 35,2 |
| 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Сыктывкар Екатеринбург | 3 | 10135 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 100,0 |
Екатеринбург Уфа | 11 | 16185 |
| 0,8 |
| 1,0 |
|
|
|
| 1,0 | 96,6 | 0,6 |
Самара Екатеринбург | 12 | 36636 |
| 43,9 |
| 0,3 |
| 0,2 |
|
| 0,1 | 54,3 | 1,2 |
Екатеринбург Казань | 8 | 12059 | 1,2 |
|
| 1,0 |
| 0,3 |
|
|
| 94,8 | 2,7 |
Анапа Екатеринбург | 12 | 70870 |
|
| 16,3 | 50,5 |
| 1,2 | 16,0 |
|
|
| 16,0 |
Геленджик Екатеринбург | 3 | 16737 |
| 0,0 |
| 94,9 |
|
|
|
|
| 5,0 |
|
Краснодар Екатеринбург | 7 | 32736 |
|
|
| 45,9 |
|
| 37,7 |
| 0,4 |
| 16,0 |
Сочи Екатеринбург | 16 | 251321 |
|
| 13,7 | 33,5 |
| 0,2 | 11,7 |
|
| 0,0 | 40,8 |
Ростов-на-Дону Екатеринбург | 6 | 17664 |
|
|
| 0,3 |
|
|
|
|
| 44,5 | 55,2 |
Екатеринбург Минеральные Воды | 3 | 19954 |
|
|
| 99,8 |
|
|
|
|
|
| 0,2 |
Магнитогорск Москва | 11 | 116398 | 47,6 | 51,6 |
| 0,3 |
| 0,3 |
|
|
|
| 0,2 |
Москва Челябинск | 23 | 889016 | 40,3 | 1,1 | 10,2 | 14,9 | 30,6 | 0,0 |
|
| 0,0 | 0,1 | 2,8 |
Санкт-Петербург Челябинск | 5 | 88252 |
|
|
| 1,6 |
|
| 98,4 |
| 0,0 |
| 0,0 |
Сочи Челябинск | 9 | 45116 |
|
| 24,5 |
|
|
| 2,0 |
|
|
| 73,5 |
Когалым Москва | 2 | 10413 | 1,5 | 98,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Махачкала Сургут | 2 | 29230 |
| 17,6 | 82,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Москва Курган | 5 | 61133 |
| 99,9 |
|
|
|
|
|
|
|
| 0,1 |
Итого | 49 | 7369385 | 24 | 16 | 12 | 12 | 11 | 8 | 5 | 3 | 2 | 1 | 5,6 |
от суммы |
|
| 24 | 40 | 52 | 64 | 75 | 83 | 89 | 92 | 93 | 94 | 100 |
Заключение
- В результате работы определены: объемы перевозок, факт и прогноз, сводные характеристики выбранных линий, перечни линий для дальнейшего анализа эффективности и конкурентоспособности внедряемого самолета.
- Представлена методология исследования пассажирских перевозок по направлениям ВВЛ с целью выделить группы линий для внедрения региональных самолетов с известными технико-экономическими характеристиками.
- Принята концепция, учитывающая связность крупных региональных аэропортов между собой в пределах федерального округа, а также с крупными аэропортами в соседних федеральных округах.
- Средняя доходная ставка на рассмотренных региональных линиях - 4,88 руб./пасс-км. Доходные ставки на региональных линиях в пределах федеральных округов выше среднего уровня в 1,2-2,0 раза. На линиях в Центр, на Юг, где рейсы выполняют несколько крупных перевозчиков, тарифы составляют не более 2,0-2,5 руб./пасс-км.
- В изученной группе линий 90-95% пассажирских перевозок выполняются крупными российскими перевозчиками, эксплуатирующими экономически эффективные Airbus-320 и Boeing-737NG, себестоимость перевозок которыми значительно ниже себестоимости перевозок региональными самолетами.
- Для внедрения региональных самолетов российского производства следует провести оценку эффективности самолетов с целью установить технико-экономические показатели (в том числе цену владения и затраты на поддержание летной годности), при которых самолеты российского производства будут прибыльными в эксплуатации.
Список литературы
1. Перевозки пассажиров (2017) // Федеральное агентство воздушного транспорта.URL: http://www.favt.ru / dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov.
2. Система формирования тарифной информации в режиме онлайн (TAR-LINE) (2017) // Транспортно-клиринговая палата. URL: http://cstweb2.tch.ru.
3. Статистика для авиакомпаний – участников СВВТ ( [б.г.]) // Транспортно-клиринговая палата. URL: https://www.tch.ru / ru-ru / Stc-and-statistics / Statistics / Pages / Statistics-for-airlines.aspx.
4. Фридлянд А. А. Кузьмин А. В. (2017) Анализ тенденций и мониторинг ценовой политики авиакомпаний на внутренних воздушных линиях РФ // Aviation Explorer. URL: https://www.aex.ru / docs / 2 / 2017 / 4 / 17 / 2596 / .
5. Allroggen F., Wittman M. D., Malina R. (2015) How air transport connects the world: a new metric of air connectivity and its evolution between 1990 and 2012 // Transportation Research Part E 80. P. 184–201. URL: https://doi.org / 10.1016 / j.tre.2015.06.001.
6. Bonnefoy P. A. Hansman R. J. (2007) Scalability and evolutionary dynamics of air transportation networks in the United States // International Center for Air Transportation, Department of Aeronautics & Astronautics / Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, MA. P. 2–9. URL: http://hdl.handle.net / 1721.1 / 39092.
7. Bonnefoy P. A., Hansman R. J. (2005). Emergence of secondary airports and dynamics of regional airport systems in the United States // International Center for Air Transportation, Department of Aeronautics & Astronautics / Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, MA.P. 8–102. URL: http://hdl.handle.net / 1721.1 / 34908
8. Brathen S., Eriksen K. S. (2016) Regional aviation and the PSO system – Level of Service and social efficiency // Journal of Air Transport Management. P. 1–9. URL: https://doi.org / 10.1016 / j.jairtraman.2016.10.002.
9. Burghouwt G., Redondi R. (2013) Connectivity in Air Transport Networks: An Assessment of Models and Applications // Journal of Transport Economics and Policy. Vol. 47, N 1. P. 35–53.
10. Global airport connectivity monitor (2000) / International Air Transport Association, Hague Consulting Group. Middlesex, U. K.: IATA Aviation Information and Research Department. 96 р.
Об авторе
А. Б. МанвелидзеРоссия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН». Область интересов: экономика транспорта.
Рецензия
Для цитирования:
Манвелидзе А.Б. Алгоритм формирования сети авиалиний. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2017;(6):22-29. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-6-22-29
For citation:
Manvelidze A.B. Air lines network modelling algorithm. Strategic decisions and risk management. 2017;(6):22-29. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-6-22-29