Перейти к:
Влияние перекрестного субсидирования в электро- и теплоэнергетике на изменение поведения участников оптового и розничного рынков электро- и теплоэнергии
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2017-3-78-86
Аннотация
Электро- и теплоэнергия являются товаром, параметры которого изначально определены, следовательно, можно предположить, что поведение потребителей в контексте выбора источника энергоснабжения будет в значительной степени определяться ценой на энергоресурсы. Однако при анализе поведения потребителей при принятии операционных и инвестиционных решений следует учитывать, что действующие в настоящее время тарифы искажены наличием перекрестного субсидирования.
Для цитирования:
Линдер Н., Трачук А.В. Влияние перекрестного субсидирования в электро- и теплоэнергетике на изменение поведения участников оптового и розничного рынков электро- и теплоэнергии. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2017;(3):78-86. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2017-3-78-86
For citation:
Linder N., Trachuk A.V. Impact of cross-subsidization in electricity and heat energy on changing the behavior of participants in the wholesale and retail markets for electricity and heat. Strategic decisions and risk management. 2017;(3):78-86. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2017-3-78-86
- Электро- и теплоэнергия являются товаром, параметры которого изначально определены, следовательно, можно предположить, что поведение потребителей в контексте выбора источника энергоснабжения будет в значительной степени определяться ценой на энергоресурсы. Однако при анализе поведения потребителей при принятии операционных и инвестиционных решений следует учитывать, что действующие в настоящее время тарифы искажены наличием перекрестного субсидирования.
Перекрестное субсидирование появилось в 90-е годы как мера социальной поддержки для населения, но даже с ростом доходов граждан объемы перекрестного субсидирования продолжали расти [Селляхова, 2012; Арзуманов, 2013; Павлов, 2017]. Государство неоднократно пыталось решить проблему перекрестного субсидирования. Так, в начале 90-х годов была создана двухуровневая структура регулируемых рынков: рынок «Единственный покупатель» на федеральном уровне и регулируемые вертикально-интегрированные компании на уровне регионов [Трачук, 2010а]. Вместе с тем, модель рынка «Единственный покупатель» была реализована на ФОРЭМе не полностью - АО-электростанции и большинство АО-энерго, участвующих в оптовом рынке, являлись дочерними компаниями РАО «ЕЭС России», которое фактически было монополистом на ФОРЭМе. Второй этап реформ был начат в 2001 году, в результате деятельность монопольных вертикально-интегрированных электроэнергетических компаний была разделена на три конкурирующие сферы: производство, передача и распределение, сбыт электроэнергии [Трачук и др., 2010б].
Эти меры позволили привлечь приток иностранных инвестиций, в частности таких крупных компаний, как E.On (немецкая энергокомпания), Enel (итальянская энергокомпания), Fortum (финская государственная энергетическая компания), а также убрать механизм перекрестного субсидирования с оптовых рынков [Трачук, 2011]. В 2014 году механизм перекрестного субсидирования был легализован, и соответствующее понятие было введено в законодательство России. Были завершены пилотные проекты по введению социальной нормы, но их эффективность не оправдалась [Зыкова, 2016]. Стало понятно, что решить проблему опережающим ростом тарифов без негативных социальных последствий невозможно [Трачук и др., 2017].
Поиск компромиссных решений ведет к постановке ряда вопросов о воздействии снижения цен на эффективность:
- какой прямой экономический эффект, в том числе для самих промышленных предприятий, сформирует снижение отпускной цены электроэнергии?
- насколько данное снижение сократит объем капитальных вложений со стороны электрогенерирующих и электросетевых компаний и, соответственно, насколько снизился спрос со стороны последних на материалоемкую продукцию промышленных предприятий?
Вопросы воздействия ценообразования в электроэнергетике на макроэкономические показатели отраслей экономики рассмотрены в ряде крупных работ в данной области, где были выявлены следующие особенности:
- последствия ценовых воздействий рассматриваются исключительно в аспекте положительного влияния снижения цен покупной электроэнергии для потребителей без учета эффекта сокращения объемов капитальных вложений и, следовательно, спроса на материалоемкую продукцию промышленных отраслей со стороны электроэнергетических компаний в результате формирования у последних «выпадающих» доходов;
- за рамками исследований остаются вопросы воздействия корректировки тарифной политики в электроэнергетике (поэтапного сокращения перекрестного субсидирования) на отрасли экономики во взаимосвязи выпуска отраслевой продукции и платежеспособного спроса домашних хозяйств, его последующего влияния на темпы отраслевой производственной динамики при одновременном снижении и повышении цен электроэнергии соответственно для прочих потребителей и населения.
В частности, в работе «Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: итог пятнадцатилетней борьбы» Энергетического центра Московской школы управления «Сколково» [Ряпин, 2013], где предлагается поэтапный расчет структуры формирования перекрестного субсидирования между категориями потребителей электроэнергии в России по всей цепочке «производство - доставка» электроэнергии, анализируется только положительное воздействие ликвидации перекрестного субсидирования на динамику промышленного роста в размере 3,6% в год. За рамками данного исследования остается вопрос: как рост цен электроэнергии для населения, обусловленный отменой перекрестного субсидирования, отразится на объеме совокупного спроса и на добавленной стоимости непосредственно самих отраслей экономики?
Таблица 1
Прямые и полные затраты на электроэнергию по отраслям экономики
Доля прямых затрат на электроэнергию в валовом выпуске | Доля полных затрат на электроэнергию в валовом выпуске | ||||
---|---|---|---|---|---|
1 | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 8,14 | 1 | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 8,89 |
2 | Добыча полезных ископаемых | 4,26 | 2 | Добыча полезных ископаемых | 5,03 |
3 | Обрабатывающие производства | 2,05 | 3 | Обрабатывающие производства | 3,86 |
4 | Транспорт и связь | 1,58 | 4 | Транспорт и связь | 2,49 |
5 | Оптовая и розничная торговля | 0,92 | 5 | Строительство | 1,97 |
6 | Строительство | 0,89 | 6 | Предоставление прочих коммунальных и социальных услуг | 1,32 |
7 | Предоставление прочих коммунальных и социальных услуг | 0,75 | 7 | Оптовая и розничная торговля | 1,11 |
8 | Гостиницы и рестораны | 0, 63 | 8 | Рыболовство и рыбоводство | 1,08 |
9 | Здравоохранение и предоставление прочих социальных услуг | 0,34 | 9 | Гостиницы и рестораны | 0,97 |
10 | Рыболовство и рыбоводство | 0,29 | 10 | Здравоохранение и предоставление прочих социальных услуг | 0,76 |
Источник: [Трачук и др., 2017]
Таблица 2
Объемы перекрестного субсидирования за 2011-2015 гг
| 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
---|---|---|---|---|---|
Общая сумма перекрестного субсидирования, осуществляемого через регулируемые договоры на электроэнергию и мощность, млрд руб. | 60,1 | 61,4 | 62,9 | 67,8 | 71,3 |
Предельная величина перекрестного субсидирования, «заложенного» в сетевые тарифы, млрд руб. | 205,3 | 209,4 | 213,6 | 218,9 | 229,4 |
Объем переплаты потребителями «последней мили», млрд руб. | 58,6 | 74,1 | 42,4 | 23,9 | 20,7 |
Объем перекрестного субсидирования в ставке на оплату потерь электроэнергии, млрд руб. | 29,92 | 27,94 | 26,36 | 28,9 | 25,6 |
Общая сумма перекрестного субсидирования, млрд руб. | 353,92 | 372,84 | 345,26 | 339,5 | 347 |
Источник: [Трачук и др., 2017]
В работе «Влияние роста цен на газ и электроэнергию на развитие экономики России» Института энергетических исследований РАН [Макаров, Митрова, 2013], где исследуется влияние принципа сдерживания темпа роста отпускных цен на энергоносители на основные макроэкономические показатели, в частности приводится тезис, что сдерживание цен на газоснабжение и электроэнергию позволит обеспечить прирост ВВП в размере 9,4 трлн рублей в период 2013-2020 годов, в основном за счет перенаправления сэкономленных средств электроемких производств на инвестиции, что обеспечило бы мультипликативный эффект в экономике за счет прироста производства в смежных отраслях, - не учитывается эффект сдерживания цен на энергоресурсы для самих энергетических компаний и впоследствии на экономику - приводится лишь тезис, что данный сценарий посилен для компаний-энергопоставщиков и не создает угрозы их финансовому положению.
В этой связи была поставлена цель исследования - провести анализ влияния ценообразования на электроэнергию на макроэкономические показатели отраслей экономики с целью выработки рекомендаций по снижению объемов перекрестного субсидирования.
Для достижения цели исследования мы использовали трехэтапную методологию, первый этап которой представлял собой анализ уровня энергоемкости отраслей экономики, позволяющий предварительно оценить воздействие изменения цен электроэнергии по каждой отрасли с учетом обмена промежуточной продукцией.
На втором этапе был проведен расчет объемов перекрестного субсидирования по методологии, предложенной в работе [Ряпин, 2013], и мы оценили влияние рассчитанных объемов перекрестного субсидирования на субсидирующих и субсидируемых участников энергорынка.
На третьем этапе проведено моделирование снижения объемов перекрестного субсидирования и его влияние на макроэкономические показатели.
Следует отметить, что ценовой фактор электроэнергии усиливается наличием межотраслевых связей в экономике. Так, например, увеличение цены электроэнергии для обрабатывающих отраслей может не только повлиять на снижение их прибыли или фонда оплаты труда или привести к пропорциональному повышению цены отпускной продукции, но и увеличить себестоимость отраслей, где существенную долю занимает продукция этих отраслей. В этой связи уровень влияния ценового фактора электроэнергии на отдельные отрасли экономики определяется не только долей прямых затрат на покупную электроэнергию в выпуске продукции, но и объемом использования продукции смежных отраслей, особенно электроемких, при изготовлении собственной продукции, куда уже предварительно включены аналогичные прямые затраты на электроэнергию.
Таблица 3
Суммарные объемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике в 2015 году и объем субсидирования, приходящегося на население (без НДС)
Механизм перекрестного субсидирования | Переплата «субсидирующих» потребителей, млрд руб. | Объем субсидирования, приходящийся на население и потребителей СН2, млрд руб. |
---|---|---|
Аренда «последней мили» | 20,7 | — |
Перераспределение НВВ в ставке на содержание сетей | 229,4 | 159,32 |
Перераспределение расходов на компенсацию потерь в ставке на оплату потерь электроэнергии | 25,6 | 21,7 |
Объем субсидирования потребителей через регулируемые договоры на ОРЭМе | 71,3 | 71,3 |
Итого объем переплаты потребителей/объем субсидий, приходящихся на население и потребителей СН2 | 347 | 252,32 |
Разница объема переплаты крупными потребителями и объема субсидирования населения и потребителей СН2, млрд руб. | 94, 68 | |
Доля субсидирования населения и потребителей СН2 в общем объеме переплаты потребителей, % | 70,1 |
Источник: [Трачук и др., 2017]
Для анализа уровня энергоемкости отраслей нами были определены полные затраты на основе двух этапов:
- на основании данных Росстата (Бюллетень «Структура и основные показатели деятельности хозяйствующих субъектов») определялись прямые фактические стоимостные затраты на электроэнергию по отраслям экономики в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) (за исключением отрасли «Финансовая деятельность»);
- полученные данные интегрировались в краткие таблицы использования товаров и ресурсов в ценах покупателей системы национальных счетов (СНС) посредством двойного пересчета - первоначально прямых затрат на покупную электроэнергию отраслей, участвующих в промежуточном потреблении с учетом коэффициента использования выпуска продукции последних в производстве продукции смежной отрасли за вычетом доли прямых затрат одноименной отрасли и аналогично пересчета уже полных затрат в структуре производства отраслей (табл. 1).
Превышение соотношения полных затрат к прямым составляет в среднем 2-2,5 раза, причем сопоставление таких затрат показывает наиболее сильное влияние ценового фактора в отраслях: «Строительство» - вместо 6-й позиции при ранжировании по прямым затратам переместилось на 5‑е место; отрасль «Рыболовство, рыбоводство» сместилась на 2 позиции вверх, опередив отрасль «Гостиницы, рестораны» и «Здравоохранение», которые, наоборот, по отношению к прямым затратам электроэнергии сместились вниз.
Все вышеуказанные перемещения при ранжировании обусловлены дифференциацией доли использования отраслевой продукции электроемких предприятий в собственном производстве продукции и оказании услуг.
Таким образом, полные затраты покупной электроэнергии с учетом прямых и косвенных затрат электроэнергии в стоимости выпуска продукции позволяют в первом приближении оценить воздействие изменения цен электроэнергии по каждой отрасли с учетом обмена промежуточной продукцией.
На втором этапе исследования нами проведен анализ объемов перекрестного субсидирования за последние пять лет (2011-2016 годы) показывающий, что наибольший объем перекрестного субсидирования приходится на сетевые тарифы (табл. 2). В целом следует отметить, что за пять лет рост объемов перекрестного субсидирования удалось остановить. Так, в 2015 году объемы перекрестного субсидирования снизились на 2% (это 6,92 млрд рублей). В основном это произошло за счет сокращения объемов переплаты потребителями «последней мили» (снижение произошло на 37,9 млрд рублей, или в 3,5 раза). Также снизился объем перекрестного субсидирования в ставке на оплату потерь электроэнергии на 4,32 млрд рублей, или на 14,8%.
Таблица 4
Показатели электропотребления в натуральных и стоимостных показателях некоторых отраслей экономики в 2015 году
Отрасль | Электропотребление, млн кВт-ч | Затраты на покупную электроэнергию, млн руб. | Удельная цена электроэнергии, руб. /кВт-ч | Доля затрат на покупную электроэнергию в себестоимости производства, % | Доля затрат на покупную электроэнергию в валовой прибыли, % |
---|---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 559226,4 | 286493,107 | 0,51 | 3,81 | 8,25 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 121535,028 | 180686,744 | 1,64 | 7,23 | 27,91 |
Обрабатывающие производства, в т.ч. | 370060,847 | 566193,096 | 1,53 | 5,94 | 14,69 |
Транспорт и связь | 87850,2 | 220119,524 | 2,5 | 3,51 | 12,52 |
Строительство | 12139,4 | 20246,781 | 1,67 | 1,27 | 2,39 |
Оптовая и розничная торговля | 34548,6 | 45135,499 | 1,31 | 1,03 | 0,73 |
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство | 16756,8 | 45086,271 | 2,69 | 2,74 | 13,27 |
Прочие виды деятельности | 96625,5 | 113904,048 | 1,18 | 0,94 | 5,72 |
Итого | 1060237,8 | 1574695,961 | 1,49 | 3,06 | 8,59 |
Источник: [Трачук и др., 2017]
К негативным тенденциям следует отнести: увеличение объемов перекрестного субсидирования, осуществляемого через регулируемые договоры на электроэнергию и мощность, на 11,2 млрд рублей, что составляет 18,3%, и предельной величины перекрестного субсидирования, «заложенного» в сетевые тарифы на 24,1 млрд рублей, или 11,7% [Володин, Линдер, 2017].
Далее мы провели анализ влияния рассчитанных объемов перекрестного субсидирования на субсидирующих и субсидируемых участников энергорынка. Под субсидирующими группами потребителей мы понимаем потребителей, присоединенных на высоком напряжении (BH) и на первом среднем напряжении (СН1). К субсидируемой группе отнесено население (HH) и потребители, подключенные на 2СН (табл. 3).
Таблица 5
Влияние одномоментного сокращения перекрестного субсидирования на экономические показатели участников энергорынка, млрд руб. (в ценах 2011 года)
№ | Наименование отрасли | Динамика валовой прибыли по отраслям экономики при снижении цен на электроэнергию | Динамика валовой прибыли по отраслям при росте цен на электроэнергию для населения | Сальдо эффектов в разрезе элементов добавленной стоимости отраслей | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | Оплата труда | Валовая прибыль | Чистые и др. налоги на производство | ||||
1 | Нефтегазовая промышленность | + 1238 | - 1362 | - 114 | - 34,57 | - 85,36 | - 4,07 |
2 | Добыча угля | +1842 | - 1898 | - 56 | - 35 | - 21 | 0 |
3 | Горючие сланцы и торф | +31 | - 27 | 4 | 2 | 2 | 0 |
4 | Электро-и теплоэнергия | +1439 | - 1246 | 193 | 68 | 118 | 7 |
5 | Черная металлургия | +1128 | - 885 | 243 | 72 | 164,88 | 6,12 |
6 | Цветная металлургия | +6563 | - 6379 | 184 | 56 | 124,1 | 3,9 |
7 | Химическая и нефтехимическая промышленность | +1065 | - 1254 | - 189 | - 97 | - 80 | - 12 |
8 | Легкая промышленность | +1227 | - 1411 | - 184 | - 99,5 | - 81 | - 3,5 |
9 | Пищевая промышленность | +1462 | - 1632 | - 170 | - 79 | - 84 | - 7 |
10 | Производство стройматериалов | +773 | - 584 | 189 | 102 | 83 | 4 |
11 | Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | +409 | - 597 | - 188 | - 39 | - 36 | - 13 |
12 | Производство машин и оборудования | +3517 | - 3369 | 148 | 99,1 | 43 | 5,9 |
13 | Прочие | +456 | - 510 | - 54 | - 23 | - 28 | 3 |
14 | Строительство | +6815 | - 6764 | 149 | 71 | 76 | 3 |
15 | Сельское хозяйство | +3417 | - 3555 | - 138 | - 13 | - 121 | - 4 |
16 | Транспорт и связь | +2821 | - 2730 | - 69 | - 33 | - 31 | - 5 |
17 | Торговля и посреднические услуги | +1556 | - 1792 | - 236 | - 14,3 | - 213 | - 8,7 |
18 | Прочие виды деятельности | +459 | - 546 | - 87 | - 51 | - 33 | - 3 |
19 | ЖКХ и непроизводственные виды бытового обслуживания населения | +1574 | - 1706 | - 132 | - 81 | - 47,8 | - 3,2 |
20 | Здравоохранение | +3238 | - 3120 | 118 | 82 | 25 | 5 |
21 | Финансовое посредничество, страхование | +3449 | - 3232 | - 197 | - 143 | - 48,1 | - 5,9 |
22 | Наука и научное обслуживание | +954 | - 943 | 11 | 9 | 2 | 0 |
| Итого | + 45433 | - 45542 | - 575 | - 181,27 | - 271,28 | - 31,45 |
Источник: [Трачук, Линдер, 2017]
Основная нагрузка субсидирования приходится на первую группу (ВН) - около 179,5 млрд руб., которая включает суммы переплат, включенные в ставку на компенсацию потерь, а также перекрестное субсидирование между одноставочным и двухставочными тарифами на высоком напряжении.
Потребители, подключенные на первом среднем уровне (СН1), несут меньший объем субсидирования - около 14,9 млрд руб. в составе ставки на компенсацию потерь и содержание сетей.
Следует отметить, что не всегда можно выделить группы субсидируемых потребителей. Например, плата потребителей, подключенных к объектам «последней мили», увеличивает выручку сетевых компаний, но не является в чистом виде «перекрестным субсидированием». Таким образом, общая разница между переплатой субсидирующих групп потребителей и объемами субсидирования, для которых можно установить группы потребителей - бенефициаров, в 2015 году составила 94,68 млрд рублей без НДС.
На третьем этапе исследования мы рассмотрели влияние цены на электроэнергию на деятельность предприятий различных отраслей промышленности.
Влияние энергетической отрасли на деятельность предприятий других отраслей обусловлено уровнем расходов на покупку электроэнергии и ее долей в себестоимости продукции соответствующих отраслей. Так, наиболее энергоемкими считаются металлургическое и химическое производства, где доля затрат на электроэнергию может достигать 35% (например, при производстве алюминия). При этом наибольший объем потребляемой электроэнергии приходится на отрасли черной и цветной металлургии, в т.ч. производство алюминия, химической отрасли, в т.ч. производство пластмасс, химических смол, удобрений, синтетического каучука. Следует отметить, что высокая доля покупной электроэнергии в себестоимости предприятий отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды обусловлена технологией такого производства (обеспечение работы электрооборудования станционной электросети, насосов, компрессоров и проч.), а также величиной потерь при передаче электроэнергии. Например, в 2015 году величина собственных нужд электростанций составила 53 760 млн кВт-ч, а величина потерь оценена 11,48% от величины отпуска электроэнергии в сеть. При этом следует учитывать, что если генерирующие компании превышают установленные лимиты потребления электроэнергии, то стоимость электроэнергии для собственных нужд рассчитывается исходя из средневзвешенных цен ОРЭМа, которая значительно выше. В целях компенсации потерь в энергетической сети электросетевые компании оплачивают электроэнергию по одноставочной цене, формируемой по принципу как для конечного потребителя, за вычетом стоимости услуг по передаче электрической энергии по собственным электросетям и с учетом соответствующей сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
В табл. 4 показано потребление электроэнергии предприятиями различных отраслей.
Если проанализировать уровень затрат на электроэнергию в валовой прибыли компаний (столбец 6 табл. 4), то колебание от 0,73% в оптовой и розничной торговле до 27,9% в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды говорит о существенном влиянии цен на электроэнергию на уровень располагаемых собственных инвестиций в отраслях экономики (в среднем доля затрат на электроэнергию составила 8,59%).
Таким образом, перекрестное субсидирование населения негативно влияет на конкурентоспособность целого ряда отраслей российской промышленности, создает стимулы для крупных потребителей строить собственную генерацию, инвестировать в присоединение к электрическим сетям открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», приводит к убыткам распределительных сетевых организаций, а также к росту тарифов для малого и среднего бизнеса, что существенно замедляет его развитие.
Завышенные тарифы на услуги по передаче электроэнергии для промышленных потребителей заставляют их активно развивать собственную генерацию и стремиться к снижению потребления электроэнергии из централизованной сети, что также ставит под угрозу стабильность работы сетевых компаний. Завышенная доля сетевой составляющей в конечной цене электроэнергии «отбирает» выручку генерирующих компаний. Все это, безусловно, сказывается на рыночной капитализации и способности привлекать заемные средства как генерирующими компаниями, так и распределительными сетевыми компаниями.
Таблица 6
Расчет оптимального темпа роста тарифов на электроэнергию в целом по РФ на 2017 г.
Темп роста тарифов на электроэнергию для населения | Средневзвешенный одноставочный тариф на электроэнергию для населения, руб./кВт-ч | Динамика ВДС по отраслям при снижении цен на покупную электроэнергию, млн руб. | Динамика ВДС по отраслям с учетом снижения покупательной способности населения, млн руб. | Сальдо эффектов, млн руб. | Расходы государственного бюджета на компенсацию стоимости электроэнергии малоимущим группам населения, млн руб. | Эффект ликвидации перекрестного субсидирования, млн руб. | Доля расходов домохозяйств на покупную электроэнергию в составе расходов,% |
---|---|---|---|---|---|---|---|
101% | 2,65 | 8566 | 30610 | -22044 | 21305 | -43349 | 2,35 |
102% | 2,68 | 17132 | 61220 | -44088 | 21518,05 | -65606,05 | 2,36 |
103% | 2,70 | 25698 | 91830 | -66132 | 21733,2305 | -87865,2305 | 2,37 |
104% | 2,73 | 34264 | 122440 | -88176 | 21950,56281 | -110126,562 | 2,38 |
|
|
|
|
|
|
|
|
145% | 4,11 | 385470 | 3856860 | -3471390 | 33008,21086 | -3504398,211 | 2,79 |
146% | 4,15 | 394036 | 3887470 | -3493434 | 33338,29297 | -3526772,293 | 2,8 |
147% | 4,19 | 402602 | 3918080 | -3515478 | 33671,6759 | -3549149,676 | 2,81 |
148% | 4,23 | 411168 | 3948690 | -3537522 | 34008,39266 | -3571530,39 | 2,82 |
149% | 4,27 | 419734 | 3979300 | -3559566 | 34348,47659 | -3593914,48 | 2,83 |
150% | 4,32 | 428300 | 4009910 | -3581610 | 34691,96135 | -3616301,96 | 2,84 |
151% | 4,36 | 436866 | 4040520 | -3603654 | 35038,88096 | -3638692,88 | 2,85 |
152% | 4,40 | 445432 | 4071130 | -3625698 | 35389,26977 | -3661087,27 | 2,86 |
153% | 4,45 | 453998 | 4101740 | -3647742 | 35743,16247 | -3683485,16 | 2,87 |
154% | 4,49 | 462564 | 4132350 | -3669786 | 36100,5941 | -3705886,59 | 2,88 |
155% | 4,54 | 471130 | 4162960 | -3691830 | 36461,60004 | -3728291,6 | 2,89 |
156% | 4,58 | 582488 | 4193570 | -3611082 | 36826,21604 | -3647908,216 | 2,9 |
157% | 4,63 | 693846 | 4224180 | -3530334 | 37194,4782 | -3567528,478 | 2,91 |
158% | 4,67 | 805204 | 4254790 | -3449586 | 37566,42298 | -3487152,423 | 2,92 |
159% | 4,72 | 916562 | 4285400 | -3368838 | 37942,08721 | -3406780,087 | 2,93 |
160% | 4,77 | 1027920 | 4316010 | -3288090 | 38321,50808 | -3326411,508 | 2,94 |
161% | 4,81 | 1139278 | 4346620 | -3207342 | 38704,72316 | -3246046,723 | 2,95 |
162% | 4,86 | 1250636 | 4377230 | -3126594 | 39091,77039 | -3165685,77 | 2,96 |
163% | 4,91 | 1361994 | 4407840 | -3045846 | 39482,6881 | -3085328,688 | 2,97 |
164% | 4,96 | 1473352 | 4438450 | -2965098 | 39877,51498 | -3004975,515 | 2,98 |
165% | 5,01 | 1661804 | 4469060 | -2807256 | 40276,29013 | -2847532,29 | 2,99 |
166% | 5,06 | 1850256 | 4499670 | -2649414 | 40679,05303 | -2690093,053 | 3 |
167% | 5,11 | 2038708 | 4530280 | -2491572 | 41085,84356 | -2532657,844 | 3,01 |
168% | 5,16 | 2227160 | 4560890 | -2333730 | 41496,702 | -2375226,702 | 3,02 |
169% | 5,21 | 2415612 | 4591500 | -2175888 | 41911,66902 | -2217799,669 | 3,03 |
170% | 5,27 | 2604064 | 4622110 | -2018046 | 42330,78571 | -2060376,786 | 3,04 |
171% | 5,32 | 2792516 | 4652720 | -1860204 | 42754,09356 | -1902958,094 | 3,05 |
172% | 5,37 | 2980968 | 4683330 | -1702362 | 43181,6345 | -1745543,634 | 3,06 |
173% | 5,42 | 3169420 | 4713940 | -1544520 | 43613,45084 | -1588133,451 | 3,07 |
174% | 5,48 | 3357872 | 4744550 | -1386678 | 44049,58535 | -1430727,585 | 3,08 |
175% | 5,53 | 3546324 | 4775160 | -1228836 | 44490,08121 | -1273326,081 | 3,09 |
Источник: [Трачук, Линдер, 2017]
Завышенные расходы на оплату электроэнергии, которые несут субсидирующие группы потребителей, выражаются в более низком, чем потенциально возможный, росте промышленного производства. И, соответственно, в более низком ВВП. Недополученный ВВП оценивается, по нашим расчетам, в 387, 9 млрд рублей, или 0,6%.
Для ответа на вопрос - «С каким темпом необходимо снижать объемы перекрестного субсидирования?» были использованы инструменты системы национальных счетов - симметричные таблицы «затраты - выпуск» и межотраслевой баланс «продукт - продукт», рассчитанный по 22 отраслям. Также строились регрессионные зависимости между ВДС (валовой добавленной стоимостью) отраслей экономики и ее дальнейшем распределении на воспроизводство и конечное потребление.
Мы провели анализ влияния постепенного снижения перекрестного субсидирования (на 2%, то есть тот темп, который есть сейчас) и получили, что эффекты снижения «перекрестки» окажут негативное воздействие на материалоемкие отрасли промышленности и положительное - на финансовые, посреднические, торговые, оздоровительные услуги. В целом будет наблюдаться положительное воздействие снижения объемов перекрестного субсидирования на отрасли экономики.
Второй вариант расчетов делался из предположения полной одномоментной ликвидации перекрестного субсидирования. В приведенной табл. 5 видно, что отрицательный результат для экономики превысит положительный, то есть необходимо поэтапное снижение объемов «перекрестки».
Следующий вопрос, который был нами поставлен: с какой скоростью должны расти тарифы на электроэнергию, чтобы достичь ликвидации перекрестного субсидирования? Для ответа на него мы использовали макроэкономическую модель формирования, использования и воспроизводства отраслевой добавленной стоимости.
Шаг, с которым мы моделировали повышение тарифов, - 1%. Критерием оптимальности скорости роста тарифов мы использовали показатель минимального значения экономического ущерба для экономики и диапазон изменения доли расходов домохозяйств на покупную электроэнергию - увеличение за год должно быть от 0,5 до 0,7%.
В целом по Российской Федерации в настоящее время доля расходов домохозяйств на оплату электроэнергии составляет 2,35% (по данным Ассоциации «НП «Совет рынка»), следовательно, максимальное увеличение этой доли возможно от 2,85 до 3,05%. В этом диапазоне наименьший ущерб экономики будет достигнут при уровне повышения цен - 165%, то есть со средневзвешенного тарифа 2,65 руб./кВт-ч. до 5,01 руб./кВт-ч. При таких темпах роста тарифов ликвидации перекрестного субсидирования до экономически обоснованного уровня 40-60 млрд рублей можно будет добиться в течение 8 лет (табл. 6).
Далее мы провели сравнительный анализ необходимых темпов роста тарифов по двум регионам: с наибольшими тарифами на электрическую энергию (Московская область) и наименьшими тарифами (Оренбургская область).
В настоящее время доля расходов домохозяйств на электроэнергию в Московский области составляет порядка 2,96% от общих доходов, целевой уровень увеличения этой доли должен составлять не более 0,5-0,7 проц. пункта (т.е. до 3,46%-3,66%), в этом ценовом диапазоне оптимальный рост тарифов на электроэнергию должен составить 151%. Однако, по нашим расчетам, полная ликвидация перекрестного субсидирования будет достигнута при уровне - 143%. Т.е. не достигая целевого диапазона, повысив тарифы на 43% до 6,34 руб./кВт-ч за год, в Московской области можно будет добиться полной ликвидации перекрестного субсидирования. При этом доля расходов домохозяйств на оплату электроэнергии составит 3,38%, среднестатистическая плата домохозяйства за электроэнергию при ежемесячном потреблении 187 кВт-ч. - 1185, 58 руб.
В 2015 году объем перекрестного субсидирования, приходящийся на Оренбургскую область, составил 8,54 млрд руб. Средний одноставочный тариф на электроэнергию - 1,93 руб./кВт-ч. Объем электропотребления в 2015 году, по данным НП «Совет рынка»2, - 2054,41 МВт-ч. Т.е. на 1кВт-ч приходилось порядка 5,6 рубля перекрестного субсидирования. При одномоментной ликвидации перекрестного субсидирования рост тарифов должен составить 389%.
Согласно произведенным расчетам, в Оренбургской области при целевом повышении доли расходов домохозяйств на оплату электроэнергии в диапазоне от 2,34% до 2,54% наименьший ущерб для экономики от снижения перекрестного субсидирования будет достигнут при росте тарифов на электроэнергию на 75%, до 4,03 руб/кВт-ч. При этом доля расходов на оплату электроэнергии домохозяйствами составит 2,48%. Это сократит объем перекрестного субсидирования с 8,54 млрд руб. до 4,3 млрд руб. При этом среднестатистический платеж при потреблении 148 кВт-ч одним домохозяйством составит 596,44 руб./кВт-ч.
Одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования принесет в целом для экономики больший отрицательный эффект. Необходимо постепенное повышение тарифов.
Однако темп роста тарифов, заложенный на 2017 год, - 5% не снизит объемов перекрестного субсидирования. Рассчитанные темпы роста тарифов не будут способствовать сбережению электроэнергии и вызовут социальные недовольства.
Более подробно с результатами проведенного исследования можно ознакомиться в статье авторов А. В. Трачука и Н. В. Линдер «Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: подходы к моделированию снижения его объемов» [Трачук, Линдер, 2017], опубликованной в ЭАУ №1-2/2017.
Список литературы
1. Арузманов И. Камень преткновения в отрасли – это перекрестное субсидирование // Коммерсант. 2013.
2. Володин Ю. В., Линдер Н. В. Тарифная политика и перекрестное субсидирование в электро- и теплоэнергетике // Стратегии бизнеса. 2017. №1.
3. Зыкова Т. Эксперимент по соцнормам на потребление электричества населением зашел в тупик // Российская газета. 2016. № 6977 (109)
4. Макаров А. А., Митрова Т. А. Влияние роста цен на газ и электроэнергию на развитие экономики России, Институт энергетических исследований РАН, 2013. Режим доступа: https://www.eriras.ru/files/vliyanie-rosta-tsen-na-gaz-i-elektroenergiyu-na-razvitie-ekonomiki-rossii.pdf / (дата обращения: 10.05.2017)
5. Павлов Н. П. Тупик перекрестного субсидирования // Эксперт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://expert.ru / (дата обращения: 12.05.2017)
6. Ряпин И. (2013) Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: итог пятнадцатилетней борьбы // Энергетический центр Московской школы управления «Сколково». 2013. 97 с.
7. Селляхова О. (2012) Перекрестное субсидирование и социальная норма электропотребления // Эффективное Антикризисное Управление. 2012. № 6.
8. Трачук А. В. (2011) Реформирование естественных монополий: цели, результаты и направления развития (монография) / Москва, 2011.
9. Трачук А. В. (2010 а) Реформирование электроэнергетики и развитие конкуренции (монография) / Москва, 2010
10. Трачук А. В. (2010 б) Риски роста концентрации на рынке электроэнергии / Энергорынок, 2010. №3. С 28
11. Трачук А. В., Линдер Н. В. (2017) Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: подходы к моделированию снижения его объемов // Эффективное Антикризисное Управление № 1 (100). С. 24 - 35
12. Трачук А. В., Линдер Н. В., Золотова И. Ю., Зубакин В. А., Володин Ю. В. (2017) Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: проблемы и пути решения (монография) / Санкт- Петербург, 2017.
Об авторах
Н. ЛиндерРоссия
Заместитель руководителя Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н., профессор
А. В. Трачук
Россия
Руководитель Департамента менеджмента, научный руководитель Факультета менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., профессор
Рецензия
Для цитирования:
Линдер Н., Трачук А.В. Влияние перекрестного субсидирования в электро- и теплоэнергетике на изменение поведения участников оптового и розничного рынков электро- и теплоэнергии. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2017;(3):78-86. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2017-3-78-86
For citation:
Linder N., Trachuk A.V. Impact of cross-subsidization in electricity and heat energy on changing the behavior of participants in the wholesale and retail markets for electricity and heat. Strategic decisions and risk management. 2017;(3):78-86. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2017-3-78-86