Перейти к:
СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-4-66-71
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Черняков М.К., Чернякова М.М. СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016;(4):66-71. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-4-66-71
For citation:
Cherniakov M.K., Cherniakova M.M. MAINTAINING STRATEGY OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE CITY IN CONDITIONS OF SANCTIONS. Strategic decisions and risk management. 2016;(4):66-71. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-4-66-71
Введение
Привлекательность города следует рассматривать как геотовар, который обладает определенной ценностью для его «потребителей», различных субъектов социальных взаимодействий. Следовательно, очевидна проблема формирования положительного имиджа города в представлении различных социальных групп.
Положительный имидж является одним из основных условий для привлечения инвестиций. До сих пор в научной литературе практически не рассматривалось влияние социального пространства на имидж города и его инвестиционную привлекательность в условиях перекрестных санкций. Последние можно считать фактором кризиса. В таких условиях основными проблемами являются проблемы демографии, бедности и угроза углубления социального неравенства, неэффективного управления рынком труда, остро реагирующего на кризисные ситуации.
Формирование положительного имиджа города является главным условием для привлечения инвестиций и туристов, что будет способствовать преодолению кризисных ситуаций и повышению привлекательности Новосибирска.
Новосибирск является самым крупным муниципальным образованием, крупнейшим сибирским городом, административным центром Новосибирской области. Здесь находится представительство Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Город разделен на десять административных районов. В городе проживает более 55% населения Новосибирской области. Телефонный опрос 596 абонентов «Имидж города Новосибирска», проведенный нами в 2015 году, показал, что жители воспринимают его как крупный научный центр (около 91%), столицу Сибири (89%), культурный центр (71%), спортивноориентированный город (67%). К положительным отличиям Новосибирска респонденты отнесли развитую сеть торговли (24%), развитую промышленность (21%), большое количество образовательных учреждений (19%), развитый транспортный узел (11%).
Таблица 1
Внутренние резервы и ограничения перспектив развития города Новосибирска и области
Сильная сторона | Слабая сторона |
---|---|
• Крупнейший культурный, промышленный, транспортный и деловой центр; • научный и образовательный центр России: СО РАН, СО РАМН, СО РАСХН, 25 высших учебных заведений, самая крупная в Сибири ГПНТБ СО РАН; • самый крупный транспортный узел Сибири (аэропорт «Толмачево», четыре железнодорожных вокзала, речной порт, две автодороги федерального значения: М-51 «Байкал» и М-52 «Чуйский тракт», связывающий Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию с европейской частью России; • удачное географическое расположение для установления внешнеэкономических связей с Китаем и Монголией; • развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства; • крупнейший потребительский рынок с высокой концентрацией сетевой торговли; • развитая инфраструктура муниципальных учреждений социальной сферы; • высокие темпы в жилищном строительстве; • наличие кадров высокой квалификации; • материальная база для подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе рабочих; • высокая активность пожилого населения, имеющего высокую квалификацию; • центр притяжения для внутренней миграции в пределах Сибири | • Высокая ресурсная зависимость из-за отсутствия добывающей промышленности в области; • значительный физический и моральный износ основных фондов; • присутствие в городе депрессивных территорий на окраинах города как анклавов с традиционно плохим транспортным сообщением; • отсутствие мусороперерабатывающих заводов; • высокая доля аварийного, ветхого и не соответствующего санитарным нормам жилья; • изношенность парка техники и коммунальных сетей городской инфраструктуры; • значительно изношены здания, системы жизнеобеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной сферы; • низкая доля молодежи в структуре занятости; • система подготовки трудовых ресурсов ориентируется на спрос абитуриентов, а не на потребности рынка |
Таблица 2
Возможности и угрозы перспектив развития города Новосибирска и области
Возможности | Угрозы |
---|---|
• Возможность экономического роста в России в целом и Новосибирской области в частности в результате снятия санкций и притока инвестиций; • участие в федеральных и региональных целевых программах, в том числе в рамках реализации национальных проектов; • возможность модернизации Обской ГЭС; • возможность путем реализации научно-исследовательских разработок ученых города развития инновационных процессов и производств при условии привлечения необходимых инвестиций; • использование механизма государственно-частного партнерства для сооружения социально значимых объектов (детских садов, четвертого моста через Обь, площадки по переработке отходов, медицинских центров); • возможность использовать объекты культурного наследия Обь-Томского междуречья в рекреационно-туристских целях | • Демографические проблемы: сокращение доли трудоспособного населения; • возможность ухудшения экологической ситуации из-за задержек со строительством в Новосибирске мусороперерабатывающих предприятий вследствие недостатка инвестиций; • угроза техногенных аварий в силу изношенности основных производственных фондов, в том числе в сфере ЖКХ; • проблемы бедности и угроза углубления социального неравенства; • отсутствие стимула развивать производство у собственников из-за неопределенности дальнейших перспектив |
Таблица 3
История кредитных рейтингов города Новосибирска
Дата присвоения рейтинга | Национальная шкала (Россия) | Международная шкала | Прогноз | |
---|---|---|---|---|
в долларах | в рублях | |||
Standard&Poor's | ||||
23.03.2006 | ruA | В | В | Позитивный |
26.03.2007 | ruA+ | В+ | В+ | Позитивный |
21.03.2008 | ruAA- | ВВ- | ВВ- | Стабильный |
15.04.2009 | ruAA- | ВВ- | ВВ- | Негативный |
28.05.2010 | ruAA- | ВВ- | ВВ- | Стабильный |
29.10.2010 | ruAA- | ВВ- | ВВ- | Позитивный |
30.03.2011 | ruAA | ВВ | ВВ | Стабильный |
11.11.2011 | ruAA | BB | BB | Позитивный |
30.04.2012 | ruAA | BB | BB | Позитивный |
25.04.2013 | ruAA | BB | BB | Позитивный |
29.10.2013 | ruAA+ | BB+ | BB+ | Стабильный |
04.04.2014 | ruAA+ | BB+ | BB+ | Стабильный |
26.09.2014 | ruAA+ | BB+ | BB+ | Стабильный |
29.01.2015 | ruAA+ | BB+ | BB+ | Негативный |
27.03.2015 | ruAA+ | BB+ | BB+ | Негативный |
Fich | ||||
25.02.2016 | ruAA- | BB | BB | Стабильный |
Таблица 3
Динамика кредитных рейтингов и уровня безработицы города Новосибирска за 2006-2015 годы
Год | Национальная шкала (см. табл. 2) | Безработица | ||
---|---|---|---|---|
Прогноз изменения | Рейтинг | Прогноз изменения | Уровень | |
2006 | П | ruA | П | 7,4 |
2007 | П | ruA+ | П | 7,1 |
2008 | С ruAA- | П | 7,3 |
|
2009 | Н | ruAA- | Н | 10,0 |
2010 | П | ruAA- | П | 7,7 |
2011 | П | ruAA | П | 6,8 |
2012 | П | ruAA | С 5,6 |
|
2013 | С ruAA+ | С 5,9 |
|
|
2014 | С ruAA+ | С 4,0 |
|
|
2015 | Н | ruAA+ | П | 6,5 |
Примечание: С - стабильный, П - позитивный, Н - негативный. |
В результате SWOT-анализа были установлены сильные (внутренние резервы) и слабые (ограничения) стороны (табл. 1), а также внешние возможности и угрозы (табл. 2) перспектив развития города, которые были выявлены на основе диагностики состояния и динамики социально-экономического развития Новосибирска [Центр 2016; Черняков М. К., 2012; Черняков М. К., Чернякова М. М., 2014] при помощи методов экспертных оценок и управления по целям [Черняков М. К., Черняков В. М., 2015].
Кредитные рейтинги играют важную роль с точки зрения компаний и органов власти, позволяя им привлекать инвестиции с рынков капитала. Кредитный рейтинг упрощает процесс выпуска и размещения облигаций и других долговых обязательств администрацией города и области, поскольку обеспечивает эффективную, всеми признанную и давно используемую меру измерения кредитного риска. Наибольшим доверием инвесторов пользуются международные рейтинговые агентства. 27 марта 2015 года международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s (табл. 3) подтвердило рейтинг города Новосибирска на страновом уровне (BB+), такие же рейтинги присвоены двум выпускам муниципальных облигаций, находящимся в обращении [Standard&Poor's ( [б. г.]); Черняков М. К., 2012]. Прогноз изменения рейтинга остается негативным в связи с аналогичным прогнозом по рейтингу России после введения санкций. Прогноз по рейтингам Новосибирска может быть пересмотрен на «Стабильный» только после того, как изменится в лучшую сторону рейтинг Российской Федерации в целом и показатели города будут соответствовать положительным рейтинговым факторам (стабильному или позитивному).
Основными проблемами, негативно влияющими на имидж города и его инвестиционную привлекательность являются, по нашему мнению, проблемы демографии, бедности и угроза углубления социального неравенства из-за неэффективного управления рынком труда в условиях кризиса [Черняков М. К., Чернякова М. М., 2015].
Относительный индикатор занятости, характеризующийся уровнем безработицы (табл. 3) [Черняков М. К., Чернякова М. М., 2014], хорошо коррелирует с аналитической информацией международных рейтинговых агенств, поэтому и учитывается при назначении рейтингов [Черняков М. К. (2012)]. 27 марта 2015 года международное рейтинговое агентство Standard&Poor's [Standard&Poor's ( [б. г.])] утвердило рейтинги Новосибирска: ruAA+ по российской национальной шкале и ВВ+ по международной шкале на уровне 29 октября 2013 года (табл. 3). Хотя рейтинги остались на прежнем уровне, прогноз изменился на негативный, как и прогноз по рейтингу России.
В отчете агентства Standard&Poor's среди факторов, которые поддерживают высокий уровень рейтингов Новосибирска (по международным и национальным шкалам), выделяют «взвешенную политику по долгу и ликвидности, высочайший уровень финансового управления и жесточайший контроль над расходами» [Standard&Poor's ( [б. г])].
Постановка задачи
Для разработки стратегии повышения имиджа города Новосибирска необходимо учитывать факторы, влияющие на инвестиционный потенциал:
- новый уровень управления модернизацион- ными и инновационными проектами, соответствующими современной глобальной экономике знания;
- сохранение высококвалифицированной рабочей силы в качестве необходимого ресурса для решения инновационных и модернизаци- онных задач;
- конкурентная борьба между Новосибирском, Иркутском, Красноярском и Томском за инвестиции федерального уровня;
- наличие делового, интеллектуального и культурного потенциала;
- инвестиционные риски.
Факторы, оказывающие решающее влияние на имидж и инвестиционную привлекательность города, показаны на рис. 1.
Основная идея проекта - формирование имиджа Новосибирска, где управление модерни- зационными и инновационными проектами осуществляется на принципиально новом уровне, есть высококвалифицированная рабочая сила, высокий деловой, интеллектуальный и культурный потенциал при низком инвестиционном риске.
Рис. 1. Дерево факторов имиджа города в разрезе роста инвестиционной привлекательности
Анализ параметров инвестиционном привлекательности города
В качестве целевой аудитории следует рассматривать прежде всего инвесторов, туристов и, конечно, постоянных жителей. Стратегической целью является формирование положительного имиджа в глазах инвесторов. Стратегия стимулирования инвестиционной привлекательности предполагает проектный подход, т. е. сосредоточение усилий на достижении конкретных целей с учетом потребностей города.
Антикризисные меры должны реализовываться с учетом основных приоритетов социально-экономического роста в Новосибирске:
- стабильный рост экономики за счет эффективного использования наукоемких промышленных производств и развития сферы услуг, максимально полная занятость населения и значительное повышение доходов жителей;
- улучшение демографической ситуации;
- качественное улучшение здоровья населения и, как следствие, увеличение работоспособности и продолжительности жизни;
- формирование благоприятной социальной атмосферы на основе принципов гражданского общества и социального партнерства.
Для реализации стратегии повышения инновационного потенциала города на основе метода управления по целям [Черняков М. К., Черняков В. М., 2015] было разработано дерево целей, оказывающих положительное влияние на инвестиционную привлекательность города (рис. 2). Метод управления по целям и метод суженного подхода, предложенный Н. В. Игошиным, целесообразно использовать при оценке динамики основных показателей инвестиционной привлекательности города.
Метод «Управление по целям» [Черняков М. К., Черняков В. М., 2015] включает модель пяти сил конкуренции М. Портера, адаптированной для оценки инвестиционной привлекательности города I:
I = АхС + ВхР, (1)
где А, В - средневзвешенные коэффициенты, отражающие долю С и P в инвестиционной привлекательности города, которые были определены экспертным путем по балльной шкале; С - эффективность функционирования города в краткосрочном периоде; P - способность эффективного функционирования (конкурентный потенциал или сила конкурентной позиции) города в перспективе, который характеризуется факторами привлечения и удержания потенциальных инвесторов [Черняков М. К., Черняков В. М., 2015].
Данный подход отличается относительной простотой расчетов и анализа, не требует больших затрат и дополнительных статистических исследований. Однако при этом нарушается баланс интересов, потому что не отражена связь инвестиционного климата с типом инновационного развития и экономической устойчивостью. Полностью игнорируются объективные связи фактора инвестиций с другими ресурсными факторами развития [Черняков М. К., Черняко- ва М. М., 2015].
Город можно будет считать привлекательным для инвесторов, если удастся достигнуть ряда критериев (табл. 4) [Черняков М. К., Черняко- ва М. М., 2015].
Заключение
Для динамично устойчивого движения к привлечению инвестиций необходимо разработать проект повышения инвестиционной привлекательности и его технико-экономическое обоснование. Только в случае полноценной реализации антикризисного проекта отдельные инвестиции могут превратиться в поток. Реализовать эту возможность позволит предложенная стратегия управления процессом повышения инвестиционной привлекательности.
Таблица 4
Целевые критерии инвестиционной привлекательности города
Критерий | Характеристика |
---|---|
Географическое положение | Выгодное |
Обеспеченность природными ресурсами и их доступность | Высокая |
Экологическая обстановка | Нормальная |
Структура экономики | Разнообразна и адекватна требованиям рынка |
Системы рыночной инфраструктуры | Надежные |
Социально-политиче ская стабильно сть | Высокая |
Экономическая стабильность | Высокая |
Информационное и коммуникационное взаимодействие администрации города с предприятиями | Высокий уровень |
Культура и образование населения | Высокий уровень |
Список литературы
1. Центр занятости города Новосибирска (2016). URL: http://www.gczn.nsk.su/rinok/2010–12–02–10-57-07/
2. Черняков М. К. (2012) Инвестиционная привлекательность Новосибирска: рейтинговая оценка // Сибирская финансовая школа. Вып. 2. С. 136–140.
3. Черняков М. К. (2012) Статистика инвестиционных вложений муниципальных образований // Вестник Читинск. гос. ун-та. Вып. 4 (83). С. 126–129.
4. Черняков М. К., Черняков В. М. (2015) Совершенствование системы управления организацией методом «Управление по целям» // Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. (10–11 декабря 2015 г., г. Уфа). В 2 ч. / Отв. ред. И. У. Зулькарнай. Уфа: Аэтерна. Ч. I. С. 129–132.
5. Черняков М. К., Чернякова М. М. (2014) Статистический анализ рынка труда Новосибирской области // Вестник Сибирск. ун-та потреб. кооперации. Вып. 3 (10). С. 28–31.
6. Черняков М. К., Чернякова М. М. (2015) Управление занятостью на рынке труда // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2 (81). С. 139–144.
7. Standard & Poor’s ( [б. г.]). URL: http://www.standardandpoors.ru.
Об авторах
М. К. ЧерняковРоссия
Доктор экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, ЧОУ ВО «Сибирский университет потребительской кооперации». Область научных интересов: управление бюджетом и инвестициями.
М. М. Чернякова
Россия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры экономической теории, Сибирский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Область научных интересов: управление бюджетом и инвестициями.
Рецензия
Для цитирования:
Черняков М.К., Чернякова М.М. СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016;(4):66-71. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-4-66-71
For citation:
Cherniakov M.K., Cherniakova M.M. MAINTAINING STRATEGY OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE CITY IN CONDITIONS OF SANCTIONS. Strategic decisions and risk management. 2016;(4):66-71. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-4-66-71