Перейти к:
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-3-84-89
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Саламатов В.Ю., Болдырев С.И., Губенко Р.М. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2015;(3):84-89. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-3-84-89
For citation:
Salamatov V.Y., Boldyrev S.I., Gubenko R.M. IMPORT SUBSTITUTION AND MIGRATION POLICY. Strategic decisions and risk management. 2015;(3):84-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-3-84-89
Сегодня в России тема трудовой миграции, проблемы трансграничных миграционных процессов выходят на первый план. Прежде всего это связано с реализацией программы им- портозамещения в промышленности, которая невозможна без привлечения квалифицированного персонала, в том числе из-за рубежа. Одним из наиболее острых вопросов является повышение привлекательности России для зарубежных профессионалов высокого уровня, которые принесли бы необходимые знания и опыт для создания современных производств и внедрения современных форм и методов управления. Кроме того, возрастает значение для мировой экономики интеграционных объединений - Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Содружества Независимых Государств (СНГ), которые будут все больше вовлекаться в международные миграционные процессы и играть все более заметную роль на международном рынке труда, особенно на российском. Более того, в этом году Россия председательствует в ШОС. Комитет по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ также не мог оставить эти вопросы без внимания, поэтому первое заседание в 2015 году посвящено проблемам миграционной политики и роли Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в поисках их решения.
По данным ООН, сегодня каждый тридцать пятый человек в мире является международным мигрантом. За пределами родной страны проживает более 175 миллионов человек, или около 3% населения земного шара (United nation 2013). Глобальная комиссия по международной миграции в одном из своих докладов отметила, что «международная миграция вышла на первый план в повестке дня мировой политики». Международная миграция стала неотъемлемой частью процесса глобализации и охватывает практически все страны, будь то экономически развитые государства (реципиенты), притягивающие потоки трудовой миграции, или государства с избыточными трудовыми ресурсами (доноры), в экономике которых многие граждане, особенно молодежь, не могут найти работу и вынуждены искать заработок за рубежом. Данное разделение стран на реципиентов и доноров довольно условно. В настоящее время практически невозможно выделить страны, которые выступают в роли только «импортеров» или только «экспортеров» трудовых ресурсов. Прежде всего, такая ситуация справедлива применительно к развитым государствам, между территориями которых уже давно циркулируют многолюдные миграционные потоки (Актуальные... 2015).
Сегодня государства - участники ШОС и СНГ заняты активным поиском оптимальных путей для своевременного и достойного вхождения в мировое экономическое пространство. Вхождение в этот рынок предполагает активное участие государств в международных миграционных процессах на условиях, которые существенно изменились за последние два десятилетия.
Рис. 1. Доля стран ШОС в мировой торговле (2013 г.)
Рис. 2. Численность населения стран ШОС
Рис. 3. Доля экономически активного населения (15+)
Рис. 4. Основные факторы конкурентоспособности. Доля оплаты труда и валовой прибыли в ВВП России
Из материалов Госсовета по конкурентоспособности
Основные выводы данного исследования составлены авторами на основании обработки большого массива данных зарубежных и российских статистических источников и представлены на рисунках в инфографическом виде (International 2015, World 2014; United 2013; Российский. 2014; Промышленность 2014, Статистические. 2014; The World 2014; Всемирный. 2014).
В период подготовки данного материала официальная статистика за 2014 год по международной торговле еще отсутствовала, поэтому для формулирования части выводов используются итоги 2013 года. В частности, в 2013 году доля стран ШОС в мировом экспорте составила 15,7% (рис. 1). Таким образом, ШОС является вторым по значимости доли в мировом экспорте объединением с участием России. На первом месте по экономическим показателям для России находится объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) (18%).
В ШОС ключевую роль играют Китай (12,3%) и Россия (2,93%). Среди стран, высказавших желание присоединиться к ШОС, более 1% имеет пока только Индия (1,87%). В 2015 году Россия председательствует в ШОС, поэтому задачи по развитию торгово-экономического сотрудничества со странами ШОС и другими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются приоритетными. Ожидается, что развитие отношений со странами Востока уже в 2015-2020 годах создаст предпосылки не только к увеличению торговли, но и к необходимости устранения барьеров для движения не только товаров, но и факторов производства, включая рабочую силу (Актуальные. 2015).
Рассуждения о возможностях развития экспорта целесообразно начать с оценки емкости и характера потенциальных рынков. Для этого стоит ознакомиться с информацией о населении, проживающем на территории соответствующих государств. На сегодняшний день численность населения стран ШОС вместе с государствами, имеющими в этом объединении статус наблюдателей, а также государствами, участвующими в переговорах, составляет 45% населения планеты (3,2 млрд человек, в 2014 году - 7,177 млрд человек) (рис. 2).
В совокупности государства, так или иначе взаимодействующие в рамках ШОС, представляют быстро растущий, емкий рынок с повышающимся доходом. Кроме того, экономический потенциал этих государств во многом определяется качественными характеристиками структуры населения - долей экономически активного населения (от 15 лет и до выхода на пенсию) и динамикой ее изменения (рис. 3).
За исключением Китая, все государства - участники ШОС с 1991 по 2013 год продемонстрировали положительную динамику доли экономически активного населения. Самая высокая доля в Казахстане (69%). В Китае этот показатель снизился с 75 до 68%, что связано с общим ростом благосостояния и продолжительности жизни населения, а также с политикой «одна семья - один ребенок». В России доля экономически активного населения практически достигла максимума 1992 года и составляет 60% (Актуальные 2015).
Следует отметить наличие во всех странах ШОС высокой социальной нагрузки на бизнес. Вместе с другими негативными факторами она оказывает сильное воздействие на конкурентоспособность компаний. Исследования по итогам 2013 года, проведенные в 2014 году, показали, что доля оплаты труда в ВВП России составила 52%, тогда как в 1999 году - 40%. Таким образом, за 14 лет затраты российских компаний на оплату труда выросли на 12%. Такая динамика напрямую связана с показателем прибыльности, то есть мы наблюдаем устойчивое снижение чистой прибыли предприятий. Если в 1999 году доля чистой прибыли в России составляла 44% валового внутреннего продукта, то в конце 2013-го - уже 29% (Российский... 2014) (рис. 4).
Официальные данные Росстата по численности показывают перспективу России на горизонте планирования до 2030 года. Представлены три варианта развития: низкий, средний и высокий. Только в высоком варианте прогноза предполагается рост численности населения Российской Федерации до 152 млн человек (Статистические. 2014) (рис. 5). При этом критически важным является то, что достижение такого показателя возможно за счет не естественного прироста населения, а трудовой миграции (рис. 6). Иными словами, у России есть единственный способ увеличить численность населения - обеспечение притока мигрантов.
Какова же сегодня миграционная ситуация в России и насколько страны ШОС являются источником необходимой России рабочей силы (рис. 7)? В целом можно констатировать, что необходимость масштабного привлечения иностранной рабочей силы к трудовой деятельности в различных отраслях российской экономики обусловлена, прежде всего, преобладанием низкопроизводительных, морально и физически устаревших средств производства. Кроме того, на российском рынке труда уже стал хроническим острый дефицит национальных трудовых ресурсов, сформировавшийся в силу таких причин, как неблагоприятная демографическая ситуация, деградация прежней, советской системы профессиональной подготовки по массовым рабочим профессиям и перекосы в системе высшего образования.
Основой концептуальных предложений парламентариев по дальнейшим мерам развития социальной политики явилась инициатива Совета Федерации, выдвинутая в 2003 году (Преодоление... 2003). Разработанные учеными материалы по результатам круглого стола «Преодоление бедности - необходимое условие экономического роста и развития социального государства» нашли свое дальнейшее отражение в выступлениях президента России В. В. Путина перед представителями власти и бизнеса, в сценарных условиях долгосрочного прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации до 2030 года и научных исследованиях. Неоднократно отмечалось, что для стабильного экономического развития России необходимо ежегодно привлекать 0,8-1,0 млн иностранных работников (например, экономике Германии ежегодно нужны 0,4 млн гастарбайтеров). С учетом планов создать 25 млн новых рабочих мест в высокотехнологичных сферах экономики при условии фактически сохраняющегося дефицита национальных трудовых ресурсов, очевидно, сохранится потребность в дополнительных трудовых ресурсах из числа трудовых мигрантов (Стратегия 2005, Сценарные... 2014).
По данным ФМС России, сегодня из 5,6 млн мигрантов, которые работают на территории Российской Федерации, только 2,7 млн являются легально зарегистрированными, остальные незаконно пребывают на нашей территории. Вместе с тем руководители отдельных диаспор на территории России приводят иные цифры по количеству мигрантов: около 6 млн узбеков, 1,5 млн киргизов, 1,1 млн таджиков, 0,7 млн азербайджанцев, около 0,5 млн казахов. Такой разброс статистики по трудовым мигрантам, особенно нелегальным, мешает формированию целостного представления о миграционной ситуации в стране. Остается надеяться, что по мере развития соответствующих ведомственных автоматизированных информационных систем и совершенствования межведомственного информационного обмена качество статистического учета в сфере миграции будет улучшаться (Статистические. 2014).
Рис. 5. Изменение численности населения России по вариантам прогноза
Рис. 6. Динамика прироста численности населения, высокий вариант прогноза
С 1 января 2015 года в целях повышения эффективности выявления и пресечения нарушений в сфере трудовой миграции введены более жесткие требования. По информации ФМС России, это привело к заметному снижению уровня нелегальной миграции. Количество иностранных граждан, которым закрыт въезд в Россию, непрерывно растет и на сегодня достигло 1,2 млн человек. Если мигрант пробыл на территории России без регистрации более 270 дней со дня окончания разрешенного законом срока, въезд в Россию будет закрыт для него на 10 лет. К концу 2014 года в стране находилось 734 тыс. мигрантов, которые пробыли в стране дольше разрешенного времени от 270 до 360 дней (Статистические. 2014). Еще 1 млн мигрантов задержался более чем на год. Следовательно, в обозримом будущем общая численность таких невъездных иностранных граждан увеличится еще на 1,7 млн. Множеству граждан ближнего зарубежья, которые до этого в основном занимались производительным трудом на территории России, въезд будет запрещен на долгие годы, кто-то вообще больше не сможет попасть в Россию. Однако, несмотря на соответствие закону, возникает ощущение, что косвенно законодатель наказывает отечественных предпринимателей.
Сохраняющийся высокий спрос на российском рынке труда все равно будет притягивать в Россию новые, но еще не адаптированные к российской действительности контингенты трудовых мигрантов. У молодого поколения мигрантов еще нет необходимых познаний и жизненного опыта, они вполне могут попасть в число тех, кому въезд в Россию закроется на годы.
Возвращаясь к программе импортозамещения в промышленности, стоит отметить, что для им- портозамещения необходимо в первую очередь обеспечить привлечение квалифицированных мигрантов: старшего управленческого персонала, инженеров-техников, ученых, предпринимателей, выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Россия должна стать привлекательной для зарубежных профессионалов высокого уровня, которые принесли бы в Россию те знания и тот опыт, которые нужны для создания современных производств и внедрения современных форм и методов управления (Балацкий Е. В., Екимова Н. А, 2013) (рис. 8). По словам руководителя ФМС К. О. Ромодановского, «число въехавших в Россию мигрантов в начале января 2015 года снизилось на 70% по сравнению с этим же периодом прошлого года. Одна из причин сокращения потока - ужесточение миграционного законодательства. На 2,7 миллиона законно работающих 2,9 миллиона работает незаконно...» (Ромодановский, 2014) (рис. 9).
Рис. 7. Взаимная миграция стран ШОС (на середину года количество человек, родившихся за рубежом)
Рис. 8. Миграционная политика - один из факторов обеспечения конкурентоспособности российской экономики: пять категорий высококвалифицированных мигрантов.
Рис. 9. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 11 месяцев 2014 года.
Уже на протяжении ряда лет широко обсуждается идея создания на пространстве СНГ международной системы подбора и привлечения иностранных работников, занимающихся трудовой деятельностью за пределами государства своего проживания. Пока эта работа ведется только силами органов исполнительной власти, нет активного вовлечения в этот процесс институтов гражданского общества и бизнес-структур.
Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации, являющаяся крупным объединением российских предприятий, промышленников и предпринимателей, обладает уникальным экспертным и организаторским потенциалом и заслуженным авторитетом.16 июля 2013 года ТПП и ФМС подписали соглашение о сотрудничестве по таким важным направлениям в сфере миграции, как совершенствование законодательства, создание условий для привлечения квалифицированных специалистов, обеспечение профессионального роста и повышения квалификации иностранных работников, защита прав работников, и некоторым другим. Позже были подписаны схожие соглашения о сотрудничестве между управлениями ФМС и территориальными торгово-промышленными палатами в субъектах Российской Федерации.
Благодаря разветвленной сети региональные ТПП обладают значительным потенциалом для решения проблемы эффективного распределения трудовых ресурсов и преодоления дефицита рабочей силы в отдельных регионах. С одной стороны, палаты участвуют в разработке региональных программ, где определяются перспективы рынка труда и потребности в трудовых ресурсах как в государственном, так и в частном секторе. С другой стороны, ТПП имеют деловые связи с партнерскими палатами за рубежом, в том числе в странах СНГ и ШОС. Все это позволяет ТПП координировать процесс привлечения трудовых мигрантов в регионах, фактически предоставляя услуги работодателям и иностранным мигрантам, в первую очередь информационноконсультационные.
Уже сегодня предприниматели могут получить помощь ТПП в подборе необходимых работников. В свою очередь, иностранные специалисты могут воспользоваться информацией о том, в каких российских регионах они могут найти применение своим трудовым навыкам.
Важной услугой является предоставление информации в сфере миграционного и трудового законодательства: не только мигранты, но и многие работодатели зачастую не осведомлены о законодательных нововведениях. Многие из них узнают о новых правилах и требованиях в тот момент, когда их подвергают суровому административному наказанию. Деятельность ТПП в данной области уже принесла позитивные результаты. Например, в Пензенской области благодаря совместной работе ТПП России и областной ТПП с миграционной службой и ТПП Киргизии удалось частично снизить дефицит медицинского персонала, в процессе работы с ТПП Таджикистана - привлечь нужных специалистов в сельское хозяйство. Такая же работа проводится территориальными ТПП в других регионах, например в Воронеже, Краснодаре, Сургуте, Москве (Актуальные. 2015).
Есть уверенность, что активизация деятельности территориальных ТПП в области миграции и занятости населения поможет внести заметный вклад в формирование благоприятных условий для стабильного экономического развития российских регионов и страны в целом, развития интеграционного сотрудничества стран ШОС и СНГ.
Список литературы
1. Актуальные проблемы рынка труда Шанхайской организации сотрудничества и Содружества Независимых Государств: Материалы заседания (2015)/С. Б. Алиев и др. М.: ЦМТ. 80 с.
2. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. (2013) Доктрина высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике. М.: Эдитус, 143 с.
3. Всемирный банк «Всемирный экономический форум» ( [S.a.]) // World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014–15.pdf
4. Лента новостей УФМС России ( [б.д.]) // РИА Новости. URL: http://ria.ru/tags/person_Konstantin_Romodanovskij/.
5. Преодоление бедности – необходимое условие экономического роста и развития социального государства. Издание Совета Федерации (2003)/Под ред. И. В. Михалева, В. М. Анисимова. М.: Совет Федерации. 138 с.
6. Промышленность России (2014) Статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
7. Ромодановский К. О. (2014) В России сравнялось число законно работающих мигрантов и нелегалов // РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20141120/1034263422.html.
8. Российский статистический ежегодник (2014) Статистический сборник. М.: Росстат. 693 c.
9. Статистические данные ФМС России (2014) // Федеральная миграционная служба. Статистические данные. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/.
10. Стратегия демографического развития России (2005)/Под ред. В. Н. Кузнецова, Л. Л. Рыбаковского; РАН, Институт социальных исследований. М.: ЦСП. 208 с.
11. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года/Министерство экономического развития РФ // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70309010/.
12. International trade Center (2015). URL: http://www.trademap.org.
13. The World Fact book. URL: https://www.cia.gov/library.
14. United Nations Database, POP/DB/MIG/STOCK/REV.2013/URL: http://www.oecd.org/els/mig/World-Migration-in-Figures.pdf.
15. World Development Indicators. The World Bank (2014, 2014-2015) // World Bank Database. URL: http://www.worldbank.org.
Об авторах
В. Ю. СаламатовРоссия
Доктор экон. наук, профессор, генеральный директор ОАО «ЦМТ», зав. кафедрой «Торговое дело и регулирование торговли» МГИМО (У) МИД РФ, зав. кафедрой «Международная коммерция» РАНХиГС при Президенте РФ, руководитель комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции ШОС и СНГ. Область научных интересов: макроэкономика, глобальные интеграционные процессы, внешнеэкономическая деятельность.
С. И. Болдырев
Россия
Кандидат полит. наук, директор программ НК «Международный альянс «Трудовая миграция», зам. руководителя комитета и руководитель подкомитета по трудовой миграции Торгово-промышленной палаты РФ по вопросам экономической интеграции ШОС и СНГ. Область научных интересов: экономическая безопасность, общественные науки, трудовая миграция.
Р. М. Губенко
Россия
Директор департамента международного сотрудничества и содействия развитию торговли ОАО «ЦМТ», преподаватель кафедры «Торговое дело и регулирование торговли» МГИМО (У) МИД РФ. Область научных интересов: глобальные интеграционные процессы, торговая политика, меры торговой защиты.
Рецензия
Для цитирования:
Саламатов В.Ю., Болдырев С.И., Губенко Р.М. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2015;(3):84-89. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-3-84-89
For citation:
Salamatov V.Y., Boldyrev S.I., Gubenko R.M. IMPORT SUBSTITUTION AND MIGRATION POLICY. Strategic decisions and risk management. 2015;(3):84-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-3-84-89