Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ОЦЕНКА КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭМИТЕНТОВ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-4-82-85

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Рассматривается необходимость оценки кризисных проявлений в деятельности компании, выступающей в роли эмитента. Немаловажную роль играют такие характеристики предприятия, как масштаб, потенциал и сфера функционирования, деятельность на рынке ценных бумаг. Очень важно вовремя определить начало кризиса и предотвратить его влияние на деятельность компании в целях обеспечения экономической безопасности. По мнению автора, представляют интерес разработки в области анализа деятельности компании на предмет оценки и предотвращения кризисных явлений, которые могут быть использованы в работе финансовых консультантов, андеррайтеров и других заинтересованных специалистов.

Для цитирования:


Федоренко И.Н. ОЦЕНКА КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭМИТЕНТОВ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2014;(4):82-85. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-4-82-85

For citation:


Fedorenko I.N. ASSESSMENT OF CRISIS SITUATIONS AS PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF ISSUERS. Strategic decisions and risk management. 2014;(4):82-85. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-4-82-85

Экономика акционерных компаний, находясь в состоянии кризиса, отрицательно влияет на их производственную и финансовую деятель­ность. Немаловажную роль играют такие характе­ристики, как масштаб, потенциал и сфера функци­онирования на рынке ценных бумаг.

Тезис о существовании кризисных ситуаций и возможности их возникновения на любой ста­дии функционирования организации, как в период становления и развития, так и в период стабили­зации и расширения производства, стал особенно актуален в свете происходящих процессов глоба­лизации и интеграции.

Для каждого отдельного предприятия суще­ствует свое соотношение внутренних и внеш­них факторов кризиса. С теми и другими может быть связана кризисная ситуация, в которую может попасть фирма на разных этапах деятель­ности. Во внешней кризисной ситуации похожие по структуре и организации предприятия могут повести себя совершенно по-разному. Очень важ­но вовремя обнаружить начало кризиса и предот­вратить его влияние на деятельность компании в целях обеспечения экономической безопас­ности. Исследование практики антикризисного управления ОАО «Аэрофлот», крупного эми­тента, позволяет констатировать, что специфика движения акций требует разработки программ обеспечения конкурентоспособности компании, которая входит в схему антикризисных меропри­ятий. По нашему мнению, представляют интерес разработки в области совершенствования систе­мы внутреннего контроля компании для оценки и предотвращения кризисных явлений, которые могут быть использованы в работе финансовых консультантов, андеррайтеров и других заинтере­сованных специалистов.

Чтобы оценить компанию, нужно рассмотреть ее деятельность в виде процесса (рис. 1). В ОАО «Аэрофлот» действует смешанная система струк­туры управления, в которой сочетаются линейная и функциональная системы. Решения, подготов­ленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным ру­ководителем, который передает их подчиненным подразделениям. Конечно, такая структура услож­няет осуществление мероприятий контроля и мо­ниторинга, поэтому система автоматизирована. Если в организации будет наблюдаться падение прибыли, то на это в первую очередь повлияют внутренние проблемы: недостаток фи­нансовых средств у компании, нехватка персонала, в особенности квалифициро­ванных кадров, большое количество про­изводственных дефектов в техническом обслуживании пассажиров. Можно бо­лее подробно рассмотреть эти факторы, воспользовавшись табл. 1, где показано, что в компании ОАО «Аэрофлот» суще­ствует ряд важных проблем, связанных с рисками, с которыми нужно спра-виться.

 

Рис. 1. Деятельность ОАО «Аэрофлот»

Классификация рисков (табл. 2) долж­на помочь предотвратить наступление кризиса. Некоторые риски, указанные в ней, требуют более подробного рассмо­трения.

Валютный риск (входит в состав финансовых рисков). В условиях финан­сового кризиса, который привел к суще­ственному увеличению диапазона колеба­ний курсов валют, влияние данного риска на финансовые результаты деятельности «Аэрофлота», оценивается как высокое. Основной валютой, в которой проводят­ся расчеты, является рубль. Фактически в доходной части рубли занимают более 50%, так как продажи авиабилетов на территории РФ при­вязаны к курсу евро, пересматриваемому на еже­недельной основе. Таким образом, отрицательный эффект от ослабления рубля у «Аэрофлота» суще­ственно снижается. Инвесторам в облигации так­же необходимо учитывать, что российский рубль не имеет хождения за пределами РФ и обмен на другие валюты осуществляется на внутреннем валютном рынке.

 

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Многочисленные представительства за рубежом

2.     Непосредственное общение с клиентами, хорошо зарекомендо­вавшее себя за рубежом

3.  Планирование деятельности на основе прогноза рынка в долго-, средне-, краткосрочной перспективе

4.     Осуществление множественных воздушных сообщений за гра­ницей

5.  Осуществление большого количества чартерных перевозок

6.     Статус официального перевозчика и самой крупной авиакомпа­нии в России

1. Устаревший технопарк

2.  Низкий уровень безопасности авиаперелетов

3.  Неквалифицированные пилоты, слабая система подготовки и переподготовки кадров

4.  Отсутствие единой информационной системы

5. Неэффективная эксплуатация некоторых линий

6.    Большое количество изначальных конструктивных дефек­тов самолетов

7.  Частые сбои автоматизированных программ

8. Нехватка лётного персонала

9.  Долгое принятие решений

Возможности

Угрозы

1.     Коренная перестройка управления всей внешнеэкономической деятельностью отрасли

2.  Создание новой системы экономического стимулирования пред­принимательской деятельности

3.  Подготовка специалистов, способных защищать интересы компа­нии на международной арене

4.     Коренное изменение организационных структур управления компанией

5.     Работа в тех регионах, где до сих пор перевозками в основном занимались местные перевозчики

6.  Увеличение потребности в авиаперевозках в мире

7.  Необходимость переквалификации рабочих мест в связи с введе­нием в строй нового авиапарка

1.  Большое число конкурентов как в стране, так и на мировой арене

2.  Низкая покупательная способность населения России

3.  Сезонность спроса

4.  Рост цен на топливо

5. Колебания курса валют

6.  Слабая законодательная и судебная практика

7.  Рост цен на традиционных курортах

8. Постоянно растущие запросы потребителей

9.  Сложная экономическая обстановка в стране

 

Таблица 2

Классификация рисков в ОАО «Аэрофлот»

Управляемые риски

Сложноуправляемые риски

Практически не управляемые риски

Финансовые риски

Рыночные риски:

• валютный

• процентный

• ценовой

Риски ликвидности

Кредитный риск

Операционные риски

Эксплуатационные риски. Риски гражданской ответственности Военные риски Неавиационные риски:

•  медицинские

•     несчастного случая на производстве

Внутренние риски:

•  мошенничества

•  забастовок

•    информационной безопасности

Внешние риски:

•    экспедиционный (риск незапланированной посадки)

• погодный

Правовые риски

Законодательные риски Геополитические риски

Риски бизнеса

Риск колебания спроса Репутационный риск

Стратегический риск Риск конкуренции

 

Таблица 3

Сравнение основных финансовых показателей ОАО «Аэрофлот» и его конкурентов

Показатель

«Аэрофлот»

«Трансаэро»

«ЮТэйр» (UTairAviation JSC)

«Сибирь» (S7 Airlines)

«Авиалинии Кубани»

Капитализация, млн долл.

1660,56

775,07

390,46

112,7

2,1

Выручка, млн долл.

5078,9

1127,45

1568,88

1540,25

150,75

EBITDA (прибыль до уплаты налогов, амортизации), млн долл.

734,8

201,95

213,81

Операц. прибыль (EBIT), млн долл.

522,6

110,43

108,09

117,28

-23,51

Чистая прибыль, млн долл.

372,1

-62,2

18,52

24,96

-26,66

Эксплуатационные риски: состояние авиа­парка, качество услуг, аварийность (входят в состав операционных рисков). В настоящее время региональная авиация нуждается в мас­штабном обновлении парка воздушных судов. Авиакомпании в связи с высоким износом воз­душных судов не могут в достаточной мере га­рантировать качество предоставляемых услуг населению страны. Пока что парк самолетов об­новляется в основном за счет лайнеров иностран­ного производства.

В большинстве случаев самолеты берутся в лизинг, а следовательно, необходимо все время платить проценты, нужен хороший денежный по­ток. Срок окупаемости регионального самолета - не меньше 15 лет. В России сейчас практиче­ски не существует региональных авиакомпаний, которым банк одобрит кредит на 15 лет. Авиа­транспорт должен в первую очередь забо­титься о безопасности пассажиров. Новые самолеты не могут конкурировать с зару­бежными образцами, в основном из-за про­изводственных дефектов.

Риск конкуренции (входит в состав рисков бизнеса). «Аэрофлот» занимает пока лидирующее положение среди осталь­ных авиакомпаний (табл. 3). Он имеет наи­большую капитализацию и чистую прибыль. Но следует учитывать жесткую конкурен­цию, так как авиакомпания «Сибирь» раз­вивается достаточно быстро и при довольно низкой капитализации получает неплохую выручку и прибыль, это говорит об эффек­тивных методах управления и экономии. Некоторые конкуренты «Аэрофлота», та­кие, как «Трансаэро» и «Авиалинии Куба­ни», имеют отрицательный баланс. Но даже с учетом этого не стоит списывать их со сче­тов.

Законодательные риски (входят в со­став правовых рисков). Осуществляя международные авиаперевозки, «Аэрофлот» в своей деятельности должен учитывать тре­бования законодательства каждой страны, в которую производятся полеты авиакомпании, а также следовать нормам международных и меж­правительственных соглашений. Правовые риски делятся на собственно законодательные, связан­ные с изменением правовых норм, и на риски, связанные с изменением геополитической ситу­ации в регионах, которые входят в маршрутную сеть авиаперевозчика [Правовые риски [б.д.]]. В России продолжаются экономические реформы. От их результатов, а также от характера налого­вой, бюджетной и монетарной политики во мно­гом зависит экономическая стабильность в буду­щем. Все эти обстоятельства, а также аналогичные факторы могут отрицательным образом сказаться на результатах деятельности «Аэрофлота». По­тенциальным инвесторам также следует принять во внимание, что Россия является страной с сы­рьевой направленностью и темпы экономического роста во многом зависят от цен на энергоносители и прочие сырьевые товары. Резкое снижение этих цен приводит к оттоку капитала и негативному влиянию на экономику в целом. Таким образом, невозможно гарантировать, что дальнейшее ухуд­шение экономической конъюнктуры и соответ­ствующее снижение запаса прочности федераль­ного бюджета не окажут отрицательного влияния на условия деятельности Группы.

Политика авиакомпании в области управления рисками реализуется в виде комплексной системы, позволяющей оперативно выявлять риски, оце­нивать их существенность, а также своевремен­но реагировать на них, ограничивая их влияние на деятельность компании. В компании принят вероятностный подход к оценке рисков, то есть в оценке используются математические модели. Управление рисками осуществляют: совет дирек­торов, правление, комитет по аудиту, подразделе­ние по управлению рисками (табл. 4). Для выхода на рынок ценных бумаг создание этих структур - обязательное требование фондовых бирж.

Рассмотрим стратегические направления, ко­торые важны для предотвращения кризисных си­туаций в ОАО «Аэрофлот»:

  • увеличение объемов перевозок и рыночной доли;
  • развитие маршрутной сети;
  • постоянное повышение уровня качества про­дуктового предложения и обслуживания пассажиров;
  • расширение использования современных информационных технологий и инновационного развития;
  • подготовка и повышение квалификации пер­сонала.

Большое внимание компания уделяет меро­приятиям в области экологической эффективно­сти, энергоэффективности и ресурсосбережения. В сфере энергопользования стоит отметить вне­дрение современных энергосберегающих техно­логий, что является одной из приоритетных задач устойчивого национального развития. Определены конкретные направления инноваций, необхо­димые затраты на их реализацию, а также ожидае­мые эффекты [Яшалова 2013].

 

Таблица 4

Схема управления рисками в ОАО «аАэрофлот»

Элемент политики управления рисками

Структура, осуществляющая управление рисками

Мероприятие

Определение политики управления рисками

Генеральный директор

Внутренний аудит

Рассмотрение и подготовка рекомендаций по управлению рисками

Принятие решений по управлению рисками

Правление

Совет директоров

Оценка существенности рисков

Разработка мероприятий по снижению рисков

Зам. генерального директора по направлениям

Зам. генерального директора по коммерции и финансам

Идентификация рисков

Анализ рисков

Комитет по управлению

Комиссия по оценке рисков

Координация работы по управле­нию рисками, анализ рисков

Разработка предложений по снижению рисков

Структурные подразделения

Структурные подразделения

Систематическое выявление, оценка и контроль рисков

В конечном итоге компании «Аэрофлот» можно предложить следующие мероприятия: совершенствование уровня сервиса, инвестиро­вание в новую технику и сохранение разумных цен, совершенствование безопасности полетов и их регулярности, обслуживание пассажиров в аэропорту и на борту, экипировка салонов и т. д. Как результат вышеперечисленных рекоменда­ций можно рассматривать возвращение рейтинго­вых позиций в ряду мировых авиаперевозчиков, расширение форм и видов деятельности для до­полнительных финансовых поступлений, повы­шение финансовой самостоятельности. Иссле­дование практики антикризисного управления, крупного эмитента, каким является ОАО «Аэро­флот», позволяет констатировать, что специ­фика деятельности на рынке ценных бумаг так­же требует разработки программы обеспечения конкурентоспособности, которая входит в схему антикризисных мероприятий и экономической безопасности.

Список литературы

1. Аэрофлот ( [б.д.]) // РБКQuote. URL: http://quote.rbc.ru/exchanges/emitent/643/.

2. Правовые риски ([б.д.]) // Аэрофлот. URL: http://annualreport2012.aeroflot.ru/risk-management/legal-risks/.

3. Федоренко И. Н., Чалдаева Л. А. (2012) Внутренний контроль как фактор обеспечения эффективности деятельности участников рынка ценных бумаг/И. Н. Федоренко, Л. А. Чалдаева. СПб: Изд-во Политехн. ун-та. 184 с.

4. Яшалова Н. Н. (2013). Эколого-экономические аспекты регионального устойчивого развития. СПб: Изд-во Политехн. ун-та. 136 с.


Об авторе

И. Н. Федоренко
ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
Россия

Кандидат экон. наук, доцент.

Область научных интересов: исследование проблем банкротства в отношении участников рынка ценных бумаг в контексте антикризисного управления (профилактики возникновения и урегулирования кризисных ситуаций, экономической безопасности инвесторов, эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, внутреннего и внешнего контроля).



Рецензия

Для цитирования:


Федоренко И.Н. ОЦЕНКА КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭМИТЕНТОВ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2014;(4):82-85. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-4-82-85

For citation:


Fedorenko I.N. ASSESSMENT OF CRISIS SITUATIONS AS PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF ISSUERS. Strategic decisions and risk management. 2014;(4):82-85. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-4-82-85

Просмотров: 2479


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)