Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

СОКРАЩЕНИЕ УБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПУТЕМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ АКТИВОВ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-4-64-75

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Рассмотрены способы реструктурирования активов предприятия. Проведен анализ причин убыточности промышленных предприятий. Для устранения причин убыточности предложен комплекс мер по загрузке свободных производственных площадей. Для сокращения убыточности предприятия рассмотрена реструктуризация производственных активов на основе соединения завода и технопарка.

Для цитирования:


Панагушин В.П., Севрюков О.М., Чайка Н.К., Чайка В.Ю. СОКРАЩЕНИЕ УБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПУТЕМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ АКТИВОВ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2014;(4):64-75. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-4-64-75

For citation:


Panagushin V.P., Sevryukov O.M., Chayka N.K., Chayka V.Yu. THE REDUCTION IN LOSS OF THE AIRCRAFT INDUSTRY BY RESTRUCTURING PRODUCTION ASSETS. Strategic decisions and risk management. 2014;(4):64-75. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-4-64-75

  1. Классификация способов реструктуризации производственных активов

Реформирование предприятия проводит­ся для улучшения систем управления и повы­шения конкурентоспособности выпускаемой продукции и рентабельности бизнеса. Одним из его направлений является реструктуриро­вание. В настоящее время в науке и практике широко используются термины «реструкту­ризация», «реструктурирование». Структура (от лат. structura - строение, расположение, по­рядок) - совокупность элементов и устойчивых связей между ними для сохранения основных свойств при различных внешних и внутренних воздействиях. В английском языке пристав­ка «re» означает «снова, заново, еще раз, об­ратно», то есть термины «реструктуризация», «реструктурирование» можно понимать как из­менение существующей структуры и связей объекта.

Реструктурирование предприятия заключа­ется в изменениях системы управления, произ­водственной и организационной структур пред­приятия, структур производственных активов и капитала с целью увеличения рентабельности, платежеспособности, а затем и рыночной стои­мости предприятия - его капитализации.

Существуют три способа реструктуризации производственных активов (РПА) (рис.1):

  • изменение масштаба предприятия: расши­рение (слияние, поглощение, присоединение, консолидация, приобретение и аренда имуще­ства, лизинг) и сокращение (выделение дочерних структур и филиалов, сокращение собственно­го капитала, сдача имущества в аренду, безвоз­мездная передача, обмен активов на сокращение кредиторской задолженности, консервация имущества, ликви­дация);
  • изменение организацион­но-правовой формы (создание холдинговой оргструктуры, приватизация непрофильных активов, продажа предприятия как единого земельно-имуще­ственного комплекса, реструк­туризация уставного капита­ла (дополнительная эмиссия, продажа, выкуп, конвертация акций), реструктурирование кредиторской задолженности (погашение, списание, отсроч­ка, рассрочка, продажа, конвер­тация, обмен);
  • изменение внутренней структуры функционирования предприятия: реструктурирова­ние системы управления (пере­распределение полномочий, изменение перечня функций и задач управленческих служб и т. п.), в том числе реструктурирование на основе соз­дания и размещения технопарка на территории предприятия для более эффективного использо­вания свободных площадей.

 

Рис. 1. Классификация способов проведения реструктуризации производственных активов

Можно выделить хозяйствующие субъекты для реструктурирования в зависимости от фи­нансово-экономического состояния:

  • нормально функционирующие предприятия, направленные на реализацию стратегических пла­нов по развитию действующего предприятия (уве­личение рыночной стоимости предприятия, сохра­нение и приумножение его собственности и др.);
  • убыточные предприятия, в отношении ко­торых предполагаются решения и стратегии, направленные на восстановление их рентабель­ности, платежеспособности и предупреждение кризиса.

Процесс РПА может сопровождаться из­менением формы собственности и возникно­вением новых юридических лиц, регулируется Гражданским кодексом РФ и антимонопольным законодательством. Например, реорганизация предприятия, признанного несостоятельным и находящегося в арбитражном управлении, мо­жет быть осуществлена лишь после подписания и утверждения мирового соглашения.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрено пять форм РПА: слияние, присоединение, разде­ление, выделение и преобразование. Реструкту­ризация предприятия может быть осуществлена по решению его собственника (либо органа юри­дического лица, уполномоченного на эти действия собственником), а также по решению суда (с согласия кредиторов).

Формы РПА можно разделить на две группы:

  • РПА в форме разделения или выделения может осуществляться либо по решению учреди­телей, либо в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда;
  • РПА в форме слияния, присоединения или преобразования может проводиться по ре­шению учредителей, но лишь в случаях, уста­новленных законом, с согласия уполномоченных государственных органов.

Под уполномоченными государственными органами понимаются антимонопольные орга­ны, контролирующие требования, предъявляе­мые антимонопольным законодательством к ре­организуемым предприятиям. Эти требования направлены на предупреждение возможного злоупотребления своим доминирующим положе­нием, которое ограничит конкуренцию и усилит монополизм вновь созданного предприятия.

Причины убыточности российских предприятий

Как показал практический опыт авторов по анализу и РПА отечественных компаний, пред­приятие становится убыточным из-за совокупно­сти факторов конструкторско-технологического и имущественного характера, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления (рис. 2).

Конструкторско-технологические и иму­щественные факторы обусловлены технологи­ческой отсталостью отечественных производи­телей, которая в полной мере проявилась после открытия российских рынков для зарубежных фирм-конкурентов. Кроме того, большинство отечественных товаров относится к предыдуще­му поколению, для их создания использованы ресурсоемкие технические решения, датирован­ные 1980-ми годами. Тогда при низких ценах на металл, невысоких тарифах на технологиче­скую электроэнергию и при малой доле зарпла­ты в себестоимости продукции и «условных» ценах на готовые изделия конструкторы работали по принципу: если Родине надо, в бюджете всег­да найдутся деньги для оплаты - и закладывали в конструкцию изделий избыточную прочность, металлоемкость и энергоемкость. Технологиче­ские нормы на материалы также были завышенны­ми. Сегодня, когда цены на материалы и энергию поднялись и сравнялись с мировыми, эти техни­ческие решения обуславливают высокую себе­стоимость и убытки производителя, так как цены производителя стали выше рыночных цен. Это породило вначале экономические, а затем фи­нансовые факторы убыточности. У большинства предприятий низкая загрузка производственных площадей и земельных участков, но большой объ­ем непрофильных активов и многочисленный об­служивающий персонал, что не может не влиять на рост условно-постоянных расходов в себесто­имости их товаров и услуг

Экономические факторы - это низкая вы­ручка от продаж и высокая себестоимость про­дукции. Кроме низкоэффективного маркетинга, в последнее время имеют место хищения де­нежных средств через заключение фиктивных договоров и сбыт неучтенной продукции. Также отмечены рост себестоимости из-за завышенной трудоемкости и ресурсоемкости, факторы завы­шения цен на поставках сырья и комплектующих (для последующего раздела «отката» между по­ставщиком и покупателем), завышение расхода сырья и фиктивный наем персонала.

Сокращение производства приводит к появ­лению избыточных свободных мощностей, кото­рые необходимо содержать, причем за счет огра­ниченных ресурсов.

Из-за низкой конкурентоспособности и не­умения продвинуть свою продукцию на рынки убыточные предприятия вынуждены передавать продукцию на реализацию с отложенной оплатой на длительный срок. В результате возникает деби­торская задолженность, нет средств на возобнов­ление производства и оплату своих обязательств.

Финансовые факторы объединяют большие коммунальные платежи, затраты на содержание производственных мощностей (тепло, вода, газ, электроэнергия) в связи с отсутствием сберега­ющих технологий и специального оборудования. Денежные средства также уходят на имуще­ственные и земельные налоги, на покрытие убыт­ков и дотацию содержания объектов социальной сферы и оплату высоких банковских процентов за кредиты и факторинговые операции. Все это, в свою очередь, забирает ограниченные свобод­ные средства, так необходимые для самофинан­сирования обновления продукции и повышения ее конкурентоспособности.

Недостатки управления экономикой фир­мы. Их следует устранять в первую очередь, в противном случае не стоит ожидать позитив­ных изменений в работе по остальным направ­лениям. Благодаря экономическим стимулам в виде бонусов (части прибыли, направляемой на премирование), финансовой ответственности и мотивации к предпринимательству возможно увеличить объем продаж, загрузку мощностей, снижение затрат и наращивание прибыли.

Решение о реструктурировании убыточного и неплатежеспособного предприятия в обычном досудебном периоде или на этапах наблюдения и финансового оздоровления принимает соб­ственник, в период внешнего управления - кре­диторы и арбитражный управляющий.

Для устранения причин убыточности (см. рис. 2) необходим в первую очередь комплекс мер по загрузке свободных производственных площадей.

Реструктуризация производственных активов на основе соединения завода и технопарка

Прообразом современных технопарков мож­но назвать закрытое административно-террито­риальное образование (ЗАТО), которое в нашей стране появилось в конце 1940-х - начале 1950-х годов. В основном их организовывали для созда­ния технологического задела, затем для реали­зации атомного и космического проектов. Пона­чалу статус ЗАТО приобрели Звездный городок, Байконур, Саров, Мирный (космодром Плесецк) и т. д., позже - населенные пункты, где концен­трировалось производство военной техники, ору­жия массового поражения, располагались части Вооруженных сил.

Закрытый или ограниченно закрытый доступ на территорию ЗАТО, необходимость привле­чения наиболее квалифицированного научного и производственного персонала, узкая специали­зация производств и научных организаций обу­словили особенности и ограничения социально­экономической модели ЗАТО.

 

Рис. 2. Причины убыточности российских промышленных предприятий

В конце 1980-х - начале 1990-х годов была объявлена перестройка, после чего вместо пла­новой экономики стали внедрять рыночные принципы. В условиях распада СССР и начав­шегося экономического кризиса ЗАТО претер­пело значительную эволюцию. Фактически был ликвидирован основной принцип существования ЗАТО - закрытость. Кризисные явления, проис­ходившие в экономике, нарушили исторически сложившиеся связи кооперации на всех уровнях хозяйствования, предприятиям пришлось искать новых контрагентов, а зачастую развивать новые направления деятельности (наиболее известный пример - конверсия предприятий военно-про­мышленного комплекса). Государственный заказ значительно сократился, социально-производ­ственная база приходила в упадок, но у мно­гих ЗАТО оставался существенный научный потенциал. Чтобы сохранить его, еще в начале 1990-х годов были предприняты первые попытки трансформации ЗАТО в наукограды (движение «Союз развития наукоградов») и привлечения отечественных научно-исследовательских орга­низаций к международной кооперации на ком­мерческой основе. Требовалось юридическое определение формы и статуса наукоградов, но оно затянулось из-за того, что новые государ­ственные органы, ответственные за разработку и утверждение нормативно-правовой базы (Госу­дарственная дума и Совет Федерации), пережи­вали этап становления.

Лишь 18 декабря 1998 года Государствен­ной думой РФ был принят Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации», президент подписал его 7 апреля 1999 года, и только в августе 2004 года в документ включи­ли количественный критерий, на основании ко­торого можно объективно определить статус на­укограда. В тексте закона был жестко закреплен «трансформационный» характер наукограда: «...муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, располо­женный на территории данного муниципального образования» (Федеральный закон 1999, ст. 2.1, п. 1). Данная законодательная норма существен­но ограничила потенциал развития структуры взаимодействия хозяйствующих субъектов. Фак­тически наукоградом можно считать только сло­жившуюся структуру, практически невозможно создание и развитие новых образований.

На Западе в рыночных условиях развивались аналогичные структуры - технополисы. К нача­лу 1990-х годов они имели отлаженную структу­ру взаимодействия и работающие инструменты для развития новых направлений деятельности. Технополисы служили образцом и базой для фор­мирования новых структур инновационного раз­вития.

Для создания, распространения и использо­вания научно-технических знаний и инновацион­ных технологий во всех отраслях промышленно­сти и экономики, для снижения производственных издержек, роста эффективности производства и увеличения конкурентоспособности произво­димых продуктов развиваются инновационные технопарки, индустриальные (промышленные) парки, бизнес-парки, технополисы, кластеры (технологические ареалы). Название структуры зависит от ориентации деятельности, внутрен­ней структуры и особенно региона базирования, учитывая отраслевую специализацию региона, его традиции и законодательную базу. Ее дея­тельность направлена на обеспечение процесса внедрения новых технологий в производство и коммерческую реализацию результатов иссле­дований и разработок. В зависимости от типа каждая структура имеет свои цели, функции, ад­министративную и инфраструктурную организа­цию.

Технопарк - форма взаимодействия субъ­ектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус резидента, занимающихся раз­работкой и (или) опытным (мелкосерийным) производством научно-технической и (или) ин­новационной продукции, и управляющей орга­низации технологического парка (Закон 2012). Предметом деятельности является создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сфере путем создания материально-технической и информа­ционной базы для их подготовки к самостоятель­ной деятельности и производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий (При­каз 2012).

В сфере высоких технологий технопарк пред­ставляет собой территориальную интеграцию коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодей­ствующих между собой, с органами государ­ственной власти и местного самоуправления, формирующих современную технологическую и организационную среду с целью инновацион­ного предпринимательства и реализации вен­чурных проектов. Достижение заявленной цели осуществляется путем создания материально­технической, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, индивидуальных предпринимателей, коммер­ческого освоения научных знаний, изобрете­ний и наукоемких технологий и продвижения их на мировой рынок научно-технической про­дукции (Распоряжение 2006).

Индустриальный (промышленный) парк - это управляемый единым оператором (специали­зированной управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земель­ного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными поме­щениями и сооружениями, обеспеченный энер­гоносителями, инженерной и транспортной ин­фраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств. Терми­ны «промышленный парк» и «индустриальный парк» тождественны (Методические рекоменда­ции 2011).

Бизнес-парк - один из форматов коммер­ческой недвижимости, прежде всего комплекс зданий, объединенных одной общей концепцией и расположенных на одной территории.

Технополис - форма взаимодействия субъ­ектов научно-технической и инновационной деятельности, имеющих статус резидента, субъ­ектов промышленной деятельности, имеющих статус резидента, и управляющей организации технополиса (Закон 2012).

Кластер (технологический ареал) - объеди­нение предприятий - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных произ­водственных и сервисных услуг, научно-исследо­вательских и образовательных организаций, свя­занных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере произ­водства и реализации товаров и услуг. Кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации (Методические рекомендации 2011).

Все описанные выше объекты очень близки по роду деятельности и почти всегда взаимосвя­заны друг с другом. Так, например, в структуре технополиса и кластера всегда есть и технопар­ки, и бизнес-парки, и индустриальные парки. Все объекты сгруппированы по отраслевому признаку.

Присутствует и ряд немаловажных отличий, которые в большей степени касаются террито­риальной, логистической и административной организации.

Технопарк как структура призван объединять и привлекать резидентов и способствовать их эф­фективной деятельности в области науки и ис­следований. Значит, в работе технопарка должны участвовать вузы. Это позволяет не только при­влекать в производственный процесс молодых специалистов, но и организовывать на базе тех­нопарка стартапы, которые получают финансо­вую, юридическую и техническую поддержку со стороны как внутренних структур технопарка, так и других, более крупных участников. По­добные мероприятия невозможно осуществить на территории индустриального парка, где глав­ной задачей является не разработка продукта, а производство.

Организация технопарка предполагает ряд социальных услуг, позволяющих создать мак­симально комфортные условия работы. В этом состоит его отличие от бизнес-парка и бизнес­центра, которые служат только удобными поме­щениями для аренды. На территории технопарка допустимо разместить центры повышения квали­фикации, объекты социальной инфраструктуры, например детские сады, школы, поликлиники. Это позволяет не только сделать этот объект более привлекательным для сотрудников, но и решить ряд муниципальных и региональных проблем.

Все объекты технопарка должны быть сгруп­пированы на одной территории и связаны между собой транспортными и пешеходными связями, для этого на территории следует провести се­рьезную инженерную подготовку. Максимальная компактность территории технопарка благопри­ятна для максимальной эффективности логисти­ческих связей. Отсутствие на территории тех­нопарка жилых зданий и помещений приводит к особому построению связей с внешней транс­портной инфраструктурой, которые должны обе­спечить легкий доступ общественного, грузового и личного транспорта.

  • Инженерная инфраструктура. На этапе про­ектирования и эксплуатации следует обеспечить достаточные для функционирования технопарка энерго-, теплоресурсы, водоснабжение, канали­зацию, ресурсы связи и телекоммуникации. Не­хватка ресурсов инженерной инфраструктуры ограничивает развитие технопарка и впослед­ствии требует существенных дополнительных затрат на развитие инженерных коммуникаций.
  • Транспортная инфраструктура. Еще на эта­пе принятия решения о развертывании технопар­ка и выборе места его размещения важнейшими критериями являются транспортная доступность и относительная близость к промышленным кла­стерам и городской инфраструктуре. Успешное функционирование транспортной инфраструк­туры позволяет не только эффективно выполнять бизнес-задачи, обеспечивать удобный доступ персонала на рабочие места, но и создает доступ к производственно-техническим ресурсам про­изводственных кластеров, эффективно осущест­влять материально-техническое снабжение.
  • Сервисная инфраструктура. Успешное функционирование технопарка, его привлека­тельность для инновационных компаний напря­мую связаны с системой сервисов, которые он предоставляет.
  • Трудовые ресурсы. Для инновационных компаний - резидентов технопарка важным фак­тором является способность привлекать и удер­живать необходимых специалистов.

Для технопарка важна определенная транс­портная доступность. Если технопарк располо­жен в удаленном от городской инфраструкту­ры месте, в нем следует предусмотреть жилье для специалистов и достаточную для комфорт­ного проживания инфраструктуру: учреждения медицинского обслуживания, образовательные учреждения, магазины, предприятия бытового обслуживания, какую-то развлекательную ин­фраструктуру - своего рода мини-город. При го­сударственной и частной финансовой поддержке на территории технопарка организуются объ­единения фирм-участников (резидентов) и об­служивающих компаний, что позволяет снизить эксплуатационные расходы компаний-резиден- тов, а также привлечь «молодые» компании. Так функционирует ряд технопарков, созданных на базе академических городков и научных цен­тров и в России, и за рубежом. Успешность при­влечения и удержания необходимых квалифици­рованных специалистов, в том числе и из других стран, влияет на результативность функциониро­вания компаний - резидентов технопарков, а зна­чит, и технопарка в целом.

Технопарки могут выступать формой децен­трализации при принятии решений в области научно-технической политики, активизируют рисковую деятельность «снизу», оказывая под­держку развитию малых наукоемких фирм и вен­чурному предпринимательству. Технопарки по­зволяют повысить квалификацию работников, занятых в сфере производства наукоемкой про­дукции и высоких технологий. Будучи базой для малых предприятий, технопарки помогают решать проблему занятости и социальной ста­бильности.

Технопарк призван обеспечивать условия для ускоренного осуществления инновационно­го процесса - от поиска и разработки новшества до выпуска образца нового товарного продукта (услуги) и его реализации. Технопарк являет­ся центром сотрудничества государства, науки и образования, инвесторов и общества. Каждый из участников этих отношений вносит свой вклад в развитие технопарка и получает определенную выгоду при реализации его проектов. Например, целью создания технопарка может быть форми­рование вклада в преодоление отставания ряда отраслей от мирового уровня посредством раз­рабатываемых и внедряемых инноваций. Это говорит о поддерживающей роли технопарка в рамках отраслевого кластера и формирует его фокус на отраслевых потребителей его продук­тов, услуг, инноваций.

Если же главная цель создания технопарка со­стоит в объединении интеллектуального, иннова­ционного и коммерческого потенциала региона и развитии региона как инновационного центра, технопарк развивается с ориентацией на иннова­ционные разработки вузов, научно-технических центров, инжиниринговые компании, инженер­но-исследовательские коллективы и т. д.

Состав организаторов, участников и инвесто­ров технопарка индивидуален в каждом случае и зависит от отраслевой направленности и ре­гиона, где находится технопарк. При создании подобной структуры необходимо участие пред­ставителей государственных органов различ­ного уровня для решения административных, законодательных и территориальных вопросов. Можно выделить основные группы участников, среди которых нужно выделить государственные структуры (государственные и федеральные ор­ганы, органы регионального управления, орга­ны местного самоуправления, государственные вузы, государственные финансовые организации) и коммерческие организации (крупные промыш­ленные компании (холдинги), международные компании, компании среднего и малого бизнеса).

Для функционирования технопарка необхо­димо решить задачи обеспечения кадровыми ресурсами, ресурсами в виде инвестиций, мате­риальной базы, например лабораторно-производ­ственных, офисных и выставочных помещений. Основное направление деятельности технопарка - оказание систематической поддержки резиден­там технопарка, в том числе путем содействия в следующих областях:

  • создание производств с новыми технология­ми либо высокотехнологичных производств, вы­пускающих готовую продукцию для реализации ее на рынке;
  • продвижение на внешний рынок продук­ции, произведенной с использованием новых и /или высоких технологий;
  • предоставление движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения, на договорной ос­нове;
  • освещение деятельности технопарка и его резидентов в средствах массовой информации;
  • оказание иных услуг (выполнение иных ра­бот), связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью технопарка.

Технопарки могут заниматься трансфертом (передачей) технологий, используя следующие приемы:

  • помощь в бизнесе: коммерческие компании, предоставляющие услуги по определенным во­просам, связанным с технологиями, можно рас­сматривать как специализированные организа­ции, работающие в научно-техническом секторе. Чтобы правильно ориентироваться среди таких компаний, многие технопарки имеют развитую базу данных, а консультанты технопарков в свою очередь имеют собственную область специализа­ции;
  • распространение технологий, которое озна­чает передачу определенных знаний из исследо­вательских институтов группе малых и средних предприятий, имеющих общие потребности в технологиях (проекты, рассчитанные на мно­гих пользователей);
  • поиск технологий: исследование нацио­нального и международного рынка с целью при­обретения перспективных технологий и ком­мерческих возможностей, которые могут быть использованы компаниями данного региона; эта задача часто выполняется независимо от кон­кретных запросов промышленности;
  • защита изобретений и права интеллектуаль­ной собственности, связанной с патентованием и получением лицензии; эта функция часто реа­лизуется на национальном уровне, где можно эф­фективно использовать имеющиеся базы данных.

Начало реализации государственной про­граммы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» было положено Президентом РФ В. В. Путиным: 22 января 2005 года он дал официальное поручение подготовить ее Правительству России. 10 марта 2006 года Правительство РФ утвердило програм­му, предусматривающую общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в объеме до 29 млрд руб. (свыше 1,1 млрд долл. в ценах 2006 года) в течение четы­ех лет, с 2007 по 2010 год (Распоряжение 2006).

Технопарк на базе ОАО «Воронежское акци­онерное самолетостроительное общество (ОАО «ВАСО»). В начале февраля 2014 года ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») и воронежские региональные вла­сти договорились о создании авиационного тех­нопарка на базе ОАО «ВАСО». В данном случае были поставлены масштабные задачи: от увели­чения загрузки площадей авиазавода, внедрения новых технологических процессов и достижения безубыточности до развития в регионе иннова­ционного малого и среднего бизнеса и привле­чения государственных и частных инвестиций. В настоящее время Воронежский авиационный технопарк официально зарегистрирован и начал свою деятельность. Предполагается, что техно­парк послужит базой для выстраивания совре­менных бизнес-отношений с западными инвесто­рами и резидентами, а также будет интегрирован в европейский авиационный кластер. Для ОАО «ВАСО» технопарк дает возможность сохра­нить технологию производства самолетов, раз­вить имеющиеся центры компетенций, привлечь на работу новых специалистов и вообще произ­вести своего рода апгрейд предприятия. Без это­го, без соответствия реалиям и требованиям со­временной экономики, заводу вряд ли справиться с производственной программой, а также с теми масштабными госзаказами, на получение кото­рых предприятие рассчитывает.

Подобная схема РПА давно опробована за границей и доказала свою эффективность. Ее специфика состоит в необходимости обеспечить резидентам перспективы загрузки мощностей и сбыта продукции. Без таких гарантий даже на­логовые льготы не будут достаточным стимулом для бизнесменов, чтобы работать в рамках тех­нопарка.

В рамках соглашения между воронежскими региональными властями, ОАО «ОАК», ОАО «ВАСО» и другими заинтересованными сто­ронами заявлялось, что технопарк создается «для развития авиационного кластера в Воро­нежской области, в том числе с целью развития инновационного высокотехнологичного мало­го и среднего бизнеса». Однако предпосылки для создания данного проекта появились намно­го раньше. Вслед за строительным бумом 80-х годов, с развалом СССР, как и во многих дру­гих областях науки и промышленности, начался спад и в авиационном производстве. Поэтому для большого числа заводов-гигантов стала ак­туальной проблема недозагруженности произ­водственных мощностей. Не стал исключением и воронежский авиазавод.

Воронежское акционерное самолетострои­тельное общество (ОАО «ВАСО») построено по технологиям 50-х годов и до сих пор не было модернизировано. Сегодня ОАО «ВАСО» об­ладает большим логистическим потенциалом и готовыми инженерными коммуникациями, но содержание пустующих площадей обходит­ся предприятию слишком дорого. Именно здесь предполагается создать Воронежский авиаци­онный технопарк (ВАТП). В такой ситуации единственным логичным решением является создание условий для передачи производства и поставки ряда комплектующих на аутсорсинг предприятиям малого и среднего бизнеса. В этом случае завод избавляется от пустующих площа­дей и передает на аутсорсинг «приглашенным» резидентам часть мелких производств. На выхо­де будет снижение финансовой нагрузки по со­держанию пустующих площадей.

Пока ОАО «ВАСО» не может полностью отка­заться от прежних технологий, так как на их ос­нове собирает сложную наукоемкую продукцию. Высокие затраты при использовании старых тех­нологий не позволяют достичь прибыльности. Экономия только за счет избавления от неис­пользуемой площади получается более чем убе­дительной. До 2016 года предприятие планирует передать технопарку до 115,4 тыс. м2 своих пло­щадей, благодаря чему «чистая» экономия соста­вит свыше 640 млн руб.

ВАСО, в свою очередь, выступит в качестве материнской компании технопарка. Во всем мире, да и в России тем более, таких предпри­ятий, как ВАСО, - считанные единицы. Вокруг таких масштабных производств всегда образуют­ся предприятия, занимающиеся изготовлением комплектующих и материалов или оказывающих различные услуги. Это компании, которые будут входить в технопарк и открывать свои производ­ства.

Проекты, которые будут реализованы в рам­ках ВАТП, ориентированы не только на ОАО «ВАСО», но и на всю авиационную отрасль в целом. В прошлом году кураторы технопарка подготовили перечень перспективных проектов. Сейчас они проходят экспертизу в ОАО «ОАК», которое, кроме того, утвердит список резиден­тов парка и проведет анализ различных концеп­ций создания технопарка на территории ОАО «ВАСО». Одобрение ОАК должно быть получено уже в 2014 году, после чего ВАТП начнет прора­ботку перспективных проектов, а в 2015 году они могут получить статус самостоятельных единиц и стать полноценными внутренними резидента­ми. Этот период является первым этапом в раз­витии технопарка. После успешной реализации второго и третьего этапов к 2020 году должно произойти полное становление технопарка.

Важную роль в успешном функционировании ВАТП играют и правительственные структуры. В случае успешной защиты проектов в Минэко­номразвития РФ резиденты получат софинанси- рование. Как показывает практика реализации кластерных проектов, в большинстве случаев они реализуются в рамках государственно-част­ного партнерства, что является хорошим подспо­рьем для развития малого и среднего бизнеса.

Региональные власти проявляют заинтересо­ванность в успешном развитии проекта и осоз­нают значимость технопарка для области, так как для повышения гарантий успешной коммер­циализации подобных проектов эти предприятия должны формироваться в структурах нацио­нальной инновационной системы, действующих в рамках государственно-частного партнерства. Для выполнения госконтрактов между ОАО «ВАСО» и крупными федеральными заказчиками будут созданы новые рабочие места и привлече­ны крупные инвестиции.

Важным шагом на пути формирования тех­нопарка стало создание управляющей компании (УК), которая займется предоставлением пло­щадей в аренду, консалтинговыми и бухгалтер­скими услугами, маркетингом, привлечением инвесторов и др. Уже сейчас есть инвесторы, желающие открыть механообрабатывающее про­изводство, заготовительно-штамповочное произ­водство и др.

Тем не менее существуют определенные юридические проблемы: инвесторы, в том числе зарубежные, требуют полной прозрачности соз­даваемой структуры технопарка. Все инвесторы также хотят иметь юридические гарантии в от­ношении заказов и цен. Ряд зарубежных компа­ний из Англии, Франции и других стран готовы отдавать часть своих технологий, производств и финансов в Россию, но они требуют исполне­ния всех перечисленных условий.

Эффективность высокотехнологичных ком­паний, которые будут созданы в технопарке, будет зависеть от качества инжиниринга. Пред­полагается создать инжиниринговый центр, кото­рый займется разработкой для малых и средних предприятий технических и экономических обо­снований, бизнес-планов, работой с инвесторами и сопровождением проектов, что имеет важное значение для становления технопарка.

 

Рис. 3. Структура управления авиационного технопарка

Создание авиатехнопарков широко рас­пространено в мировой практике, и этот метод привлечения инвестиций и развития производ­ственных мощностей уже доказал свою эффек­тивность. В России ОАО «ОАК» активно начало развивать авиатехнопарк с прошлого года. Во­ронежский технопарк станет третьим подобным проектом ОАО «ОАК». Аналогичные воронеж­скому технопарки созданы на базе ОАО «Казан­ское авиационное производственное объедине­ние» авиазавода «Сокол» (Нижний Новгород). Инициаторами создания технопарка в Воронеже выступили ОАО «ОАК» и «ВАСО», а также администрация Воронежской области и Воронеж­ский госуниверситет. В структуру технопарка будут входить управляющая компания, основ­ные резиденты: ОАО «ВАСО», ОАО «ОАК», «Ильюшин Финанс Ко», государственное пред­приятие «Антонов» (Киев), «Авиадвигатель» (Пермь). Кроме того, будут и другие резиденты, малые инновационные предприятия, созданные при участии вузов, где будут внедряться в про­изводство инновационные разработки молодых ученых, а также сервисные компании. Соглас­но планам разработчиков проекта, технопарк начнет активно работать уже к концу 2014 года. Его площадь увеличится с 60 тыс. м2 в 2014 году до 350 тыс. м2 в 2017 году. В следующем году на территории технопарка планируется разме­щение производств девяти «приглашенных» ре­зидентов, которые создадут 600 рабочих мест. В течение трех лет количество резидентов долж­но вырасти до 55 компаний, где будет 3000 рабо­чих мест. Совокупная выручка «приглашенных» и «якорных» резидентов в 2014 году прогнози­руется на уровне 500 млн руб., а к 2017 году - в пять раз больше. В бюджет будет отчислено 73 млн руб. налогов в 2014 году и до 439 млн руб. в 2017 году.

 

Таблица 1

Функции казначейства (расчетно-финансового центра)

Функции казначейства (расчетно-финансового центра)

•  Внутрикорпоративное накопление ресурсов за счет внутренних кре­дитов и депозитов ЦФУ;

•    ведение прейскурантов внутрикорпоративных (трансфертных) цен и тарифов по расчетам между ЦФУ;

•  контроль исполнения заказов ЦФУ;

•  ведение лимитных карт и взаиморасчетов между ЦФУ;

•  получение займов у внешних кредиторов по заявкам ЦФУ

 

Таблица 2

Функции казначейства (расчетно-финансового центра)

Способы повышения рентабельности профит-центра

•  Снижение издержек

■  увеличение загрузки свободных мощностей;

■  сокращение персонала;

■  сохранение численности штатов при увеличении объема работ;

■  снижение расходов на внешние услуги (например, аутсорсинг);

■  введение учета и снижение потребления электроэнергии,

■  тепла,воды и других услуг ЖКХ;

•   функционально-стоимостный анализ продуктов с целью снизить их себестоимость и увеличить доход.

 

Таблица 3

Распределение функций между ЦФУ и авиатехнопарком

Функции ЦФУ

Маркетинг:

• поиск внешних заказов для полной загрузки;

• ценообразование на внешние заказы;

• продажи по внешним заказам;

• совершенствование продуктового ряда;

• реклама.

Экономика:

• управление издержками;

• регулирование состава поставщиков услуг;

• формирование фонда заработной платы;

• поиск кредитных ресурсов;

• оценка финансового состояния ЦФУ.

Бизнес-планирование.

Бухгалтерский и управленческий учет

Планирование и оценка загрузки ЦФУ

Функции авиатехнопарка

• поиск внешних заказов для загрузки и диверсификации;

• стратегическое планирование;

• взаимодействие с внешней средой (заказчиками, партнерами)

 

 

 

 

 

 

 

«Приглашенными» резидентами Воронеж­ского авиационного технопарка могут стать не только крупные инвесторы, имеющие пря­мое отношение к авиационной отрасли, но и, что особенно важно, представители высокотех­нологичного малого и среднего бизнеса, в том числе из других сфер деятельности, в первую очередь связанных с инновациями и разработкой новых технологий. Они будут заниматься про­изводством авиационных узлов и комплектую­щих для авиастроительных заводов России, вы­пуском продукции промышленного назначения для предприятий региона, а также разработкой и внедрением наукоемких и высокотехнологич­ных проектов.

Для привлечения в технопарк частных ин­вестиций вводится ряд преференций для «при­глашенных» резидентов: различные налоговые льготы (снижение ставок по налогу на прибыль, на имущество, на землю и т. д.), достаточно низ­кие ставки арендной платы, предоставление суб­сидий на организацию и развитие бизнеса, а так­же гарантийное обеспечение по привлеченным кредитам. Все резиденты технопарка будут обе­спечены также производственными, администра­тивно-хозяйственными, складскими помещения­ми и автостоянками.

 

Рис. 4. Схема оплаты продажи продукта ЦФУ на внешний рынок

На наш взгляд, перспективы РПА предпола­гают повышение самостоятельности и полной финансовой ответственности каждого резидента за результаты своей работы путем придания ему статуса бизнес-единицы - центра финансового учета (ЦФУ) и казначейства (расчетно-финансо­вого центра). В зависимости от профиля все пере­численные могут быть центрами прибыли, цен­трами затрат, венчур-центрами. Все резиденты технопарка независимо от того, «якорные» они или «приглашенные», будут иметь статус само­стоятельного центра финансового учета (ЦФУ).

На рис. 3 показана организационная структура управления авиационного технопарка, в табл. 1, 2 - функции казначейства (расчетно-финансово­го центра), а в табл. 3 - распределение функций между ЦФУ и авиатехнопарком.

Накладные расходы авиатехнопарка в расче­те на один ЦФУ:

  • расходы на обеспечение безопасности;
  • заработная плата руководителей высшего звена;
  • оплата услуг внешних консультантов и т.п.

Внедрение РПА на основе соединения завода и технопарка вместе с системой ЦФУ позволит снизить убыточность и решить следующие задачи:

  • минимизировать просроченную дебиторскую задолженность и повысить оборачиваемость вложенных средств;
  • привлечь квалифицированных специалистов из малого бизнеса;
  • построить систему мотивации, позволяющую всем сотрудникам повышать свой личный заработок при увеличении прибыли предприятия;
  • снизить непроизводственные издержки;
  • создать механизм оперативного учета расходов и доходов в рамках ЦФУ, бизнес-процессов, облегчающих корректный расчет точки безубыточности продукции и по­зволяющих определять рентабельность подраз­делений и продукции;
  • создать прозрачную систему поощрения ин­новационных проектов, стимулирующих разви­тие компании и повышение конкурентоспособ­ности продукции;
  • противодействовать хищениям и злоупотре­блениям.

 

Таблица  4

Расходы и доходы профит-центра

Расходы

Доходы

прямые

косвенные

 

Внутренние

•Зарплата сотрудников про­фит-центров и центров затрат, финансируемых за счет данного профит-центра;

•          арендная плата за помеще­ние, оборудование, связь;

• оплата услуг других про­фит-центров трансфертными це­нами

Бюджет венчур- центров, открываемых по решению руковод­ства организации

•          Оплата услуг, предостав­ленных другому профит-цен­тру организации;

•    стоимость проданных казначейству ресурсов

Внешние

•Приобретение профит-цен­тром оборудования и материа­лов;

•          оплата внешних услуг;

•  агентские вознаграждения и т. п.

Оплата доли стои­мости рекламной кам­пании авиатехнопарка, строительных подряд­чиков, семинаров, пре­зентаций и т. п. в инте­ресах всех ЦФУ

Стоимость проданных клиентам авиатехнопарка ус­луг и продукции

Список литературы

1. Anthony R. N., Govindarajan V. Management Control Systems. 10th ed. Boston: McGraw-Hill; Irwin, 2000. 778 p.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. «Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»» №328-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 25.12.2007 №1912-р, от 12.09.2008 №1326-р, Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219, Распоряжения Правительства РФ от 27.12.2010 № 2393-р) // Гарант. URL: http://base.garant.ru/189237.

3. Закон г. Москвы от 6 июня 2012 г. №22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» // Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70095862.

4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (подписаны заместителем министра экономического развития Российской Федерации А. Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19) // Система Гарант. URL: http://base.garant.ru/70581670.

5. Приказ Минэкономразвития России №223 от 23 апреля 2012 года // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70174486.

6. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Гарант. URL: http://base.garant.ru/180307/


Об авторах

В. П. Панагушин
ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Россия


Доктор экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика промышленности».

Сфера научных интересов: реструктуризация и диагностика причин убыточности промышленных предприятий. Автор более 40 научных работ.



О. М. Севрюков
ОАО «ОАК»
Россия

Кандидат экон. наук, директор департамента реструктуризации производственных активов.

Сфера научных интересов: реструктуризация производственных активов предприятия.



Н. К. Чайка
Инженерно-экономический институт Научно-исследовательского университета МАИ
Россия

Кандидат экон. наук, доцент, преподаватель кафедры «Экономика промышленности», замдиректора.

Сфера научных интересов: диагностика причин убыточности и финансовое оздоровление промышленных предприятий.



В. Ю. Чайка
ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт»
Россия

Архитектор-консультант

Сфера научных интересов: градостроительная политика и деятельность в области реализации технопарков, технополисов и научно-производственных комплексов, история архитектуры, история градостроительства.



Рецензия

Для цитирования:


Панагушин В.П., Севрюков О.М., Чайка Н.К., Чайка В.Ю. СОКРАЩЕНИЕ УБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПУТЕМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ АКТИВОВ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2014;(4):64-75. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-4-64-75

For citation:


Panagushin V.P., Sevryukov O.M., Chayka N.K., Chayka V.Yu. THE REDUCTION IN LOSS OF THE AIRCRAFT INDUSTRY BY RESTRUCTURING PRODUCTION ASSETS. Strategic decisions and risk management. 2014;(4):64-75. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2014-4-64-75

Просмотров: 1974


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)