Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

СИНТЕЗ СИСТЕМНОГО И СТОИМОСТНОГО ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2011-5-94-97

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье проанализирована динамика котировок акций в течение пяти лет и определены факторы наибольшего роста капитализации ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ». Рассмотрено понятие структурной модернизации предприятия как одного из инструментов реализации его стратегии. Именно структурная модернизация предприятий является эффективным средством повышения их справедливой стоимости и капитализации в средне- и долгосрочной перспективе.

Для цитирования:


Гусев К.А. СИНТЕЗ СИСТЕМНОГО И СТОИМОСТНОГО ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2011;(5):94-97. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2011-5-94-97

For citation:


Gusev K.A. SYSTEMS AND VALUE-BASED APPROACH SYNTHESIS IN THE PROCESS OF STRUCTURAL MODERNIZATION OF ENTERPRISES. Strategic decisions and risk management. 2011;(5):94-97. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2011-5-94-97

Введение

Большинство российских предприятий еще испытывают серьезные трудности, не­смотря на то что первая волна кризиса уже отступила, а вторая - только впереди. От­рицательные финансово-экономические ре­зультаты многих из них связаны не только с эффектами посткризисного периода восста­новления мировой экономики в целом и оте­чественной в частности, но и с проблемами самих предприятий. В такой ситуации особую актуальность приобретают многочисленные исследования, целью которых явилось опре­деление факторов успешности тех или иных компаний: частных фирм, инновационных предприятий, компаний, созданных с нуля.

К примеру, коллектив авторов под руко­водством А. Ю. Юданова проанализировал несколько десятков быстрорастущих компаний в нескольких отраслях российской промышлен­ности. За короткий промежуток времени эти предприятия показали феноменально быстрый рост, близкий к экспоненциальному закону [8].

Однако что же делать крупнейшим предприяти­ям отечественной промышленности, давно суще­ствующим, занимающим существенные доли соот­ветствующих рынков и так или иначе оказавшимся не готовыми к конкурентной борьбе? Их модерни­зация актуальна по многим причинам. К числу по­следних можно отнести существенное влияние этих предприятий на социальную сферу и экономиче­ское развитие страны в целом, а значит, ликвидация данных компаний может повлечь за собой еще боль­ший ущерб, чем затраты государства на стабилиза­цию финансового состояния предприятий.

Данная статья представляет собой анализ по­ложения двух российских предприятий автомобилестроительной отрасли (ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ») с целью определить факторы, в наи­большей степени влияющие на капитализацию, и инструменты, успешное применение которых могло бы повысить рыночную стоимость самих предприятий.

 

Таблица 1

Краткая характеристика ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» (по данным [10, 6] и отчетности компаний)

Показатель

ОАО «АвтоВАЗ»

ОАО «КамАЗ»

Выручка за 2010 год, млн руб.

137 935,00

73 324,00

Прирост выручки за 2010 год, %

63,85

29,76

Чистая прибыль за 2010 год, млн руб.

2160,00

1815,00

Доля на рынке РФ в 2010 году, %: легковые автомобили

29,00

 

грузовые автомобили 14-40 т грузовые автомобили 8-14 т

47.00

13.00

Доля инвесторов на 01.01.2011, %: ГК «Ростехнологии»

18,83

49,90

стратегический инвестор (компания)

25,00 (Renault S.A.S)

11,00 (Daimler AG) + 4,00 (ЕБРР)

Рыночная капитализация на 15.07.2011, млн руб.

46 122,203

44 102,835

Среднесписочная численность сотрудников, чел.

75 447,00

46 855,00

Место в мировом рейтинге автопроизводителей: объем продаж

40

50

рыночная капитализация

53

55

Два гиганта автомобильной индустрии

Исходя из краткого анализа, ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» - лидеры российского рынка лег­ковых и грузовых автомобилей соответственно. Их основные показатели (табл. 1) позволяют отметить большое количество общих черт. Госу­дарство в лице государственной корпорации «Ростехнологии» владеет значительными доля­ми в уставных капиталах ОАО «АвтоВАЗ» (18,83%) [2] и ОАО «КамАЗ» (49,90%). В настоящее время готовится дополнитель­ная эмиссия акций ОАО «Авто­ВАЗ», в результате которой доля государства может увеличиться.

 

Рис. 1. Динамика еженедельных котировок акций ОАО «АвтоВАЗ (2), ОАО «КамАЗ» (1) и индекса РТС (3) в 2006—2011 годах (по данным [10])

 

Следует отметить, что часть акционерных капиталов рас­сматриваемых предприятий принадлежит стратегическим зарубежным партнерам. Ком­пания Renault S.A.S владеет 25,0% уставного капитала ОАО «АвтоВАЗ». В декабре 2008 года крупнейший в мире производитель грузовых автомобилей ком­пания Daimler AG приобрела 10,0% акций ОАО «КамАЗ», в июне 2010 года ее пакет акций увели­чился до 11,0%. В интересах немецкой компании 4,0% акций российского предприятия приобрел Европейский банк реконструкции и развития [3]. Необходимо подчеркнуть, что в деятельности рас­сматриваемых предприятий роль зару­бежных партнеров не ограничивается участием в акционерном капитале: про­слеживается их влияние на многие биз­нес-процессы ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ», а именно передачу техноло­гий, контроль качества, расширение круга поставщиков и развитие партнер­ства по производству компонентов.

Капитализация предприятий

Как показывает анализ динами­ки котировок акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» (рис. 1), они практи­чески коррелируют между собой на протяжении всего рассматриваемого периода. Одновременно наблюдается корреляция котировок акций ком­паний с динамикой индекса РТС. Рассчитанные коэффициенты корреляции приведены в табл. 2.

На протяжении всего рассматриваемого пе­риода акции ОАО «КамАЗ» меньше коррелируют с индексом РТС и в целом приносили б0льшую доходность, чем акции ОАО «АвтоВАЗ» (на рис. 1 график 1 выше двух других). Вместе с тем до­ходность обыкновенных акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» за пять лет находится на одном и том же уровне - около 90%.

На рис. 2 показаны два всплеска котировок ак­ций рассматриваемых предприятий с интервалом один год: в сентябре 2009 года акции ОАО «Кам­АЗ» выросли более чем вдвое (за две недели - на 107%), в сентябре 2010 года еще более значи­тельный рост показали акции ОАО «АвтоВАЗ» - более чем в 1,5 раза.

Причиной резкого роста акций ОАО «КамАЗ» в сентябре 2009 года (тогда за день капитализация предприятия выросла на 30%) стала информация о возможном приобретении Daimler AG 5 % акций предприятия дополнительно к уже имеющимся на тот момент [8]. Сделка была проведена в июне 2010 года. Следует отметить, что за резким ро­стом акций не последовало такого же резкого па­дения, и акции ОАО «КамАЗ» до сих пор держат­ся на том же уровне (+90% к уровню котировок до повышения).

 

Рис. 2. Динамика еженедельных котировок акций ОАО «АвтоВАЗ (2), ОАО «КамАЗ» (1) и индекса РТС (3) в 2009—2011 годах

Рост котировок акций ОАО «АвтоВАЗ» в сен­тябре 2010 года на 30% за день можно объяснить слухами о предстоящей дополнительной эмиссии акций, однако новостные агентства затруднялись определить причины такого бурного роста [1].

Очевидно, что самые резкие скачки капита­лизации рассматриваемых предприятий не кор­релируют с внутренними изменениями, с модер­низацией предприятий и связаны исключительно со спекуляцией и разогревом рынка недобросо­вестными инвесторами с помощью слухов и не­проверенной, в том числе инсайдерской, инфор­мации об ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ».

Верные стратегии развития

Отечественные промышленные предприятия оказались не готовы к вызовам рынка, по инерции внутренние проблемы предприятий со временем только нарастали. До сих пор многим отечествен­ным предприятиям, в том числе работающим в машиностроительном секторе, не удалось решить проблему выбора верной страте­гии. Тем интереснее накопленный положи­тельный опыт в этом направлении. ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» разработали долгосрочные стратегические программы развития (до 2020 года), на основе которых определяются цели и задачи, требующие решения в ближайшем будущем. В сотруд­ничестве с международной консалтинговой компанией ОАО «АвтоВАЗ» разработало страте­гическую программу развития, в которой рассмо­трены ключевые вопросы деятельности компании и описаны направления развития и модернизации основных подсистем предприятия [9]. ОАО «Кам­АЗ» также принята программа стратегического развития [11], определяющая долгосрочные цели и основные приоритеты деятельности предпри­ятия. Тем не менее даже хорошо проработанная стратегия сама по себе еще не может привести предприятие к успеху, а более важным с точки зрения результата является качество ее реализа­ции и инструменты, используемые для этой цели.

 

Таблица 2

Коэффициенты корреляции еженедельных котировок акций

Период

Коэффициент корреляции

ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ»

ОАО «АвтоВАЗ» и индекс РТС

ОАО «КамАЗ» и индекс РТС

21.07.2006-10.07.2009

0,93

0,87

0,81

17.07.2009-15.07.2011

0,42

0,76

0,58

21.07.2006-15.07.2011

0,84

0,84

0,77

Структурная модернизация - инструмент реализации стратегии

Одним из способов, механизмов реализации разработанной стратегии является структурная модернизация предприятия, которая может быть опре­делена как реструктуризация для при­ведения его системной структуры в со­ответствие с требованиями, которые определяются изменяющейся внешней средой [4].

Согласно Г Б. Клейнеру [5], под си­стемной структурой будем понимать совокупность семи подсистем, к ним относят­ся ментальная, культурная, институциональная, когнитивная, производственно-технологическая и организационно-управленческая, имитацион­ная и историческая подсистемы. Как правило, изменения на предприятиях затрагивают толь­ко одну из подсистем, представляющую собой производственно-технологическую и организа­ционно-управленческую компоненту структуры предприятия. К примеру, в программе реструкту­ризации ОАО «АвтоВАЗ» определены принципы и критерии выделения тех или иных бизнес-еди­ниц. Так происходит структурная модернизация производственно-технологической компоненты предприятия. В рамках реализации указанной программы ОАО «АвтоВАЗ» предприятие реа­лизовало ряд дочерних обществ: ОАО «Тевис», ОАО «Электросеть», ОАО «ТЭК» и ЗАО «КБ «Лада-Кредит» и др. [10].

В результате анализа влияния описанных ме­роприятий по реструктуризации ОАО «АвтоВАЗ» на его рыночную капитализацию можно сделать вывод об отсутствии такой зависимости в кратко­срочной перспективе. Вместе с тем по итогам ис­следования влияния различных фактов, имевших место в прошлом, на рост рыночной капитализа­ции акций ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» (см. рис. 1) было обнаружено, что в краткосрочной перспективе стимулами к максимальному росту капитализации предприятий являются:

  • получение предприятием государственной поддержки в той или иной форме (средства феде­рального бюджета, введение заградительных та­моженных пошлин, участие в федеральных про­граммах субсидирования);
  • информация об увеличении доли стратеги­ческих партнеров и/или государства в уставных капиталах предприятий;
  • новостная информация о предприятии, име­ющая позитивный характер (как правило, пред­ставляющая собой взгляд со стороны).

Таким образом, на показатели капитализации ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» в значительной степени влияет информация, которая не относит­ся к внутренним процессам предприятий, хотя последние действительно оказывают воздействие на рыночную стоимость акционерного капитала.

Представляется, что именно структурная мо­дернизация, то есть изменения в каждой из семи подсистем предприятия, является инструментом реализации стратегии предприятия. Для страте­гических предприятий российской промышлен­ности - ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» - имен­но эволюционные внутренние изменения могут стать стимулом к росту их истинной стоимости, что в конечном итоге несомненно отразится и на рыночных котировках их акций в средне- и долгосрочной перспективе.

Выводы

Подводя итог, следует подчеркнуть, что зада­чи, которые стоят перед российскими предпри­ятиями, требуют скорейшего, адекватного и эф­фективного решения.

Для решения сложных задач, актуаль­ных на сегодняшний день, менеджменту целесообразно использовать системный под­ход в целях исследования предприятия, кото­рый позволяет составить комплексную оценку деятельности предприятия и проанализировать работу всех подсистем. Анализ и модернизация собственной структуры приобретают особую актуальность для многих российских предпри­ятий, особенно с давней историей, причем по­следовательные улучшения следует производить не только в производственно-технологической и организационно-управленческой подсистемах, но и в ментальной, культурной, институциональ­ной, когнитивной, имитационной и исторической подсистемах. Одним из критериев для анализа це­лесообразности таких изменений может служить повышение конечной рыночной стоимости пред­приятия. Такой подход позволит адаптировать отечественные предприятия к рыночным реалиям, сделать их структуру более гибкой, эффективной и стабильной в условиях внешних воздействий.

Список литературы

1. Акции «АвтоВАЗа» выросли на 30 процентов за день // Lenta.ru: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru/ news/2010/09/23/close/.

2. Годовой отчет ОАО «АвтоВАЗ» за 2010 год // АвтоВАЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lada.ru/images/annuals/annual_2010.pdf.

3. Годовой отчет ОАО «КамАЗ» за 2010 год // Kamaz: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamaz.ru/download/otchet2010.pdf.

4. Гусев К. А. Структурная модернизация как фактор роста стоимости предприятия // Оценочная деятельность: Аналитический бюллетень СМАО. 2010. № 4. С. 70–72.

5. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 568 с.

6. ММВБ. MICEX: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.micex.ru.

7. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач / Под ред. А. Ю. Юданова. 2‑е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2008. 464 с.

8. Ошибка на 13,5 млрд рублей // Ведомости: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/11/02/217873.

9. Программа развития компании до 2020 года / «АвтоВАЗ» // Media.lada.ru. Официальный ресурс «АвтоВАЗ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.lada.ru/files/doc/Strategy_2020_russian_version. pdf.

10. Factiva: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.factiva.com.

11. Kamaz: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamaz.ru/download/strategy/stratrus.pdf.


Об авторе

К. А. Гусев
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

главный специалист Департамента инвестиционных проектов Государственной корпорации «Ростехнологии», аспирант кафедры «Оценка и управление собственностью» 



Рецензия

Для цитирования:


Гусев К.А. СИНТЕЗ СИСТЕМНОГО И СТОИМОСТНОГО ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2011;(5):94-97. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2011-5-94-97

For citation:


Gusev K.A. SYSTEMS AND VALUE-BASED APPROACH SYNTHESIS IN THE PROCESS OF STRUCTURAL MODERNIZATION OF ENTERPRISES. Strategic decisions and risk management. 2011;(5):94-97. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2011-5-94-97

Просмотров: 1376


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)