Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2011-4-94-103

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье рассматриваются пути возможного развития оптового и розничного рынков электроэнергии. Анализируется целевая модель рынков, переход к которой должен начаться с 2012 года. Также излагается альтернативная модель, направленная на создание здоровой конкурентной среды. В данной модели сбытовая компания является своеобразным брокером для потребителя, который сможет свободно выбирать генерирующую компанию – поставщика электроэнергии. Кроме того, в целях снижения рисков флуктуации цен на электроэнергию данная модель предполагает внедрение особого механизма гашения колебаний цен на оптовом рынке в виде специального страхового фонда.

Для цитирования:


Герасимов И.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2011;(4):94-103. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2011-4-94-103

For citation:


Gerasimov I. FORMATION OF A TARGET MODEL OF THE RETAIL POWER MARKET. Strategic decisions and risk management. 2011;(4):94-103. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2011-4-94-103

Реформирование отрасли

На сегодняшний день одним из актуаль­ных вопросов в сфере государственного ре­гулирования экономики является вопрос рефор­мирования естественномонопольных структур. Ключевой задачей является привлечение потен­циальных инвесторов и создание конкурентного рынка в тех сферах экономики, где эти структу­ры преобладают (жилищно-коммунальное хо­зяйство, железнодорожный транспорт, морские порты и аэропорты, газоснабжение). В некото­рых отраслях реформирование уже началось: наиболее активно оно проходит в сфере элек­троэнергетики, где создано достаточно много частных генерирующих и сбытовых компаний. Влияние изменений в этой сфере электроэнерге­тики уже проявилось во всех отраслях экономи­ки и всех регионах страны, обострив тем самым проблему социально-экономических послед­ствий реформирования естественных монопо­лий.

Рынки электрической энергии (мощности): оптовый и розничный, имеют собственную субъектно-объектную структуру. К настоящему моменту там сложились принципиально разные методы регулирования.

Все конечные потребители электрической энергии (мощности), кроме 40 потребителей, вышедших на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) России, приобретают ее на розничных рынках. В результате появления конкуренции, возможно, значительно улучшится положение именно конечных потребите­лей (населения и промышленных пользо­вателей), поскольку в итоге именно они непосредственно ощущают результаты конкуренции - изменение своих издержек.

 

Таблица 1

Реестр субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) по состоянию на 01.01.2010 г. (по материалам [11])

Участники рынка

Количе­ство

Поставщики электрической энергии и мощности Поставщики электрической энергии и мощности - владельцы

54

генерирующего оборудования

Покупатели электрической энергии и мощности:

54

Энергосбытовые компании (ЭСК)

109

Крупные потребители

40

Гарантирующие поставщики

128

Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции

1

Инфраструктурные организации

5

 

Рис. 1. Схематичное представление основных направлений реализации реформы электроэнергетики России

То, в каком направлении будут меняться издержки, в сторону увеличения или сни­жения, в значительной степени повлияет на эффективность и конкурентоспособ­ность экономики. Именно по этой причине успешность осуществляемых преобразо­ваний следует оценивать по эффектам, от­меченным на розничных рынках электро­энергии (мощности).

Основные цели, задачи, принципы и направления проведения реформы рос­сийской электроэнергетики были сфор­мулированы в [3]. В отношении формирования розничных рынков электроэнергии и принципов продажи электроэнергии конечным потребите­лям данное постановление предусматривает сле­дующее:

  • демонополизацию и развитие конкуренции в сфере производства и сбыта;
  • стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
  • создание системы поддержки малообеспе­ченных слоев населения;
  • создание эффективного механизма сниже­ния издержек в сфере производства, передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;
  • формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих на­дежное энергоснабжение потребителей при по­этапном развитии конкуренции;
  • поэтапную ликвидацию перекрестного суб­сидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;
  • создание нормативной правовой базы ре­формирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях.

Были сформированы три основных направ­ления проведения реформы электроэнергетики России:

  • изменение регулирования электроэнергетики;
  • формирование конкурентного рынка элек­троэнергии;
  • реструктуризация электроэнергетики (рис. 1).

Подготовку розничных рынков электроэнер­гии к переходной модели функционирования предполагается провести в несколько этапов.

Этап 1. Основная деятельность - создание устойчивых и прозрачных в финансовом отно­шении региональных энергоснабжающих ор­ганизаций. После реформирования и передачи соответствующей деятельности в ведение реги­ональных сетевых компаний практически всем акционерным обществам, работающим в сфере энергетики и электрификации, был присвоен ста­тус гарантирующих поставщиков (ГП).

Этап 2. Определены требования к сбыто­вым компаниям, появились так называемые не­зависимые сбытовые компании, поставляющие электроэнергию не только по фиксированным ценам, но и по договорным ценам потребителям, которые соблюдают требования по минимально­му объему потребления и располагают необходи­мыми системами коммерческого учета электро­энергии.

Потребителям, обслуживаемым любой сбы­товой организацией, должен быть обеспечен рав­ный доступ к распределительным сетям [5]. Кро­ме того, в целях защиты конечного потребителя закреплена методология расчета розничной цены электроэнергии, реализуемой гарантирующими поставщиками, которая определяется как сумма оптовой цены, затрат по оплате услуг за передачу, распределение электроэнергии и регулируе­мой сбытовой надбавки [3].

Поскольку электрическая энергия является практически полностью однородным и стандар­тизованным продуктом, то наиболее чувстви­тельными для конечного потребителя являют­ся проблема абсолютного уровня фактических цен на энергию и проблема их постоянного су­щественного роста. При этом надо заметить, что среди всех элементов цены на электроэнер­гию наибольшее влияние на ее рост оказывает сетевая составляющая, то есть стоимость услуг по передаче электрической энергии (рис. 2).

 

Рис. 2. Структура цены электрической энергии с учетом ее составляющих (а) и влияние отдельных составляющих на рост конечной цены (б) в 2011 году (по материалам [11]):

На цену электроэнергии для конечных потре­бителей влияет ряд существующих на сегодняш­ний день проблем функционирования распреде­лительного сетевого комплекса. В их числе:

  • зависимость от сетевой составляющей цены (основная причина роста - сетевой тариф);
  • неэффективное формирование инвестици­онных программ сетевых организаций;
  • завышение операционных расходов сетевых организаций;
  • недостаточный уровень качества электросе­тевых услуг;
  • недостатки методики формирования долго­срочных тарифов на передачу электрической энергии;
  • разрозненность муниципальных и регио­нальных распределительных сетей.

В качестве основного направления решения указанных выше проблем, как правило, предла­гается осуществить изменения в следующих об­ластях:

  • система RAB-регулирования1;
  • установление тарифов на передачу электри­ческой энергии;
  • формирование и управление территориаль­ными сетевыми организациями.

Впрочем, анализ проблем электросетевого хозяйства не рассматривается в данной статье и в дальнейшем может стать объектом отдель­ного самостоятельного исследования автора. По­этому вернемся к проблематике формиро­вания розничных рынков электрической энергии.

В целях более детального регламенти­рования розничных рынков были утверж­дены правила функционирования роз­ничных рынков электрической энергии, действующие в переходный период рефор­мирования электроэнергетики [6].

Рассмотрим более подробно модель розничного рынка электроэнергии (РРЭ) переходного периода, которая использу­ется сейчас в рознице. Одним из ее важ­ных элементов стал институт ГП. В самом общем смысле ГП - это ЭСК, обязанная заключить договор с любым обратившим­ся к ней потребителем. Другими словами, она должна функционировать примерно как компания, работающая по принципу публичного присоединения.

Институт ГП был задуман для дости­жения следующих целей:

  • надежное энергоснабжение так назы­ваемых спящих потребителей;
  • свод баланса внутри периметра при невозможности установления коммер­ческого учета для всех потребителей;
  • гарантия платежей в пользу генери­рующих и сетевых компаний (например, на покрытие дефицитов денежных средств в случае возникновения возможных кассо­вых разрывов).

Предполагалось, что, в отличие от дру­гих участников РРЭ, интересы ГП не вступают в явное противоречие со следующими положени­ями:

  • ориентированность на 100%-ную собирае­мость платежей с потребителей;
  • достижение сбалансированности правил оп­тового и розничного рынков;
  • отсутствие явной заинтересованности в ро­сте цен: выше цены - сложнее собирать платежи, возможна потеря потребителей.

Объективно, следует констатировать, что, несмотря на различные нарекания, начиная с 2006 года институт ГП более-менее сумел обес­печить надежность электроснабжения потреби­телей и стабильность платежей поставщикам в сложных условиях нормативных и кассовых разрывов. Однако, безусловно, надо признать, что выявлены существенные проблемы, связан­ные с функционированием переходной модели РРЭ (табл. 2).

 

Таблица 2

Проблемы переходной модели оптового рынка электроэнергии и мощности /розничного рынка электроэнергии

Недостаточная прозрач­ность оптового рынка

В целях продвижения реформы РАО ЕЭС стимулировало всех участников рынка к выходу на оптовый рынок. При этом требования к ним изначально были сформулированы очень расплывчато. Многочисленность и неоднородный состав субъ­ектов рынка делает работу ОРЭМ непрозрачной и порождает возможность неплатежей

Отсутствие конкуренции на оптовом рынке между генераторами

Существует 100%-ная оплата мощности генерации, цена формируется по заявкам генераторов. В секторе регулируемых договоров устанавливаются предельные тарифы на поставля­емую/покупаемую электроэнергию. Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по сво­бодным ценам в рамках свободных двусторонних договоров, при этом участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Зачастую цены слабо зависят от объемов поставки

Отсутствие системы гарантирования платежей на оптовом и розничном рынках

Среди субъектов ОРЭМ присутствуют компании, не имеющие стабильного финансового положения

Отсутствие реальной конкуренции на розничном рынке

Отсутствует основание для возникновения конкуренции. Кон­куренция только за сбытовую надбавку (2-4% конечной цены) дискредитировала идею конкурсов на получение статуса ГП. Практически отсутствуют механизмы заключения для рознич­ных потребителей долгосрочных договоров на оптовом рынке, договоров для конкретного потребителя и пр.

Слабая мотивация ГП для снижения издержек

В стране около 300 ГП, только 128 из них - субъекты ОРЭМ, остальные - ГП второго уровня. Отсутствие у ГП и ЭСК, взаимодействующих с конечными потребителями (особенно с населением), находящимися в зоне «регулируемых цен», отсутствует мотивация к оптимизации затрат

Низкая или даже отрица­тельная рентабельность ГП

Слабые стимулы для инвестирования в бизнес и улучшение качества обслуживания клиентов

По мнению некоторых авторов, особенностя­ми переходной модели предопределены базовые недостатки, сформировавшиеся в результате реформирования. Можно выделить ряд таких недо­статков, неблагоприятно влияющих на текущую ситуацию, сложившуюся на розничных рынках электроэнергии [12]:

  • недостаточный уровень конкуренции;
  • соперничество лишь за крупных потреби­телей, которые могут принести максимальную прибыль;2
  • возможность существования компаний, пы­тающихся перераспределить в свою пользу долю рынка или воспрепятствовать порядку такого пе­рераспределения в обход законодательства;
  • сложности в отношениях между энергосбы­товыми компаниями разных уровней;
  • участие гарантирующих поставщиков в скрытом перекрестном субсидировании между потребителями разных типов;
  • формирующаяся тенденция заключения прямых договоров сетевыми организациями на оплату услуг конечными потребителями;
  • прочие проблемы взаимоотношений сетей и ЭСК разных уровней.3

Итак, переходная модель розничных рынков сыграла свою важную роль в период реформи­рования, впрочем, она не является эффективной для дальнейшего развития рыночных отношений в этом секторе.4

 

Таблица 3

Принципы организации эволюционной целевой модели оптового рынка электроэнергии и роз­ничного рынка электроэнергии (по материалам [16])

Конкуренция

Свободный переход потребителей оптового и розничного рынков между поставщиками электроэнергии (мощности).

Единая ГТП гарантирующих поставщиков, позволяющая работать на ОРЭМ без установки автоматизированной системы коммерческого учета энергии (АСКУЭ).

Обязательное требование об участии в саморегулируемой организации (СРО) для ГП и ЭСК, работающих на РРЭ

Гарантирующие поставщики

ГП - публичная компания, «поставщик последней надежды» и инфра­структурная организация, отвечающая за свод баланса внутри ГТП гаран­тирующих поставщиков.

Проведение процедуры выбора ГП на конкурсной основе в случае дефолта. ГП - регулируется через правила ценообразования на розничном рынке, и для него устанавливается предельный уровень цены и сбытовая надбавка с обеспечением нормальной доходности

Энергосбытовые компании

ЭСК - полностью нерегулируемые. ЭСК предлагает потребителям любые цены и формирует свободное ценовое меню

Электросетевые компании

Потребители оплачивают услуги ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «МРСК», тер­риториальной сетевой организации в зависимости от того, к чьим сетям присоединены.

Выпадающие доходы распределительных сетевых компаний компенсиру­ются путем «приобретения их потерь» гарантирующими поставщиками на оптовом рынке

Коммерческий учет

Обязательное наличие почасового коммерческого учета у потребителей с поэтапным переходом к интеллектуальному учету электрической энергии

Необходимые условия

Перекрестное субсидирование включено в тарифы всех сетевых компаний до момента, пока не будет принято решение о ликвидации перекрестного субсидирования. Установлена социальная норма потребления для населения. Ужесточение требований к субъектам рынков электроэнергии в части фи­нансовой дисциплины (ограничение как норма).

Возможность предоставления бюджетных гарантий организациям бюджет­ной сферы и определенным социальным слоям населения для компенсации их расходов в случае существенного роста цен на электроэнергию

Ориентиры реформирования оп­тового и розничного рынков электро­энергии устанавливаются исходя из следующих заявленных целей:

  • предоставление каждому потре­бителю права и возможности выбирать поставщика в условиях конкуренции;
  • формирование и поддержание ка­чественно нового уровня финансовой дисциплины на оптовом и розничных рынках;
  • стимулирование генерирующих компаний, энергосбытовых компа­ний и конечных потребителей к за­ключению долгосрочных договоров как в розничном, так и в оптовом сек­торах рынка;
  • легализация перекрестного субси­дирования и введение социальной нор­мы потребления для населения;
  • эволюционный путь продвижения к заявленным целям.

В рамках действующего норматив­но-правового поля достичь указанных целей крайне проблематично, если не сказать больше. Следовательно, не­обходимо изменение законодательной базы, вероятно, путем принятия нового законопроекта, формирующего условия для целевых рынков электроэнергии.

Целевая модель рынков

Общие принципы организации эволюцион­ной целевой модели можно укрупненно пред­ставить так, как показано в табл. 3. Одним из ключевых вопросов, который призвана ре­шить целевая модель рынка, является вопрос о создании возможности простого перехода по­требителя от одной ЭСК к другой в рамках еди­ной группы точек поставки (ГТП). Для формирования полноценной конкуренции за потребителя на РРЭ создается возможность приобретения электроэнергии в рамках единой ГТП гарантирующими поставщиками, не­сколькими ЭСК и потребителями. В связи с этим предполагается следу­ющее:

  • территория охвата единой ГТП яв­ляется зоной деятельности гарантиру­ющего поставщика - субъекта ОРЭМ;
  • в границах ГТП гарантирующие поставщики обслуживают потреби­телей - несколько ЭСК - субъектов ОРЭМ, ЭСК - субъектов РРЭ, покупающих электроэнергию у гарантирующих постав­щиков;
  • ЭСК - субъект ОРЭМ может обслуживать потребителей в разных субъектах РФ, приобре­тая электроэнергию на ОРЭМ с использованием различных механизмов (рынок на сутки вперед (РСВ), конкурентный отбор мощности, долго­срочные договоры).

 

Таблица 4

Функции гарантирующего поставщика (по материалам [16])

Инфраструктурная функция

Сведение баланса по единой объединенной ГТП по границе ГП. Фор­мирование и передача данных от других ЭСК - субъектов ОРЭМ, ра­ботающих в рамках единой ГТП гарантирующих поставщиков, но не имеющих АСКУЭ, коммерческому оператору ОРЭМ.

Регистрация договоров ЭСК с потребителями: ЭСК - субъект ОРЭМ по единой ГТП направляет ГП информацию о заключенных договорах с каждым потребителем в целях обеспечения возможности определения обязательств ЭСК на ОРЭМ в рамках данной ГТП.

Ведение базы данных потребителей по договорам энергоснабжения, а также по данным для договоров на передачу в границах единой ГТП. Получение ГП инфраструктурной надбавки за ведение данной деятель­ности

Функция регулирования сбыта

Снабжение «спящих» потребителей до тех пор, пока они не выберут поставщика электроэнергии.

«Подхват потребителей»: ГП не имеет права отказаться заключать до­говора энергоснабжения с потребителем, «потерявшим» ЭСК. Формирование цен и дифференцированных сбытовых надбавок по установленным правилам

Минимальные условия для перехода потре­бителей от одного поставщика на РРЭ к другому должны учитывать следующие факты:

  • наличие интервального учета;
  • отсутствие задолженности перед текущим поставщиком;
  • возможность перехода между поставщика­ми 1 раз в квартал.

 

Рис. 3. Многообразие каналов взаимодействий потребителей с участниками оптового и розничного рынков в целевой модели рынков

В целевой модели (рис. 3) за потребителями также сохраняется право выхода на ОРЭМ (непо­средственно либо через ЭСК) путем регистрации отдельной ГТП с учетом вы­полнения такими потребите­лями всех условий оптового рынка в отношении финансо­вых гарантий, коммерческо­го учета на оптовом рынке (АСКУЭ) и пр.

Роль ГП в целевой модели рынков рассматривается че­рез призму выполняемых им функций (табл. 4). Многооб­разие и доступность механиз­мов конкуренции в целевой модели рынков должна быть обеспечена нормами закона. Одним из важных положений последнего должно быть то, что в отношении таких субъ­ектов рынка, как ГП и ЭСК (ЭСО), действуют следующие положения:

  • ГП, выступая в роли «поставщика последней надежды», осуществляет це­нообразование таким образом, что за­дает естественный верхний предел цен для ЭСК (ЭСО);
  • ЭСК (ЭСО) варьирует рыночные цены, разрабатывает свободные цено­вые меню для конечных потребителей, при этом конкуренция возникает также за счет набора дополнительных услуг и пр.

 

Таблица 5

Особенности процессов ценообразования в целевой модели рынков для гарантирующих поставщиков в условиях частичного регулирования

Параметр

Описание

Цена покупки электроэнергии

1-       й          вариант: коммерческий оператор ОРЭМ публи­кует статистику свободных цен.

2-       й          вариант: устанавливается предельная макси­мальная цена на ОРЭМ по энергии и по мощности

Тариф на услуги по передаче электро­энергии

Тариф, утвержденный РСТ субъекта РФ

Сбытовая надбавка ГП

1-      й            вариант: утверждается предельный максималь­ный уровень сбытовой надбавки по группам потре­бителей в процентах от конечной цены или цены по­купки электроэнергии.

2-      й            вариант: антимонопольная служба отслеживает злоупотребления по ценовой политике со стороны га­рантирующего поставщика на основе бенчмаркинга

Процесс ценообразования в со­ответствии с целевой моделью рын­ков имеет свои особенности для ЭСК и для ГП. Ценообразование для ЭСК в отсутствие регулирования имеет сле­дующие преимущества:

  • возможность предложить любое ценовое меню для любой группы потребителей;
  • отсутствие регулирования предложений ЭСК, естественные ограничители - цена ГП и конкуренция;
  • максимальное увеличение диапазона цено­вого меню в условиях растущей конкуренции (дифференциация по всем возможным параме­трам: одноставочные/двуставочные/зонные, на­пряжение, категория надежности, интервал/ин­теграл, число часов использования мощности, категории/группы потребителей, наличие в клас­сификаторе ОК-ВЭД и т. д.).

Ценообразование для ГП в условиях частич­ного регулирования - особенности ценообразо­вания указаны в табл. 5.

Другими важными моментами для целевой модели рынков являются:

  • роль СРО: повышение значения саморегули­рования и сорегулирования на розничных рынках электроэнергии;5
  • взаимоотношения с сетевыми организаци­ями: предполагается, что каждая ЭСК или ГП должна заботиться о том, чтобы в точке их по­ставки был договор с сетевой организацией; сете­вые компании компенсируют ГП потери по еди­ной ГТП;
  • социальная норма для населения: до 2014 года гражданам гарантируется электро­снабжение по регулируемым ценам в рамках со­циальной нормы; как и другие категории потре­бителей, граждане могут менять поставщика при условии установки соответствующих при­боров учета и отсутствии задолженности перед ГП; при потреблении сверх социальной нормы можно ограничивать граждан-неплательщи- ков наравне со всеми остальными (технологи­ческую возможность даст интеллектуальный учет);
  • интеллектуальный учет: важно установить не просто приборы учета, а такое оборудование, которое позволяет передавать данные, дистанци­онно вводить ограничение, трансформировать данные для печати платежек, одновременно уве­домлять потребителей о необходимости оплатить услуги, получать предоплату.

 

Таблица 6

Процесс поэтапного перехода к целевой модели оптового и розничного рынков электроэнергии

Этап

Мероприятие

1. Сохранение предельных уров­ней регулирования (2010-2012)

Введение дифференцированной сбытовой надбавки.

Введение новых требований по финансовой устойчивости к субъектам ОРЭМ (система предоплат и финансовых гарантий).

Введение бюджетных гарантий для бюджетных организаций и гос­предприятий на розничном рынке; для потребителей - гарантии в объ­еме аварийной брони; регламентация отключений.

Легализация перекрестного субсидирования (2011-2012)

2. Отмена предель­ных уровней регу­лирования (полно­ценная работа целевой модели розничного рынка) (2012-2014)

Создание конкуренции за потребителя на оптовом рынке между по­ставщиками.

Изменение модели ценообразования на розничном рынке:

•   полностью свободное ценообразование для ЭСК;

•   предельный уровень сбытовой надбавки с учетом справедливой нор­мы прибыли для ГП.

Установление баланса электроэнергии (мощности) региона по грани­цам ГТП, функция «поставщика последней надежды» для ГП

Переход к целевой модели рынков должен происходить плавно и поэтапно (табл. 6). Совер­шенно ясно, что при построении целевой модели розничных рынков необходимо учесть недостат­ки ситуации в розничном секторе в настоящее время. В литературе обсуждается перечень тре­бований к модели розничных рынков, делающей розницу по-настоящему конкурентной:

  • существование равновеликих ЭСК, имею­щих полную свободу действий для привлечения клиентов на определенной территории;
  • соответствие ЭСК всем общепринятым критериям платежеспособности и финансовой устойчивости;
  • недискриминационный характер отноше­ний лицензированных ЭСК с производителями при заключении прямых договоров как на роз­ничном, так и на оптовом рынке;
  • наличие ценовой и неценовой конкуренции между ЭСК при предоставлении услуг;
  • наличие не только возможности, но и за­интересованности (экономической выгоды или улучшения качества обслуживания) потре­бителя (клиента) в том, чтобы поменять постав­щика.

По нашему мнению, наиболее сложным представляется обеспечение перво­го из вышеперечисленных требований даже в нескольких зонах локальной конкуренции. Общим недостатком этих принципов является то, что они не связаны с конкретными подходами к решению существующих проблем во взаимоотношениях сбытовых и рас­пределительных сетевых компаний, непосредственно заинтересованных в устранении лишнего посредника между ними и потребителями услуг. По нашему мнению, необходимо пред­ложить полноценную модель, учитыва­ющую изложенную проблему. Кроме того, модель должна предлагать под­ход, обеспечивающий снижение рисков неплате­жей розничных потребителей.

Сегодня ЭСК фактически принимает на себя риски и обязательства, связанные с оплатой се­тевых услуг, и поэтому должна доминировать в отношениях с сетями. Тем не менее действу­ющая конструкция не создает никаких стимулов для распределительных сетевых компаний ис­кать компромиссные решения совместно со сбы­товыми компаниями в том, что касается оплаты услуг с учетом неплатежей в рознице.

По мнению некоторых специалистов, целе­сообразно оставить функцию закупки сбытовым компаниям, а сетевым компаниям передать пре­доставление услуг владельцу токоприемников. Подобная схема представляется более устойчи­вой, нежели действующая.

В связи с этим эксперты предлагают новую (будем называть ее альтернативной) модель функционирования ЭСК, построенную с учетом следующих принципов:6

  • требования к коммерческому учету электро­энергии видоизменяются;
  • в роли брокера (агента) потребителя высту­пает сбытовая компания;
  • услуга сбыта заключается в поиске подходящего для клиента поставщика электрической энергии;
  • каждый потребитель имеет право обратить­ся в любую действующую сбытовую компанию, при этом та не может отказаться от заключения договора с потребителем;
  • в случае заключения договора брокер (агент) от имени потребителя покупает энергию у по­ставщиков по прямым свободным двусторон­ним договорам (СДД) или по принципу «рынок на сутки вперед» (РСВ), при этом тип договора (РСВ/СДД) потребитель выбирает самостоятель­но с учетом предлагаемого меню;
  • конечный потребитель самостоятельно за­ключает договор с сетевой компанией, без при­влечения сбытовой компании;
  • для исключения ситуации бездоговорного потребления сетевая организация вправе про­вести все необходимые мероприятия, чтобы от­ключить потребителя, не заключившего договора на энергоснабжение.

 

Таблица 7

Сопоставление традиционной целевой и альтернативной модели РРЭ

Сравниваемый признак

Традиционная модель

Альтернативная модель

Наличие гарантирующего постав­щика электрической энергии

Есть

Нет

Статус энергосбытовой компании при взаимодействии с потребите­лем электрической энергии

Продавец электри­ческой энергии

Совмещение функций брокера и про­вайдера при организации эффективных взаимодействий потребителя с произво­дителем электроэнергии (генерирующей компанией)

Предлагаемый механизм, ком­пенсирующий потенциально возрастающую волатильность цен на электроэнергию

В явном виде механизм не обо­значен

Механизм страхового фонда

Кроме проблем в области розничных рынков электроэнергии (мощности), в деятельности ЭСК существуют и другие проблемы, например со­четание волатильности свободных спотовых цен на электроэнергию и необходимости установле­ния стабильных цен в рознице. Сразу оговорим­ся, что анализ данной проблематики заслуживает самостоятельного исследования. Пока же только отметим, что для нивелирования колебаний рас­ходов ЭСК (в предложенной альтернативной модели - генерирующих компаний) уместно вне­дрить механизм трансляции оптовых цен на роз­ничные рынки. В этом контексте автор согласен с предложенным А. В. Трачуком методом, бази­рующимся на принципе страхо­вого фонда [12]:

  • прогноз цен на год впе­ред проводится перед началом каждого отчетного года, цена, определенная таким образом, публикуется;
  • генераторы (сбытовые компании) заключают дого­воры, ориентируясь на оп­ределенную в начале отчетного года цену;
  • на основании произведен­ного прогноза рассчитывают­ся взносы либо только для потребителей, либо для всех участников оптового рынка электро­энергии и мощности, которые поступают в спе­циальный фонд для покрытия текущих отклоне­ний от спрогнозированной цены с установленной вероятностью (обычно 95, 97 или 99%);
  • после торгов в течение месяца потребители платят по прогнозируемой цене, а генераторы (сбытовые компании) получают оплату по равно­весной цене;
  • из созданного фонда генераторам выплачи­вается разница между плановым и фактическим значениями при превышении первого над вто­рым;
  • средства, переплаченные потребителями, возвращаются в фонд;
  • при определении взносов на следующий год учитываются текущие остатки средств в фонде.

Данный механизм не сможет в полной мере реализовать свою страхующую функцию лишь в случае резкого изменения цен на ОРЭМ, в этом случае средства фонда будут исчерпаны до кон­ца года. Вероятностью формирования подобной ситуации нельзя пренебрегать, и единственным верным способом снизить такую возможность является приближение к 100% параметра расчета на третьем этапе. Не стоит забывать, что стои­мость содержания такой системы на определен­ном этапе может быть сопоставима с максималь­ной величиной потенциальных убытков, при этом повышается оценка средних возможных убытков. Вышеуказанные факторы делают систему эконо­мически невыгодной участникам, поэтому опре­деление «доверительного интервала» обусловле­но прежде всего решением участников системы, выбирающих между надежностью и стоимостью систем [17]. Сопоставление традиционной целе­вой и альтернативной моделей РРЭ по некоторым сравниваемым признакам отражено в табл. 7.

В целом, отдавая должное оригинальности и перспективности изложенной выше моде­ли, предложенной А. В. Трачуком, необходимо признать, что она не лишена некоторых недо­статков. Прежде всего, следует указать на то, что построенная на базе данной модели система взаимодействий между участниками рынков с большой вероятностью будет сопряжена с вы­сокими транзакционными издержками. В пер­вую очередь это касается издержек на поиск информации, издержек контрактации, издержек измерения и мониторинга, издержек оппорту­нистического поведения. Критический анализ изложенной выше альтернативной модели функ­ционирования рынков электроэнергии, возмож­ностей и последствий ее практического исполь­зования, безусловно, должен стать предметом дальнейших исследований.

Возвращаясь к анализу перспектив и направ­лений трансформации переходной модели к це­левой модели рынков электроэнергии, следует также упомянуть о наличии некоторых неопреде­ленностей в отношении путей и методов подоб­ной трансформации. Это своего рода ключевые узлы, возникающие при принятии последующих решений в дальнейшем (табл. 8).

Заключение

Резюмируя все вышеизложенное, можно ска­зать, что одним из актуальных вопросов в сфе­ре государственного регулирования экономики является вопрос реформирования естественно­монопольных структур. Ключевой задачей является привлечение потенциальных инвесторов и создание конкурентного рынка в тех сферах экономики, где эти структуры преобладают. Сейчас этот процесс активно проходит в сфе­ре электроэнергетики. В данный момент все конечные потребители электрической энергии (мощности), кроме 40 потребителей, вышедших на общероссийский оптовый рынок электро­энергии и мощности, приобретают электроэнер­гию на розничных рынках.

 

Таблица 8

«Развилки» при принятии решений в отношении развития рынков электроэнергии

«Развилка»

Альтернативы или возникающие вопросы

Механизмы развития конкуренции

Проведение конкурсов на статус ГП (конкурсы как механизм сдерживания роста цен на услуги ГП и механизм для выхода из чрезвычайных ситуаций).

Снижение порога доступа по отдельной ГТП на ОРЭМ (сейчас 750 кВА): разрешение выйти в любой момент в течение года и упрощение (ускорение) процедуры выхода. Использование механизма единой ГТП.

Обращение к механизму среднеоптовой биржи (ГП перепродает электроэнергию в рознице всем желающим перепродавцам)

Количество ГТП

Одна на субъект Российской Федерации. ГТП каждого из ГП, вышедших на ОРЭМ

Свод баланса по региону и регистрация договоров «ЭСО - потребитель»7

Свод баланса остается у действующих ГП (соответствует существующему порядку, ГП располагают необходимыми ресурсами и опытом).

Свод баланса отбирается у действующих ГП, создается отдельный регистратор (мо­дель некоммерческого партнерства «Совет рынка») - дополнительный субъект рынка (другой вариант собственников: администратор торговой системы + администрация субъекта РФ).

Свод баланса отбирается у действующих ГП и формируется у Сети.

Свод баланса отбирается у действующих ГП, его передают системному оператору ЕЭС

Требования к системам учета для возмож­ности смены поставщика на РРЭ

Обязательная система почасового учета с хранением профиля нагрузки (достоинства: увеличение прозрачности отношений на розничном рынке; дополнительный стимул к установке приборов почасового учета [2]; недостаток - стоимость установки для потребителя или ЭСК).

Типовой профиль (достоинство: не требует затрат со стороны потребителя; недоста­ток: арбитраж является стимулом отказаться от установки приборов почасового учета для тех, кому это невыгодно; вероятность наращивания на розничном рынке небалан­са).

Интеллектуальный учет: почасовой учет с передачей данных, предоплата, возмож­ность автоматического отключения)

Саморегулируемые организации

Создание СРО обязательно для ГП и ЭСК, работающих с розничными потреби­телями.

Создание компенсационного фонда для предоставления гарантий потребителям и поставщикам

Работа с населением

Привлечение управляющих компаний.

Работа непосредственно с конечными потребителями (гражданами).

Работа с населением по желанию и выбору конечных потребителей (граждан)

Розничная генерация (до 25 МВт)

Определение покупателя.

Определение цены на электрическую и тепловую энергию, способа регулирования этой цены.

Обязанность (отсутствие обязанности) ГП покупать эту энергию

Сроки введения целевой модели

До конца 2014 года. До конца 2017 года

Переходная модель розничных рынков сы­грала свою важную роль в период реформирова­ния, но позже стало понятно, что она не является эффективной для дальнейшего развития ры­ночных отношений в этом секторе. К 2012 году планируется перейти к целевой модели рынков, однако существует множество альтернативных путей развития оптового и розничного рынков электроэнергии, с недостатками и последстви­ями их практического использования предстоит работать в дальнейшем.

Указанные выше альтернативы при принятии решений в отношении развития рынков электро­энергии должны будут стать ключевыми аспек­тами в дальнейшем исследовании проблематики отрасли, что, несомненно, приведет к выявле­нию слабых мест и оптимизации целевой модели рынка.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

2. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».

3. Постановление Правительства РФ № 526 от 11.07.2001 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ № 643 от 24.10.2003 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

5. Постановление Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям».

6. Постановление Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

7. Гительман Л. Д., Ратников Б. Е. Реформа электроэнергетики: оценка эффективности и корректировка курса // Энергорынок. 2009. № 1. С. 10–14.

8. Годовой отчет ОАО «АТС» за 2009 год // Администратор торговой системы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.atsenergo.ru/ats/information/

9. Затянув пояса. Интервью с председателем правления НП ГП и ЭСК Василием Киселевым. // Энергорынок. 2008. № 12. С. 22–23.

10. Кармаков А. Гарант надежности // Энергорынок. 2009. № 1. С. 32–34.

11. Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.np-sr.ru/registers/marketsubject/

12. Трачук А. В. Модель деятельности сбытовых компаний для повышения их устойчивости // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2010. № 1. С. 120–123.

13. Трачук А. В. Реформирование естественных монополий: вопросы целеполагания. СПб., 2008. 176 c.

14. Трачук А. В. Реформирование электроэнергетики и развитие конкуренции. M., 2010. 142 c.

15. Трачук А. В. Саморегулирование в инфраструктурных отраслях естественных монополий // Эффективное антикризисное управление. 2010. № 4. С. 46–55.

16. Фатеева Е. Г. Целевая модель розничных рынков электроэнергии: Презентация.

17. Ширяев А. Н. Вероятность: В 2 кн. М., 2007.

18. Экономика и управление в современной электроэнергетике России: Пособие для менеджеров электроэнергетических компаний / Под ред. А. Б. Чубайса. М., 2009.


Об авторе

И. А. Герасимов
Финансовый университет при Правительстве РФ; ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ»
Россия

аспирант кафедры «Экономика и антикризисное управление», менеджер по развитию

Сфера научных интересов – проблемы формирования экономического механизма энергоснабжения предприятия в условиях реформирования естественных монополий. Сфера профессиональных интересов – современная электроэнергетика, естественные монополии.



Рецензия

Для цитирования:


Герасимов И.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2011;(4):94-103. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2011-4-94-103

For citation:


Gerasimov I. FORMATION OF A TARGET MODEL OF THE RETAIL POWER MARKET. Strategic decisions and risk management. 2011;(4):94-103. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2011-4-94-103

Просмотров: 1436


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)