Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

КАТАЛЛАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕГУЛИРОВАНИЮ КРЕДИТНОГО РЫНКА

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-70-76

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье предлагается каталлактический подход к регулированию кредитного рынка – создание условий, обеспечивающих возможность рынку работать везде, где он может работать. Регулирование рынка рассматривается как система, включающая в себя объект, субъекты регулирования, цели, принципы, методы регулирования. В основе регулирования находится корректное определение цели развития кредитного рынка, обеспечивающей его интегрирование в перспективную модель экономического роста. Предлагается привести принципы и методы регулирования кредитного рынка в соответствие с рыночными отношениями.

Для цитирования:


Бровкина Н.Е. КАТАЛЛАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕГУЛИРОВАНИЮ КРЕДИТНОГО РЫНКА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2012;(1):70-76. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-70-76

For citation:


Brovkina N.E. CATALLACTIC APPROACH TO CREDIT MARKET REGULATION. Strategic decisions and risk management. 2012;(1):70-76. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-70-76

Термин «каталлактика» применяется для ис­следования рыночных отношений. «Пред­метом каталлактики являются все рыночные отношения со своими корнями, ответвлениями и следствиями» [4, с. 220]. Каталлактический подход к регулированию кредитного рынка пред­полагает создание условий, обеспечивающих рынку возможность работать везде, где он может работать. Несмотря на характерную для рынка способность к саморегулированию, рыночный механизм далеко не всегда может быть эффек­тивным. В первую очередь это относится к раз­вивающимся рынкам, где рыночные институты еще не сформированы. Регулирование рынка де­лает «конкуренцию более эффективной и благо­творной по сравнению с тем, какой она была бы без регулирования вообще» [11, с. 133-134]. Кредитный рынок, имеющий значительную со­циальную составляющую, более чем какой-либо другой нуждается в регулировании.

Регулирование - это воздействие на объект управления, предназначенное для того, чтобы устранить отклонения в движении объекта к за­данной цели. В настоящее время отсутствует системный подход к регулированию кредитного рынка. Между тем регулирование целесообраз­но рассматривать как систему, существующую вне рыночных отношений, однако очень тесно взаимодействующую с ними. В системе регули­рования кредитного рынка существуют объекты, субъекты, цели, принципы и методы регулирова­ния.

Объектом регулирования являются отноше­ния, отражающие процесс взаимодействия инте­ресов кредиторов и заемщиков при установлении конкурентного равновесия между предложением и спросом на кредитные услуги. Объект регули­рования можно представить как совокупность от­ношений между банками, между банками и пред­приятиями, между банками, с одной стороны, и малыми фирмами и индивидуальными заемщи­ками - с другой, между банками и домашними хозяйствами, между микрофинансовыми органи­зациями и их клиентами, между другими креди­торами и заемщиками. Одна из задач регулиро­вания состоит в поддержании пропорций между сегментами рыночных отношений. В настоящее время недостаточно развиты кредитные отноше­ния между банками, с одной стороны, и малыми предприятиями, индивидуальными предприни­мателями, домашними хозяйствами - с другой. Регуляторам стоит обратить особое внимание на наименее защищенных участников рыночных отношений.

Субъекты регулирования. Единый субъект регулирования отношений между кредитора­ми и заемщиками по поводу установления кон­курентного равновесия между предложением кредитных услуг и спросом на них отсутствует. К субъектам регулирования кредитного рынка следует отнести Банк России, Правительство РФ, прежде всего Министерство финансов. Субъекта­ми косвенного регулирования кредитного рынка являются президент РФ, Федеральное собрание РФ, а также другие федеральные и региональ­ные органы власти. Банк России осуществляет регулирование деятельности коммерческих бан­ков и банковского сектора в целом. В сфере его компетенции - часть кредитного рынка, а именно отношения между кредитными организациями. Министерство финансов регулирует деятель­ность микрофинансовых организаций. Путем законотворчества и принятия подзаконных нор­мативных документов субъекты косвенного регу­лирования влияют на темпы развития кредитного рынка и его пропорции.

Цель регулирования кредитного рынка со­стоит в корректирующем воздействии на участ­ников рынка, направленном на достижение цели развития кредитного рынка в соответствии с объективными законами и закономерностями, а также приоритетными направлениями развития национальной экономики. Таким образом, цель регулирования кредитного рынка задается целью его развития.

Поскольку единый регулятор кредитного рынка отсутствует, стратегические цели его раз­вития не определены. Можно предположить, что цели развития кредитного рынка соответ­ствуют вектору развития банковского сектора, так как коммерческие банки являются важней­шими участниками кредитного рынка.

Цели банковского регулирования определе­ны в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», конкре­тизированы в стратегиях развития банковского сектора, в частности в «Стратегии развития бан­ковского сектора Российской Федерации на пери­од до 2015 г.», «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной полити­ки.. .»и других нормативных документах.

В федеральном законе в качестве главных целей банковского регулирования выдвигаются поддержание стабильности банковской систе­мы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов [I, ст. 56, абз. 2].

В «Стратегии развития...» сформулирована цель развития банковского сектора на средне­срочную перспективу - активное участие в «мо­дернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости. Достижение этой цели является необходимым условием развития российской экономики и по­вышения ее конкурентоспособности на между­народной арене за счет диверсификации и пере­хода на инновационный путь развития» [9, с. 4]. К ожидаемым результатам развития банковского сектора отнесены «качественные характеристики развития: характер и уровень предоставляемых банковских услуг, уровень конкуренции в бан­ковском секторе, устойчивость и транспарент­ность кредитных организаций, предопределя­ющие усиление роли банков в инновационных процессах реального сектора экономики и повы­шении эффективности инвестиций» [9, с. 6].

В «Основных направлениях...», которые, в частности, призваны информировать обще­ственность о целях, стоящих перед Банком Рос­сии в области макроэкономического регулирова­ния, инструментах и условиях достижения целей, отмечается, что «в 2012-2014 годах деятельность Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора будет сосредо­точена на реализации мер, предусмотренных «Стратегией развития банковского сектора Рос­сийской Федерации на период до 2015 г.» в части повышения качества банковской деятельности и обеспечения устойчивости кредитных органи­заций» [6, с. 29].

Сформулированные в законе цели - поддер­жание стабильности банковской системы Рос­сийской Федерации и защита интересов вклад­чиков и кредиторов находят прямое отражение в «Основных направлениях...». В самом деле, повышение качества банковской деятельности является необходимым условием защиты инте­ресов вкладчиков и кредиторов, а обеспечение устойчивости кредитных организаций - поддер­жания стабильности банковской системы.

В «Стратегии развития...» цель развития бан­ковского сектора на среднесрочную перспективу предполагает его активное участие в модерни­зации экономики. Однако остается неясным ме­ханизм, с помощью которого повышение уровня и качества банковского обслуживания обеспечит банковскому сектору активное участие в модер­низации экономики, а в дальнейшем будет спо­собствовать переходу национальной экономики на инновационный путь развития.

Таким образом, среднесрочная цель развития и регулирования, которая ставится в настоящее время перед банковским сектором, ограничива­ется повышением уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населе­нию, и обеспечением устойчивости кредитных организаций.

Поставленные цели, несомненно, важны для устойчивого развития кредитного рынка. Однако они не могут рассматриваться в качестве стратегических целей развития банковского сек­тора, как и кредитного рынка. Повышение ка­чества банковской деятельности и обеспечение устойчивости кредитных организаций форми­руют основу деятельности банковского сектора и являются одним из условий достижения стра­тегических целей.

В «Стратегии развития...» и «Основных на­правлениях...» определены намерения Банка России по совершенствованию банковского над­зора, финансовых рынков и платежной системы, содержатся конкретные мероприятия для совер­шенствования методов регулирования кредитно­го рынка. Однако не определены границы взаи­модействия кредитного и национального рынков в решении стратегических экономических задач, отсутствуют сформулированные цели, связываю­щие развитие кредитного рынка с приоритетами российской экономики.

Кредитный рынок является надстроечным понятием, интегрирован в экономику и должен участвовать в реализации стратегических целей национальной экономики за счет собственного устойчивого развития. Поэтому цели регули­рования кредитного рынка, во-первых, должны определять вектор развития кредитного рынка в соответствии со стратегическими задачами, стоящими перед национальной экономикой, а во-вторых, обеспечивать доверие участников к рынку.

В промежуточном докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика» це­лью государственной социально-экономической политики признано «повышение благосостоя­ния, т.е. содействие увеличению продолжитель­ности не обремененной болезнями социально благополучной жизни, росту удовлетворенности граждан жизнью» [10, с. 7]. Для достижения по­ставленной цели ставится задача выхода на тра­екторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономиче­ского развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества [10, с. 4]. Новая модель экономического роста предусматривает переход от стимулирования ин­новаций к росту на их основе.

Таким образом, стратегическая цель развития кредитного рынка должна быть увязана с созда­нием новой модели экономического роста на­циональной экономики на основе модернизации и инноваций. Исходя из этого в качестве страте­гической цели развития кредитного рынка можно рекомендовать следующую: создание эффектив­ного кредитного рынка, интегрированного в но­вую модель роста на основе модернизации и ин­новационного развития экономики, имеющей устойчивые конкурентные позиции на глобаль­ном рынке и обеспечивающей доверительные от­ношения участников рынка. Регулирование кре­дитного рынка должно осуществляться в русле стратегической цели его развития.

Составной частью стратегической цели явля­ется обеспечение взаимного доверия участников рынка. Формирование и поддержание доверия к рынку - это непрерывный процесс, который является объектом постоянного регулирования. Доверие к рынку может быть достигнуто при ре­ализации следующих мероприятий:

  • обеспечение финансовой устойчивости кредитных организаций как основных участни­ков рынка;
  • принятие комплекса непротиворечивых и конкретных законов и подзаконных актов, спо­собствующих реализации кредитным рынком присущих ему функций, обеспечение выполне­ния этих законов всеми участниками рынка;
  • развитие инфраструктуры кредитного рын­ка, соответствующей поставленным целям и за­дачам на среднесрочную перспективу;
  • спецификация и защита прав собствен­ности как кредитных организаций - продавцов кредитных услуг, так и потребителей кредитных услуг;
  • создание рыночных институтов, сопрово­ждающееся формированием мышления рыноч­ного типа, правил поведения, принятых в усло­виях развитых рынков, готовностью соблюдать законодательство;
  • снижение транзакционных издержек;
  • стимулирование кредитных организаций к участию в кредитовании модернизации произ­водства и инноваций;
  • развитие и поддержание здоровой конку­ренции при наличии равных стартовых условий и прозрачных отношений участников рынка.

Принципы регулирования кредитного рынка. Определение стратегических целей обу­славливает принципы регулирования кредитного рынка, то есть основные требования, в соответ­ствии с которыми строится система регулирова­ния кредитного рынка. К принципам регулирова­ния кредитного рынка следует отнести:

  • принцип государственного контроля, в со­ответствии с которым система регулирования кредитного рынка создается государством в лице уполномоченных органов, которые формируют нормативно-правовую базу, обеспечивают кон­троль исполнения и в необходимых случаях при­нуждение к исполнению установленных требова­ний и обязательств;
  • принцип социальной ответственности кредитных организаций, предполагающий при­оритет в защите интересов населения и других, наименее защищенных участников рынка;
  • принцип равных возможностей, означаю­щий отсутствие преференций для отдельных кре­дитных организаций;
  • принцип единства нормативно-правовой базы, методоврегулирования;
  • принцип метауправления (управления са­мой системой управления), обеспечивающий со­гласованную и эффективную работу подсистем системы управления, четкое распределение ре­гулирующих функций между уполномоченными органами и постоянное развитие самой системы управления в соответствии с требованиями кре­дитного рынка;
  • принцип невмешательства органов регули­рования рынка в рыночные отношения;
  • принцип преемственности в развитии си­стемы регулирования рынка, который заключа­ется в следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики, предо­ставлении возможности адаптации участников рынка к изменению требований регулятора;
  • принцип интеграции российского кредитно­го рынка в мировой означает необходимость учи­тывать тенденции глобализации рынков, исполь­зовать международный опыт при формировании нормативно-правовой базы и методов регулиро­вания кредитного рынка.

На практике регулирование кредитного рын­ка не всегда соответствует приведенным принци­пам. Это относится, прежде всего, к принципам равных возможностей, метауправления и невме­шательства органов регулирования рынка в ры­ночные отношения.

Кредитный рынок разнороден. Его участни­ки занимают различные позиции на рынке, по­этому социально-экономические последствия их банкротства различны. В сложных ситуациях, например во время кризиса, регулирующие ор­ганы, не имея возможности помочь всем участ­никам рынка, помогают крупнейшим, прежде всего тем, в составе учредителей которых име­ются государственные структуры. Таким обра­зом, нарушается принцип равных возможностей в регулировании рынка. Соблюдению данного принципа будут способствовать требования ре­гулятора к проведению крупнейшими банками более консервативной политики. Центральный банк РФ намерен выработать подходы к опре­делению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их дея­тельности с учетом предложений, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору совместно с Советом финансовой стабильности в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соот­ветствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функ­ционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую Базельским комите­том по банковскому надзору и Советом финан­совой стабильности адаптацию предложенных подходов к регулированию деятельности нацио­нальных системно значимых банков [6, с. 30-31].

Следует отметить нарушение принципа ме­тауправления. Отсутствие единого регулятора предполагает создание четкой иерархической си­стемы субъектов регулирования кредитного рын­ка, закрепление за ними функций в отношении всей системы объектов регулирования. Регулято­ры должны вести согласованную работу в соот­ветствии с объективными рыночными законами и закономерностями развития кредитного рынка, подчинять ее стратегическим целям развития национальной экономики. Метауправление не­обходимо строить на основе каталлактического подхода к регулированию кредитного рынка, по­стоянно развивать его с учетом импульсов от ме­няющегося рынка и осуществлять корректирую­щие воздействия на рынок.

С принципом метауправления тесно связан принцип невмешательства органов регулирова­ния рынка в рыночные отношения. Кредитный рынок каждой страны специфичен. Особенности рынка определяются условиями историческо­го развития, менталитетом участников рынка, проводимой экономической политикой и рядом других факторов. Это отражается на участни­ках рынка и отношениях между ними. Защищая участников рынка от мошенничества, принуждая к выполнению договорных отношений, властные регулирующие структуры не должны заниматься так называемым ручным управлением рынком, например искусственно регулировать количество участников рынка, так как это неизбежно будет приводить к искажениям объективных экономи­ческих процессов и тормозить развитие рынка.

Степень вовлечения государственных орга­нов управления в регулирование рыночных от­ношений является предметом детального обсуж­дения для экономистов. На основе различных мнений формируются теории, которые полно­стью или частично реализовывались либо реали­зуются в проводимой различными государствами экономической политике.

Наибольшее распространение получили те­ории, в соответствии с которыми рынку долж­на быть предоставлена максимальная свобода, а регулирующая роль государства максималь­но ограничена, государство рассматривается как «ночной сторож» рыночного хозяйства. На­пример, М. Ротбард утверждал, что «подлинно свободный рынок абсолютно несовместим с на­личием государства - института, позволяюще­го себе «защищать» личность и собственность при одновременном собственном существовании за счет одностороннего насилия над частной соб­ственностью, именуемого «налогообложением». На свободном рынке защита от насилия была бы такой же услугой, как и любая другая, которую можно получить от свободно конкурирующих частных организаций» [7, с. 13].

Оппонентом такой теории стал немецкий экономист Вальтер Ойкен, исследования кото­рого, в частности, показали наличие следующих явлений:

  • Уже на начальной стадии формирования так называемого нерегулируемого рынка были вве­дены строгое право собственности, договорное право, совокупность правовых норм, касающих­ся деятельности компаний, патентное право [5, с. 30]. Таким образом, в экономиках, где рыночные отношения сформировались десятилетия назад, процесс регулирования, включая законотворче­ство, формирование менталитета общества, про­исходил постепенно, в соответствии с развитием рынка, стабилизировался и получал поддержку со стороны следующих поколений.
  • Развитие рынка неизбежно приводит к соз­данию монополий. «Повсеместно существует склонность к созданию монополий - факт, с ко­торым должна считаться любая экономическая политика. Так обстояло дело и во времена ли­беральной экономической политики... <...> Известно много случаев, когда монополист не осуществляет капиталовложения, поскольку отсутствие конкуренции не вынуждает его ра­ционализировать производство: железная дорога с полностью устаревшим вагонным парком, хи­мическая фабрика с оборудованием из добрых старых времен, которое давным-давно было бы обновлено, если бы существовало давление кон­куренции. В таких случаях инвестируется отно­сительно мало, а комбинация средств производ­ства не является оптимальной и не соответствует достигнутому уровню технических знаний. Это означает, что монополия порождает частичное недоинвестирование» [5, с. 84, 91].

В. Ойкен сформулировал государственно-по­литические принципы экономической политики:

  • политика государства должна быть нацеле­на на то, чтобы распустить экономические власт­ные группировки или ограничить их функции;
  • политико-экономическая деятельность го­сударства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулиро­вание экономического процесса.

Таким образом, по мнению В. Ойкена, го­сударству необходимо задавать форму рынка, используя соответствующие правовые рамки, то есть те правила игры, по которым ведется хо­зяйство. Ключевым вопросом является создание конкурентного рынка. Исследования В. Ойкена нашли отражение в конституции ФРГ, которой были закреплены принципы социального рыноч­ного хозяйства, главным из которых был следую­щий: «.. .свободы и конкуренции столько, сколько возможно, регулирования и вмешательства госу­дарства столько, сколько необходимо» [5, с. 429].

Идеям В. Ойкена в той или иной мере со­звучны исследования других экономистов [2, 8], в которых, в частности, были сформулированы экономические функции государства в рыночной экономике:

  • увеличение эффективности за счет борьбы с монополиями;
  • обеспечение равноправия с помощью на­логов и расходов для перераспределения доходов среди определенных групп;
  • поощрение макроэкономической стабиль­ности и ростаэкономики [8, с. 74].

Выдвинутый В. Ойкеном принцип государ­ственного регулирования рынка целесообразно применять при регулировании как российского национального, так и кредитного рынка.

Методы регулирования кредитного рын­ка представляют собой совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения опреде­ленных целей. Среди методов регулирования, которые Банк России применяет как орган непо­средственного регулирования кредитного рынка, можно выделить:

  • методы институционального лицензионно­го регулирования (прямого ограничения);
  • методы нормативно-правового регулирова­ния;
  • методы функционального регулирования;
  • административные методы регулирования.

Методы институционального лицензионного регулирования связаны, прежде всего, с контро­лем вхождения кредитных организаций на ры­нок. Организация лицензирования деятельно­сти кредитных организаций проводится в целях предварительного контроля путем выполнения установленных лицензионных требований к про­фессиональному уровню, компетентности, до­бросовестности и финансовой состоятельности руководителей и учредителей кредитных орга­низаций. В процессе выдачи лицензий на осу­ществление определенных видов деятельности определяется ответственность за нарушения лицензионной дисциплины, обеспечивается кон­троль выполнения требований, обусловленных выданной лицензией, и в случае их нарушения применяются предусмотренные законодатель­ством санкции.

Методы нормативно-правового регулирова­ния - это способ применения юридических норм к отношениям участников кредитного рынка, ко­торый обеспечивается государственным принуж­дением. Методы правового регулирования под­разделяются на императивные и диспозитивные.

Императивный метод - способ властного воздействия на участника общественных от­ношений, урегулированных нормами права. Диспозитивный метод - способ регулирования отношений между участниками, являющими­ся равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегу­лированных нормами права.

Диспозитивный метод включает в себя три способа регулирования общественных отноше­ний:

  • дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;
  • предоставление определенных прав участ­никам общественных отношений, урегулирован­ных нормами права;
  • предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможно­сти выбора варианта своего поведения.

Методы функционального регулирования связаны с необходимостью воздействия на фи­нансовое положение кредитных организаций и качество управления ими. Таким образом, функциональное регулирование направлено на предупреждение финансовой несостоятель­ности объектов регулирования и по этой причине охватывает все аспекты деятельности кредитных организаций с точки зрения их влияния на соб­ственное финансовое положение.

Административные методы регулирования - это прямые указания по поводу необходимости осуществления определенных действий. Адми­нистративные методы регулирования не являют­ся атрибутом регулирования рынка, в том числе кредитного. Однако в условиях несформировав- шегося рынка, отсутствия развитых рыночных институтов оправдано использование данных методов для оперативного регулирования в кри­зисных ситуациях. Например, в условиях кризи­са в ноябре 2009 года более чем 30 банкам были даны рекомендации снизить процентные ставки по депозитам. К банкам, которые данные реко­мендации не выполнили, были применены раз­личные меры воздействия.

В процессе своей деятельности Банк России использует весь арсенал методов регулирова­ния кредитного рынка. Так, принимая решение о государственной регистрации кредитных ор­ганизаций, выдаче лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливая действие лицензий либо отзывая их, Банк России приме­няет метод институционального лицензионного регулирования (прямого ограничения) деятель­ности кредитных организаций. Устанавливая правила проведения банковских операций, осу­ществления расчетов в стране, правила бухгал­терского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, Центральный банк РФ использует методы нормативно-право­вого регулирования. При этом отношения между Банком России и кредитными организациями регулируются императивными методами, а от­ношения кредитных организаций между собой - диспозитивными методами. Для осуществления надзора за деятельностью кредитных организа­ций и банковских групп, организации системы их рефинансирования, регистрации эмиссии цен­ных бумаг кредитными организациями в соот­ветствии с федеральными законами Банк России использует методы функционального регулиро­вания.

Как известно, инструментами регулирования кредитного рынка являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы, установленные Банком России;
  • условия рефинансирования кредитных ор­ганизаций;
  • прямые количественные ограничения.

«Основными направлениями...» предусма­тривается последовательное сокращение пря­мого вмешательства Банка России в процессы формирования ликвидности банковского секто­ра. Политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кре­дитного регулирования. В качестве операционно­го ориентира процентной политики Банк России намерен использовать краткосрочную процент­ную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение дает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредит­ной политики и влияет на средне- и долгосроч­ные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию из­менение спроса на денежные ресурсы в эконо­мике. Решения в области процентной политики Банк России планирует принимать ежемесячно.

Методы регулирования кредитного рын­ка должны соответствовать заявленным целям и принципам, обеспечивая равные условия для развития здоровой конкуренции, ограничи­вая монопольное поведение отдельных участни­ков рынка. По мере создания зрелых формальных и неформальных рыночных институтов основны­ми станут нормативно-правовые методы регули­рования. Ввиду высокой социальной значимости кредитного рынка найдут применение и методы институционального лицензионного и функци­онального регулирования. Применение методов административного регулирования как не со­ответствующих рыночным отношениям долж­но быть ограничено и постепенно прекращено. В рамках нормативно-правового поля импера­тивный метод будет уступать диспозитивному как способу регулирования отношений между равноправными сторонами, самостоятельно ре­шающими вопросы своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Список литературы

1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями на 19 октября 2011 года), глава Х «Банковское регулирование и банковский надзор».

2. Альбер М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998. 296 с.

3. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике / Пер. с нем. М.: Дело ЛТД, 1994. 398 с.

4. Мизес Л., фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Пер. с 3-го испр. англ. изд. А. В. Куряква. Челябинск: Социум, 2005. 878 с.

5. Ойкен В. Основные принципы экономической политики / Пер. с нем.; общ. ред. Л. И. Цедилина, К. Херрманн-Пилата. М.: Прогресс, 1995. 469 с.

6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов // Центральный банк Российской Федерации: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2012(2013-2014).pdf.

7. Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика /Пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. Г. Сапова. Челябинск: Социум, 2010. 417 с.

8. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика / Пер. с англ. М.: Бином, 1997. 800 с.

9. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015г. // Деньги и кредит. 2011. № 5. С. 4–20.

10. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика: Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года // Коммерсантъ. ru: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kommersant.ru/content/pics/doc/doc1753934.pdf.

11. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок / Пер. с англ. О. А. Дмитриевой; под ред. Р. И. Капелюшникова. Челябинск: Социум, 2011. 393 с.


Об авторе

Н. Е. Бровкина
Финансовый университета при Правительстве Российской Федерации
Россия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Банки и  банковский менеджмент»


Рецензия

Для цитирования:


Бровкина Н.Е. КАТАЛЛАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕГУЛИРОВАНИЮ КРЕДИТНОГО РЫНКА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2012;(1):70-76. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-70-76

For citation:


Brovkina N.E. CATALLACTIC APPROACH TO CREDIT MARKET REGULATION. Strategic decisions and risk management. 2012;(1):70-76. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-70-76

Просмотров: 1052


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)