Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

Обзор концепций, лежащих в основе конкурентных преимуществ современных коммерческих авиакомпаний

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-97-101

Аннотация

В статье рассматриваются наиболее известные теории стратегии, бизнес-моделей и конкурентных преимуществ и их применимость к текущему положению в отрасли коммерческих авиаперевозок. Цель статьи – раскрыть основные концепции стратегического управления на примере социально значимой отрасли экономики – гражданской авиации, которая подвержена серьезным рискам, таким как COVID-19 и геополитическая нестабильность. Визуализируются обсуждаемые стратегические концепции и предлагаются идеи для будущих исследований по теме конкурентных преимуществ и стратегии коммерческих авиакомпаний.

Об авторе

П. О. Семенов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия), ООО «Компания БКС» (Москва, Россия)
Россия

Аспирант Высшей школы управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия); руководитель направления «БКС Мир инвестиций», ООО «Компания БКС» (Москва, Россия).

Область научных интересов: стратегический менеджмент, цифровая трансформация, управление цифровыми продуктами.



Список литературы

1. Barney J.B. (1991). Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management, 17(1): 99-120.

2. Barney J.B. (1995). Looking inside for competitive advantage. Academy of Management Executive, 9: 49-61.

3. Doganis R. (2010). Fying of course: Airline economics and marketing. 4th ed. New York, Routledge.

4. Fontanet-Pérez P., Vásquez X., Carou D. (2022). The impact of the COVID-19 crisis on the US airline market: Are current business models equipped for upcoming changes in the air transport sector? Case Studies on Transport Policy, 10: 647-656.

5. Grant R.M. (2018). Contemporary strategy analysis. 10th ed. Hoboken, Wiley & Sons.

6. Hamel G., Prahalad C.K. (1989). Strategic intent. Harvard Business Review, May/June: 63-77.

7. Hamel G., Prahalad C.K. (1993). Strategy as stretch and leverage. Harvard Business Review, March/April: 75-84.

8. Lohmann G., Koo T.T.R. (2013). The airline business model spectrum. Journal of Air Transport Management, 31: 7-9. https://doi.org/10.1016/J.JAIRTRAMAN.2012.10.005.

9. Magdalin A., Bouzaima M. (2021). An empirical investigation of European airline business models: Classification and hybridisation. Journal of Air Transport Management, 93: 102059. https://doi.org/10.1016/j.jairtraman.2021.102059

10. O’Connel J.F., Warnock-Smith D. (2013). An investigation into traveler preferences and acceptance levels of airline ancillary revenues. Journal of Air Transport Management, 33: 12-21. doi: 10.1016/j.jairtraman.2013.06.006.

11. Porter M.E. (1996). What is strategy? Harvard Business Review, 74(6): 61-78.

12. The 2021 yearbook of ancillary revenue (2021). Wisconsin, IdeaWorks Company. https://ideaworkscompany.com/2021-cartrawler-yearbook-of-ancillary-revenue-by-ideaworkscompany-report/.

13. The 2022 yearbook of ancillary revenue (2022). Wisconsin, IdeaWorks Company. https://ideaworkscompany.com/2022-cartrawler-yearbook-of-ancillary-revenue-by-ideaworkscompany-report/.

14. Wittmer A., Mueller R., Bieger T. (2021). Aviation systems. Management of the integrated aviation value chain. 2nd ed. Springer.


Рецензия

Для цитирования:


Семенов П.О. Обзор концепций, лежащих в основе конкурентных преимуществ современных коммерческих авиакомпаний. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2025;16(1):97-101. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-97-101

For citation:


Semenov P.O. Discussion of the concepts underlining the source of competitive advantage of modern commercial airlines. Strategic decisions and risk management. 2025;16(1):97-101. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-97-101

Просмотров: 37


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)