Обзор концепций, лежащих в основе конкурентных преимуществ современных коммерческих авиакомпаний
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-97-101
Аннотация
В статье рассматриваются наиболее известные теории стратегии, бизнес-моделей и конкурентных преимуществ и их применимость к текущему положению в отрасли коммерческих авиаперевозок. Цель статьи – раскрыть основные концепции стратегического управления на примере социально значимой отрасли экономики – гражданской авиации, которая подвержена серьезным рискам, таким как COVID-19 и геополитическая нестабильность. Визуализируются обсуждаемые стратегические концепции и предлагаются идеи для будущих исследований по теме конкурентных преимуществ и стратегии коммерческих авиакомпаний.
Об авторе
П. О. СеменовРоссия
Аспирант Высшей школы управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия); руководитель направления «БКС Мир инвестиций», ООО «Компания БКС» (Москва, Россия).
Область научных интересов: стратегический менеджмент, цифровая трансформация, управление цифровыми продуктами.
Список литературы
1. Barney J.B. (1991). Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management, 17(1): 99-120.
2. Barney J.B. (1995). Looking inside for competitive advantage. Academy of Management Executive, 9: 49-61.
3. Doganis R. (2010). Fying of course: Airline economics and marketing. 4th ed. New York, Routledge.
4. Fontanet-Pérez P., Vásquez X., Carou D. (2022). The impact of the COVID-19 crisis on the US airline market: Are current business models equipped for upcoming changes in the air transport sector? Case Studies on Transport Policy, 10: 647-656.
5. Grant R.M. (2018). Contemporary strategy analysis. 10th ed. Hoboken, Wiley & Sons.
6. Hamel G., Prahalad C.K. (1989). Strategic intent. Harvard Business Review, May/June: 63-77.
7. Hamel G., Prahalad C.K. (1993). Strategy as stretch and leverage. Harvard Business Review, March/April: 75-84.
8. Lohmann G., Koo T.T.R. (2013). The airline business model spectrum. Journal of Air Transport Management, 31: 7-9. https://doi.org/10.1016/J.JAIRTRAMAN.2012.10.005.
9. Magdalin A., Bouzaima M. (2021). An empirical investigation of European airline business models: Classification and hybridisation. Journal of Air Transport Management, 93: 102059. https://doi.org/10.1016/j.jairtraman.2021.102059
10. O’Connel J.F., Warnock-Smith D. (2013). An investigation into traveler preferences and acceptance levels of airline ancillary revenues. Journal of Air Transport Management, 33: 12-21. doi: 10.1016/j.jairtraman.2013.06.006.
11. Porter M.E. (1996). What is strategy? Harvard Business Review, 74(6): 61-78.
12. The 2021 yearbook of ancillary revenue (2021). Wisconsin, IdeaWorks Company. https://ideaworkscompany.com/2021-cartrawler-yearbook-of-ancillary-revenue-by-ideaworkscompany-report/.
13. The 2022 yearbook of ancillary revenue (2022). Wisconsin, IdeaWorks Company. https://ideaworkscompany.com/2022-cartrawler-yearbook-of-ancillary-revenue-by-ideaworkscompany-report/.
14. Wittmer A., Mueller R., Bieger T. (2021). Aviation systems. Management of the integrated aviation value chain. 2nd ed. Springer.
Рецензия
Для цитирования:
Семенов П.О. Обзор концепций, лежащих в основе конкурентных преимуществ современных коммерческих авиакомпаний. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2025;16(1):97-101. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-97-101
For citation:
Semenov P.O. Discussion of the concepts underlining the source of competitive advantage of modern commercial airlines. Strategic decisions and risk management. 2025;16(1):97-101. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-97-101