Стратегическая устойчивость организации и организационные инновации: эмпирическое исследование
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-89-96
Аннотация
Обеспечение стратегической устойчивости организации важно в контексте необходимости развития экономики при меняющейся внешней среде. Наличие значительной доли стратегически устойчивых экономических субъектов обеспечивает в конечном счете развитие национальной экономики. Целью настоящей работы заявлено определение взаимосвязи между стратегической устойчивостью организации и внедрением организационных инноваций. Для ее достижения использованы различные методы, в том числе поиск информации в открытых источниках, проведение глубинных интервью и опроса компаний, а также анализ полученных данных, в частности с помощью современного программного обеспечения. В статье рассматриваются ключевые инструменты обеспечения стратегической устойчивости. В рамках интервью с отраслевыми экспертами были выявлены обобщенные критерии организации, которую можно считать стратегически устойчивой. Новизна исследования состоит в определении взаимосвязи обеспечения стратегической устойчивости организации за счет организационных инноваций. На основе анализа 120 российских компаний из разных отраслей было выявлено, что в большинстве компаний (72%) хоть раз внедрялись организационные инновации, при этом в значительной их доле (38%) процесс внедрения организационных инноваций ведется непрерывно. Организации внедряют организационные инновации для поддержания собственной эффективности, а также для того, чтобы оставаться конкурентоспособными. В некоторых случаях внедрение организационных инноваций может быть естественной реакцией на смену бизнес-модели и/или обновление стратегии организации. В ходе анализа выявлено, что на стратегическую устойчивость организации большее влияние оказывает частота внедрения организационных инноваций, нежели сам факт их внедрения. Большинство стратегически устойчивых компании внедряют организационные инновации чаще, чем стратегически неустойчивые компании. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты можно применять в практической деятельности организаций, также они создают основу для дальнейшего исследования в рамках стратегической устойчивости и организационных инноваций.
Об авторе
Н. В. ЛобанРоссия
Аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия).
Область научных интересов: стратегический менеджмент, трансформация бизнеса и развитие систем управления, стратегическая устойчивость организаций.
Список литературы
1. Вахромов Е.Н., Маркарян Д.Ю. (2008). Оценка устойчивого развития и функционирования предприятия: факторы, критерии, особенности. Нефтегазовые технологии и экологическая безопасность, 4: 45.
2. Гильмуллина Р.М. (2016). Оценка стратегической устойчивости организации. Молодежь и наука, 6: 82–87.
3. Григорьева С.В. (2013). Оценка стратегической устойчивости в развитии предприятия. Вопросы экономики и права, 57: 33–37.
4. Гридчина А. В. (2015). Управление стратегической устойчивостью корпораций топливно-энергетического комплекса в условиях трансформации. Известия МГТУ МАМИ, 5, 3(25): 60–64.
5. Дудин М.Н., Лясников Н.В. (2009). Обеспечение стратегической устойчивости предпринимательских структур в условиях экономического кризиса. Путеводитель предпринимателя, 4-5: 74–85.
6. Кузьменко И.П., Кирпанев В.П. (2011). Адаптивное управление как инструмент повышения устойчивости хозяйствующих субъектов. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 1.
7. Мещеряков И.Г. (2012). Типизация организационных инноваций как основа для их разработки и внедрения в систему управления компанией. ЭВР, 4(34): 84–86.
8. Рычихина Н.С. (2008). Реструктуризация как инструмент достижения стратегической устойчивости предприятия. Экономический анализ: теория и практика, 10(115): 57–62.
9. Талеб Н.Н. (2014). Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. Пер. с англ. Н. Караева. Москва, Азбука-Аттикус.
10. Тихомиров Е.А. (2020). Анализ операционной устойчивости организации. Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова, 5(113): 143–148.
11. Трапезников С.И. (2010). Развитие бизнес-моделей компаний: организационные инновации. Сибирская финансовая школа, 1(78): 115–118.
12. Цибарева М.Е (2011). Оценка стратегической устойчивости промышленных предприятий в экономике посткризисного периода. Аудит и финансовый анализ, 1: 170–174.
13. Чотчаев М.М. (2011). Устойчивость предприятия: как измерить? Критерии устойчивости предпринимательской деятельности в условиях мировой экономической рецессии. Российское предпринимательство, 1(2): 57–61.
14. Шумпетер Й. (2024). Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. Москва, Ленанд.
15. Яшин Н.С., Григорян Е.С. (2015). Методология стратегической устойчивости предприятия. Промышленность: экономика, управление, технологии, 1(55): 18–22.
16. Colberg T. (2022). Strategic resilience: A systematic review of leading literature. Journal of Business Management, 20.
17. Erol O., Henry D., Sauser B., Mansouri M. (2010). Perspectives on measuring enterprise resilience. In: IEEE International Systems Conference, 2010: 587–592.
18. Guest G., Bunce A., Johnson L. (2006) How many interviews are enough? Field Methods, 1: 59–82.
19. Hepfer M., Lawrence T.B. (2022). The heterogeneity of organizational resilience: Exploring functional, operational and strategic resilience. Organization Theory, 1.
20. Oslo Manual (2018). Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition. OECD. https://www.oecd.org/en/publications/oslo-manual-2018_9789264304604-en.html.
21. Välikangas L., Romme G. (2012). How to design for strategic resilience: A case study in retailing. Journal of Organization Design, 1(2): 44–53.
Рецензия
Для цитирования:
Лобан Н.В. Стратегическая устойчивость организации и организационные инновации: эмпирическое исследование. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2025;16(1):89-96. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-89-96
For citation:
Loban N.V. Strategic sustainability of an organisation and organisational innovation: Аn empirical study. Strategic decisions and risk management. 2025;16(1):89-96. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-89-96