Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

Влияние цифровизации на увеличение хрупкости системы (на примере проекта «Цифровая дорога»)

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-47-54

Аннотация

Сегодня цифровизация рассматривается как инструмент, способный значительно повысить эффективность всех производственных процессов. Действительно, с ее помощью достигнуты значимые успехи во многих областях, вследствие чего процесс цифровизации приобретает тотальный характер. Однако в тени остаются возникающие при этом качественно новые риски.

Целью статьи является исследование того влияния, которое оказывает цифровизация на хрупкость социально-технических систем на примере грузового транспорта. Создание цифровой дороги, как ожидается, радикально улучшит систему перевозки грузов. Однако с появлением технологий удаленного управления производственным процессом у основного заказчика услуг по перевозке – добывающей и обрабатывающей промышленности – могут произойти кардинальные изменения.

По мнению автора, наиболее пригодны для цифровизации рутинные, повторяющиеся виды деятельности, а новации и неопределенность, напротив, препятствуют ей. Максимальный уровень неопределенности связан с социальными и природными факторами, которые определяют потолок для процесса оцифровки производственной деятельности.

Опыт применения цифровых инструментов в разных сферах говорит о том, что следствием этого процесса является унификация, усиление степени монополизации рынков, уменьшение разнообразия и доминирование только одного технологического решения для типовых ситуаций. По этим причинам снижается адаптивность производственной системы и увеличивается ее хрупкость с точки зрения социальных и природных рисков. В статье выдвинуто предположение, что в сфере транспорта хрупкость будет купирована с помощью разнообразия способов перевозки, которое окажется востребованным после перехода добывающей и обрабатывающей промышленностей на полностью безлюдные технологии и технологии удаленного управления.

Об авторе

И. В. Анохов
НИИ железнодорожного транспорта (Москва, Россия)
Россия

Кандидат экономических наук, доцент, научно-издательский отдел, Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (Россия, Москва). Author ID: 260787; SPIN: 1444-3259; ORCID: 0000-0002-5983-2982; Researcher ID: AAF 9428 2020; Scopus Author ID: 57200941618.

Область научных интересов: цифровизация, экономические интересы, теория фирмы, транспорт.



Список литературы

1. Андреев К.Ю., Павлов А.В. (2015). Человеческий фактор в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в сфере транспортной инфраструктуры. Вопросы российского и международного права, 10: 170–181.

2. Галазова С.С. (2023). Цифровые экосистемы банков: сравнительный анализ и регулирование конкуренции в России. Journal of New Economy, 24(4): 82–106.

3. Ермаков С.В. (2016). Превентивное регулирование человеческого фактора в морском судовождении. Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, 5: 39–50. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-5-39-50.

4. Иващенко Н.П., Шаститко А.Е., Шпакова А.А. (2019). Смарт-контракты в свете новой институциональной экономической теории. Журнал институциональных исследований, 11(3): 64–83.

5. Клейнер Г.Б. (2020). Интеллектуальная экономика цифрового века. Экономика и математические методы, 56(1): 18–33. DOI: 10.31857/S042473880008562-7.

6. Климов С.Н., Леженкина Т.И. (2006). «Человеческий фактор» в зоне проблем обеспечения безопасности в ОАО «Российские железные дороги» как основа транспортного бизнеса в XXI веке. Наука и техника транспорта, 3: 14–18.

7. Кондаков А.М., Костылева А.А. (2019). Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования, 16(3): 207–218.

8. Куприенко А.Н., Грефенштейн А.П. (2023). Анализ аварийности с участием грузовых автомобилей. Техника и технология транспорта, 2(29).

9. Плотников В.А. (2020). Цифровизация как закономерный этап эволюции экономической системы. Экономическое возрождение России, 2(64): 104–115.

10. Суконников Г.В. (2022). О цифровой трансформации ОАО РЖД. Экономика железных дорог, 8: 30–38.

11. Тагаров Б.Ж. (2023). Повышение информационной прозрачности бизнес-среды как ключевое преимущество цифровой экосистемы. Вестник Алтайской академии экономики и права, 4–1: 122–126.

12. Ценжарик М. К., Крылова Ю. В., Стешенко В. И. (2020). Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели. Вестник СПбГУ. Экономика, 36(3): 390–420. https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.303.

13. Gerson A. (2023). Stranding of the mega-ship Ever Given in the Suez Canal: Causes, consequences, and lessons to be learned. In: Lutmar C., Rubinovitz Z. (eds.). The Suez Canal: Past lessons and future challenges. Cham, Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-031-15670-0_12.

14. Rakha A., El‑Aasar K. (2024). The impact of the belt and road initiative on the Suez Canal cargo trade. Journal of Shipping and Trade, 9: 9. https://doi.org/10.1186/s41072-024-00167-y.


Рецензия

Для цитирования:


Анохов И.В. Влияние цифровизации на увеличение хрупкости системы (на примере проекта «Цифровая дорога»). Стратегические решения и риск-менеджмент. 2025;16(1):47-54. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-47-54

For citation:


Anokhov I.V. Impact of digitalisation on increasing the fragility of the system (on the example of ‘Digital Road’ project). Strategic decisions and risk management. 2025;16(1):47-54. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-47-54

Просмотров: 51


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)