Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

Взаимосвязь инноваций и системы управления знаниями: обоснование и классификация инноваций, основанных на знаниях

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-35-46

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли знаний в инновационном процессе и рассматривает создание знаний как ключевой фактор для успешных инноваций. Современные экономические условия подчеркивают важность знаний как основного ресурса, создающего уникальные конкурентные

преимущества. Исследуется взаимосвязь между инновациями и процессом создания знаний, который зачастую игнорируется или недооценивается. Представлены различные подходы к определению и классификации инноваций и моделей создания знаний, в том числе авторский подход к классификации инноваций исходя из создания знаний и создания инноваций. Сформированная классификация инноваций, основанных на знаниях, включает три аспекта знаний: тип знаний по уровню новизны (совершенно новое знание или использование уже имеющихся знаний), создание знаний (рыночное знание или эмпирическое), характеристика знаний (явное или неявное). Эмпирическое исследование инноваций, основанных на знаниях, позволило дополнить представленный подход к классификации, введя информацию об источнике получения знаний для создания инноваций как важную характеристику для менеджеров компаний. Сделан вывод о важности создания и интеграции знаний для успешного внедрения инноваций.

Об авторах

Н. В. Линдер
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия), АО «Гознак» (Москва, Россия)
Россия
Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры стратегического и инновационногоразвития, факультет «Высшая школа управления», Финансовый университет при ПравительствеРоссийской Федерации (Москва, Россия); начальник управления маркетинга АО «Гознак» (Москва,Россия). ORCID: 0000-0002-4724-2344.Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, формированиестратегии развития промышленных компаний в условиях четвертой промышленной революции,инновации и трансформация бизнес-моделей, динамика и развитие электронного бизнеса,стратегии развития компаний энергетического сектора в условиях четвертой промышленнойреволюции, стратегии выхода российских компаний на международные рынки.


П. Д. Сережин
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия), ООО «Бутик-Отель» (Москва, Россия)
Россия
Стажер-исследователь, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации(Москва, Россия); генеральный директор, ООО «Бутик-Отель» (Москва, Россия).Область научных интересов: внедрение инноваций и их влияние на эффективность деятельностикомпаний, деятельность малого и среднего бизнеса, инновации, основанные на знаниях, ихтипология, управление знаниями в организациях.


Список литературы

1. Линдер Н.В. (2021). Трансформация инновационного поведения российских промышленных предприятий в условиях четвертой промышленной революции: дис. … д.э.н. Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

2. Abernathy W.J., Clark K.B. (1985). Innovation: Mapping the winds of creative destruction. Research Policy, 14(1): 3–22.

3. Afuah A. (2023). Redefining firm boundaries in the face of the internet: Аre firms really shrinking? Academy of Management Review, 28(1): 34–53.

4. Ahlskog M., Bruch J., Jackson M. (2017). Knowledge integration in manufacturing technology development. Journal of Manufacturing Technology Management, 28(8): 1035–1054.

5. Botega L.F.D.C., Da Silva J.C. (2020). An artificial intelligence approach to support knowledge management on the selection of creativity and innovation techniques. Journal of Knowledge Management, 24(5): 1107–1130.

6. Chandy R.K., Tellis G.J. (1998). Organizing for radical product innovation: The overlooked role of willingness to cannibalize. Journal of Marketing Research, 35(4): 474–487.

7. Dewar R.D., Dutton J.E. (1986). The adoption of radical and incremental innovations: An empirical analysis. Management Science, 32(11): 1422–1433.

8. Drucker P.F. (1985). Innovation and entrepreneurship. New York, Harper & Row Publishers.

9. Fischer G. (2001). Communities of interest: Learning through the interaction of multiple knowledge systems. In: Proceedings of the 24th IRIS Conference. Bergen, Department of Information Science, 1: 1–13.

10. Frascati Manual (2015). A summary of the Frascati manual. Main definitions and conventions for the measurement of research and experimental development (R&D). OCDE/GD(94)84. http://www.oecd.org/document/6/0,2340,en_2649_34451_33828550_1_1_1_1,00.html.

11. Garcia R., Calantone R. (2002). A critical look at technological innovation typology and innovativeness terminology: А literature review. Journal of Product Innovation Management: 19(2): 110–132.

12. Hagedorn T.J., Krishnamurty S., Grosse I.R. (2018). A knowledge-based method for innovative design for additive manufacturing supported by modular ontologies. Journal of Computing and Information Science in Engineering, 18(2): 021009.

13. Henderson R.M., Clark K.B. (1990). Architectural innovation: The reconfiguration of existing product technologies and the failure of established firms. Administrative Science Quarterly, 35(1): 9–30.

14. Liu Q., Wang K., Li Y., Chen C., Li W. (2022). A novel function-structure concept network construction and analysis method for a smart product design system. Advanced Engineering Informatics, 51: 101502.

15. Liu Q., Zhang J., Fang P., Shi Q., Liu X., Li D. (2025). Knowledge management for product innovation design based on dual-layer concept network. International Journal of Modern Physics, C: 2442010.

16. McDermott C.M., O’Connor G.C. (2002). Managing radical innovation: An overview of emergent strategy issues. Journal of Product Innovation Management: 19(6): 424–438.

17. Nonaka I. (1994). A dynamic theory of organizational knowledge creation. Organization Science, 5(1): 14–37.

18. Nonaka I., Nishiguchi T. (2001). Knowledge emergence: Social, technical, and evolutionary dimensions of knowledge creation. Oxford, Oxford University Press.

19. Nonaka I., Takeuchi H. (1995).The knowledge-creating company. Oxford, Oxford University Press.

20. Oslo Manual (2018). The measurement of scientific and technological activities. Proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data. European Commission. http://www.oecd.org/ dataoecd/35/61/2367580.pdf.

21. Pedersen C.Ø., Dalum B. (2004). Incremental versus radical change – The case of the digital North Denmark program. Paper presented at 10th International Schumpeter Society Conference 2004, 9–12 Juni. Milano, Bocconi University.

22. Polanyi M. (1967). Sense-giving and sense-reading. Philosophy, 42(162): 301–325.

23. Porter, M. E. (1985). Technology and competitive advantage. Journal of Business Strategy, 5(3) 60–78.

24. Rogers E.M., Williams D. (1983). Diffusion of innovations. Glencoe, IL, The Free Press.

25. Tushman M.L., Anderson, P., & O’Reilly, C. (1997). Technology cycles innovation streams and ambidextrous organisations. In: Managing strategic innovation and change: A collection of readings. New York, Oxford University Press.

26. Urabe K. (1988). Innovation and the Japanese management system. In: Urabe K., Child J., Kagono T. (eds.). Innovation and management international comparisons. Berlin, Walter de Gruyter.

27. Utterback J.M. (1994). One point of view: Radical innovation and corporate regeneration. Research-Technology Management, 37(4): 10.

28. Yang J., Quan H., Zeng Y. (2022). Knowledge: The good, the bad, and the ways for designer creativity. Journal of Engineering Design, 33(12): 945–968.

29. Zack M. (1998). What knowledge-problems can information technology help to solve? AMCIS 1998 Proceedings, 216.

30. Zhang C., Kordestani H., Shadabfar M. (2023). A combined review of vibration control strategies for high-speed trains and railway infrastructures: Challenges and solutions. Journal of Low Frequency Noise, Vibration and Active Control, 42(1): 272–291


Рецензия

Для цитирования:


Линдер Н.В., Сережин П.Д. Взаимосвязь инноваций и системы управления знаниями: обоснование и классификация инноваций, основанных на знаниях. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2025;16(1):35-46. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-35-46

For citation:


Linder N.V., Serezhin P.D. The interrelation between innovations and knowledge management systems: Justification and classification of knowledge-based innovations. Strategic decisions and risk management. 2025;16(1):35-46. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-1-35-46

Просмотров: 51


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)