Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ВЫХОД РОССИЙСКИХ МСП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ВЗАИМОСВЯЗИ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ПАРАМЕТРАМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-260-269

Аннотация

В статье описываются стратегии принятия решений российскими малыми и средними предприятиями при выходе на внешние рынки, а также анализируются факторы и условия, влияющие на эффективность их экспортной деятельности. Основное внимание уделяется анализу внутренних и внешних факторов, включая такие, как санкционные ограничения, доступ к финансовым ресурсам, производственные возможности, маркетинговые компетенции, цифровые технологии и др. Обсуждаются различные подходы к анализу факторов и условий, в том числе модель быстрого старта, традиционную модель выхода и стратегии захвата рубежей и экспансии. Также рассматриваются методы оценки эффективности экспортной деятельности, в частности количественные и качественные. В результате формируется ландшафт качественных моделей взаимосвязи между факторами и условиями работы и эффективностью деятельности российских экспортно ориентированных МСП, включающий четыре основные модели. 

Об авторе

Т. А. Гилева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)
Россия

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-2429-2779. 

Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, включая формирование стратегии развития производственных компаний в цифровой среде, развитие инновационных экосистем. 



Список литературы

1. Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания (2023): доклад к XXIV Ясинской (апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М., ИД ВШЭ.

2. Береза Н.В., Береза А.Н. (2022). Построение когнитивных карт на основе анализа нечетких лингвистических оценок. Цифровая экономика, 4(20): 19–25.

3. Богуславская Е. (2023). Концептуальное сравнение подходов к разработке моделей интернационализации. Финансовые рынки и банки, 5: 10–14.

4. Бодягин О.В., Баланова М.М. (2019). Особенности интернационализации платформенных компаний в контексте классических теорий международного бизнеса. Финансовые исследования, 6: 134–142.

5. Будкова С.В. (2015). Факторы, определяющие развитие экспортно ориентированных малых и средних предприятий. Социально-экономические явления и процессы, 10(6): 24–29.

6. Бурцева Т.А. (2021). Оценка влияния факторов на эффективность деятельности предприятия на основе дисперсионного анализа. Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление, 4: 76–85.

7. Волкова А.И., Карачев И.А. (2016). Факторы роста экспортного потенциала малого инновационного предприятия. Финансы: теория и практика, 20(6): 31–38.

8. Воскресенский В.Ю. (2024). О цифровой трансформации мировой экономики. Российский внешнеэкономический вестник, 3: 67–75.

9. Глебкова И.Ю., Качанова Н.Н. (2015). Факторный анализ показателей внешней торговли. Евразийский союз ученых, 2(11): 56–59.

10. Долгов С.И., Конина Н.Ю., Савинов Ю.А. (2023). Стратегия выхода экспортеров на рынки стран Азии. Российский внешнеэкономический вестник, 8: 7–21.

11. Иванов М.В. (2023). Влияние масштабных санкций на коммерческую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Управленческий учет, 9: 28–33.

12. Каталевский Д.Ю. (2015). Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении. М., Дело.

13. Королева Е.А. (2023). Экстерналии политики санкционного давления и ее последствия для развития российского малого и среднего бизнеса. Russian Journal of Economics and Law, 17(3): 515–531.

14. Кочемасова Е.Ю. (2018). Причинно-следственный анализ как инструмент стратегического планирования. Инновации, 4: 36–42.

15. Мазилов Е.А. (2015). Экспортный потенциал малых и средних предприятий. Проблемы развития территории, 5: 26–35.

16. Малышева Е.В. (2019). Развитие экспортного потенциала малых и средних предприятий как источник роста несырьевого неэнергетического экспорта РФ. Российский внешнеэкономический вестник, 8: 7–17.

17. Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли (2023): междунар. докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М., ИД ВШЭ.

18. Репникова В.М., Дмитриева А.С. (2024). Санкционное давление как фактор развития малого и среднего предпринимательства. Экономика, предпринимательство и право, 1(3): 671–680.

19. Спартак А.Н. (2023). Переформатирование международного экономического сотрудничества России в условиях санкций и новых вызовов. Российский внешнеэкономический вестник, 4: 9–35.

20. Сухих Д.Г., Кац В.М. (2015). Методики оценки экспортного потенциала предприятия. Российский опыт. Вестник науки Сибири, 2: 62–75.

21. Calheiros-Lobo N., Ferreira J.V., Au-Yong-Oliveira M. (2023). SME internationalization and export performance: A systematic review with bibliometric analysis. Sustainability, 15(11): 8473.

22. Dabić M., Maley J., Dana L.P. (2020). Pathways of SME internationalization: А bibliometric and systematic review. Small Business Economics, 55: 705725.

23. Denicolai S., Zucchella А., Magnani G. (2021). Internationalization, digitalization, and sustainability: Are SMEs ready? A survey of synergies and substituting effects among growth paths. Technological Forecasting and Social Change, 166: 120–135.

24. Elsharnouby T.H., Elbanna S., Farha A.A., Mauji N. (2024). Exploring critical internal enablers to SMEs export performance. Humanities and Social Sciences Communications, 11: 428.

25. Faruk O., Subudhi R.N. (2019). Export performance of SMEs: A review of firm-level controllable determinants. KIIT Journal of Management, 15(1–2): 112–126.

26. Haddoud M.Y., Onjewu A.E., Nowiński W., Jones P. (2021). The determinants of SMEs’ export entry: A systematic review of the literature. Journal of Business Research, 125: 262–278.

27. Higón A., Bonvin D. (2024). Digitalization and trade participation of SMEs. Small Business Economics, 62: 857-877.

28. Imran M., Aziz A., Abdul Hamid S.N. (2017). Determinants of SME export performance. International Journal of Data and Network, 1: 39–58.

29. Jean R-J., Kim D. (2020). Internet and SMEs’ internationalization: The role of platform and website. Journal of International Management, 26(1): 100690.

30. Kalinic I., Brouthers K.D. (2022). Entrepreneurial orientation, export channel selection, and export performance of SMEs. International Business Review, 31(1): 101901.

31. Kasema R. (2023). Key factors influencing the export performance of SMEs in Rwanda: evidence from the non-traditional export sector. Asia Pacific Journal of Innovation and Entrepreneurship, 17(1): 64–78.

32. Knight G., Oystein M., Madsen T.K. (2020). Antecedents to differentiation strategy in the exporting SME. International Business Review, 29(6): 101740.

33. Obadia C., Vida I. (2024). Export marketing strategy and performance: A focus on SMEs promotion. International Business Review, 33(2): 102229.

34. Rosyidah U., Sudarmiatin S., Sumarsono H. (2023). Digitalization and internationalization of SMEs: A systematic literature review. Journal of Enterprise and Development, 5(3): 479–499.

35. Zhang W. (2024). How SMEs develop international markets. Frontiers in Business, Economics and Management, 13(2): 10–14.


Рецензия

Для цитирования:


Гилева Т.А. ВЫХОД РОССИЙСКИХ МСП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ВЗАИМОСВЯЗИ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ПАРАМЕТРАМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2024;15(3):260-269. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-260-269

For citation:


Gileva T.A. INTEGRATED APPROACH TO ANALYSING THE RELATIONSHIP BETWEEN FACTORS, WORKING CONDITIONS, AND PERFORMANCE INDICATORS IN THE FOREIGN MARKET ENTRY OF RUSSIAN SMES. Strategic decisions and risk management. 2024;15(3):260-269. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-260-269

Просмотров: 233


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)