ВЫХОД РОССИЙСКИХ МСП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ВЗАИМОСВЯЗИ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ПАРАМЕТРАМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-260-269
Аннотация
В статье описываются стратегии принятия решений российскими малыми и средними предприятиями при выходе на внешние рынки, а также анализируются факторы и условия, влияющие на эффективность их экспортной деятельности. Основное внимание уделяется анализу внутренних и внешних факторов, включая такие, как санкционные ограничения, доступ к финансовым ресурсам, производственные возможности, маркетинговые компетенции, цифровые технологии и др. Обсуждаются различные подходы к анализу факторов и условий, в том числе модель быстрого старта, традиционную модель выхода и стратегии захвата рубежей и экспансии. Также рассматриваются методы оценки эффективности экспортной деятельности, в частности количественные и качественные. В результате формируется ландшафт качественных моделей взаимосвязи между факторами и условиями работы и эффективностью деятельности российских экспортно ориентированных МСП, включающий четыре основные модели.
Об авторе
Т. А. ГилеваРоссия
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-2429-2779.
Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, включая формирование стратегии развития производственных компаний в цифровой среде, развитие инновационных экосистем.
Список литературы
1. Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания (2023): доклад к XXIV Ясинской (апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М., ИД ВШЭ.
2. Береза Н.В., Береза А.Н. (2022). Построение когнитивных карт на основе анализа нечетких лингвистических оценок. Цифровая экономика, 4(20): 19–25.
3. Богуславская Е. (2023). Концептуальное сравнение подходов к разработке моделей интернационализации. Финансовые рынки и банки, 5: 10–14.
4. Бодягин О.В., Баланова М.М. (2019). Особенности интернационализации платформенных компаний в контексте классических теорий международного бизнеса. Финансовые исследования, 6: 134–142.
5. Будкова С.В. (2015). Факторы, определяющие развитие экспортно ориентированных малых и средних предприятий. Социально-экономические явления и процессы, 10(6): 24–29.
6. Бурцева Т.А. (2021). Оценка влияния факторов на эффективность деятельности предприятия на основе дисперсионного анализа. Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление, 4: 76–85.
7. Волкова А.И., Карачев И.А. (2016). Факторы роста экспортного потенциала малого инновационного предприятия. Финансы: теория и практика, 20(6): 31–38.
8. Воскресенский В.Ю. (2024). О цифровой трансформации мировой экономики. Российский внешнеэкономический вестник, 3: 67–75.
9. Глебкова И.Ю., Качанова Н.Н. (2015). Факторный анализ показателей внешней торговли. Евразийский союз ученых, 2(11): 56–59.
10. Долгов С.И., Конина Н.Ю., Савинов Ю.А. (2023). Стратегия выхода экспортеров на рынки стран Азии. Российский внешнеэкономический вестник, 8: 7–21.
11. Иванов М.В. (2023). Влияние масштабных санкций на коммерческую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Управленческий учет, 9: 28–33.
12. Каталевский Д.Ю. (2015). Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении. М., Дело.
13. Королева Е.А. (2023). Экстерналии политики санкционного давления и ее последствия для развития российского малого и среднего бизнеса. Russian Journal of Economics and Law, 17(3): 515–531.
14. Кочемасова Е.Ю. (2018). Причинно-следственный анализ как инструмент стратегического планирования. Инновации, 4: 36–42.
15. Мазилов Е.А. (2015). Экспортный потенциал малых и средних предприятий. Проблемы развития территории, 5: 26–35.
16. Малышева Е.В. (2019). Развитие экспортного потенциала малых и средних предприятий как источник роста несырьевого неэнергетического экспорта РФ. Российский внешнеэкономический вестник, 8: 7–17.
17. Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли (2023): междунар. докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М., ИД ВШЭ.
18. Репникова В.М., Дмитриева А.С. (2024). Санкционное давление как фактор развития малого и среднего предпринимательства. Экономика, предпринимательство и право, 1(3): 671–680.
19. Спартак А.Н. (2023). Переформатирование международного экономического сотрудничества России в условиях санкций и новых вызовов. Российский внешнеэкономический вестник, 4: 9–35.
20. Сухих Д.Г., Кац В.М. (2015). Методики оценки экспортного потенциала предприятия. Российский опыт. Вестник науки Сибири, 2: 62–75.
21. Calheiros-Lobo N., Ferreira J.V., Au-Yong-Oliveira M. (2023). SME internationalization and export performance: A systematic review with bibliometric analysis. Sustainability, 15(11): 8473.
22. Dabić M., Maley J., Dana L.P. (2020). Pathways of SME internationalization: А bibliometric and systematic review. Small Business Economics, 55: 705725.
23. Denicolai S., Zucchella А., Magnani G. (2021). Internationalization, digitalization, and sustainability: Are SMEs ready? A survey of synergies and substituting effects among growth paths. Technological Forecasting and Social Change, 166: 120–135.
24. Elsharnouby T.H., Elbanna S., Farha A.A., Mauji N. (2024). Exploring critical internal enablers to SMEs export performance. Humanities and Social Sciences Communications, 11: 428.
25. Faruk O., Subudhi R.N. (2019). Export performance of SMEs: A review of firm-level controllable determinants. KIIT Journal of Management, 15(1–2): 112–126.
26. Haddoud M.Y., Onjewu A.E., Nowiński W., Jones P. (2021). The determinants of SMEs’ export entry: A systematic review of the literature. Journal of Business Research, 125: 262–278.
27. Higón A., Bonvin D. (2024). Digitalization and trade participation of SMEs. Small Business Economics, 62: 857-877.
28. Imran M., Aziz A., Abdul Hamid S.N. (2017). Determinants of SME export performance. International Journal of Data and Network, 1: 39–58.
29. Jean R-J., Kim D. (2020). Internet and SMEs’ internationalization: The role of platform and website. Journal of International Management, 26(1): 100690.
30. Kalinic I., Brouthers K.D. (2022). Entrepreneurial orientation, export channel selection, and export performance of SMEs. International Business Review, 31(1): 101901.
31. Kasema R. (2023). Key factors influencing the export performance of SMEs in Rwanda: evidence from the non-traditional export sector. Asia Pacific Journal of Innovation and Entrepreneurship, 17(1): 64–78.
32. Knight G., Oystein M., Madsen T.K. (2020). Antecedents to differentiation strategy in the exporting SME. International Business Review, 29(6): 101740.
33. Obadia C., Vida I. (2024). Export marketing strategy and performance: A focus on SMEs promotion. International Business Review, 33(2): 102229.
34. Rosyidah U., Sudarmiatin S., Sumarsono H. (2023). Digitalization and internationalization of SMEs: A systematic literature review. Journal of Enterprise and Development, 5(3): 479–499.
35. Zhang W. (2024). How SMEs develop international markets. Frontiers in Business, Economics and Management, 13(2): 10–14.
Рецензия
Для цитирования:
Гилева Т.А. ВЫХОД РОССИЙСКИХ МСП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ВЗАИМОСВЯЗИ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ПАРАМЕТРАМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2024;15(3):260-269. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-260-269
For citation:
Gileva T.A. INTEGRATED APPROACH TO ANALYSING THE RELATIONSHIP BETWEEN FACTORS, WORKING CONDITIONS, AND PERFORMANCE INDICATORS IN THE FOREIGN MARKET ENTRY OF RUSSIAN SMES. Strategic decisions and risk management. 2024;15(3):260-269. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-260-269