ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-226-236
Аннотация
В переходной экономике становятся актуальными вопросы реформирования транспортной системы и преодоления обостряющихся проблем управления отраслью. Казалось бы, технологический прогресс и цифровая трансформация бизнес-процессов должны упрощать алгоритм действий в вопросах управления. Но, как показывает практика, в этот период возникают новые условия функционирования отрасли (появление новых видов транспорта или их модификация) и элементы транспортной системы претерпевают изменения. Более серьезной проблемой авторы считают непредсказуемость действий зарубежных партнеров в отношении исключительных прав на программное обеспечение (ПО), используемое компаниями отрасли «Транспорт и логистика». Цель исследования – разработка модели оценки стоимости риска внезапного перехода компании на отечественное ПО и ее апробация на материалах компаний транспортно-логистической отрасли Алтайского края. Исследование проведено в контексте тенденций цифровой трансформации транспортной системы, выявления факторов и видов риска и оценки их влияния на информационно-технологический ландшафт транспортных компаний в условиях санкционных ограничений. Полученные результаты подтверждают целесообразность подготовки участников отрасли к переходу на отечественное ПО и минимизацию потенциальных рисков. Внезапное замещение ПО с большей долей вероятности приведет к серьезным финансовым потерям компаний, чем планомерные действия, не препятствующие бизнес-процессам и коммуникациям с партнерами и государственными институтами. Практическая значимость предложенной модели оценки риска заключается в возможности ее применения при принятии управленческих решений по цифровизации бизнес-процессов и переходе на отечественное ПО без отраслевых ограничений и масштабов работы компании.
Ключевые слова
Об авторах
Т. А. РудаковаРоссия
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (Барнаул, Россия); доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). ORCID: 0000-0002-8735-7058.
Область научных интересов: цифровые финансы, экономическая безопасность, управление рисками, учетно-аналитические аспекты банкротства, достоверность учетно-отчетной информации, риски реального сектора экономики.
О. Ю. Рудакова
Россия
Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, организации бизнеса и инноваций, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия), ORCID: 0000-0001-9714-2483.
Область научных интересов: антикризисное управление, управление изменениями и развитием, экономическая безопасность, управленческий консалтинг, инновации.
Список литературы
1. Акбарова Л.У., Шоназарова Н.Б. (2023). Особенности цифровой трансформации транспортной системы в современных условиях. ORIENSS, 9: 714−722.
2. Альметова З.В. (2012) Интеграция грузопотоков в транзитных транспортных узлах. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 44(303): 180−182.
3. Альметова З.В., Ларин О.Н. (2014). Методические принципы формализации транзитных сообщений. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 4: 159−163.
4. Бердышева Ю.А., Жаркова Е.А. (2019). Особенности цифровизации железнодорожного транспорта. Транспортное дело России, 4: 43−44.
5. Воронина Е. П. (2017). Транспортное освоение арктических территорий: стратегические задачи и анализ рисков. Арктика: экология и экономика, 3(27): 61−68.
6. Ерофеев А.А. (2017). Интеллектуальное управление перевозочным процессом. Железнодорожный транспорт, 4: 74−77.
7. Крылов П.М. (2017). Роль транспортной инфраструктуры в устойчивом развитии и территориальном планировании региона (транспортно-географический аспект). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки, 2: 50−58.
8. Лапидус Б.М. (2018). Влияние цифровизации и индустрии 4.0 на развитие экосистемы железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт, 3: 28–33.
9. Мачерет Д.А., Ледней А.Ю. (2018). Стратегическое развитие транспортной инфраструктуры: достижения, проблемы, перспективы. Экономика железных дорог, 9: 13−21.
10. Машакина Н.А., Велиев А.Е. (2020). Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в мире. ЦИТИСЕ, 1(23): 290−299.
11. Михальчук Н. Л. (2019). О направлениях цифровой трансформации в локомотивном комплексе. Железнодорожный транспорт, 5: 35−38.
12. Поморцев В. А. (2019). Информатизация локомотивного комплекса в рамках концепции «Цифровая железная дорога». Вестник СамГУПС, 1 (43): 118−123.
13. Чернышева Н. В. (2020). Транспортная система региона: состав и роль в пространственном развитии. Экономический журнал, 1(57): 39−48.
14. Chen C.-L., Vickerman R. (2017). Can transport infrastructure change regions’ economic fortunes? Some evidence from Europe and China. Regional Studies, 51(1): 144−160.
15. Glaeser E.L., Kohlhase J.E. (2004). Cities, regions and the decline of transport costs. Papers in Regional Science, 83(1): 197−228.
16. Guzman L.A., Oviedo D., Rivera C. (2017). Assessing equity in transport accessibility to work and study: The Bogotá region. Journal of Transport Geography, 58(C): 236–246.
17. Jakimavičius M., Burinskienė M. (2007). Automobile transport system analysis and ranking in Lithuanian administrative regions. Transport, 3: 214–220.
Рецензия
Для цитирования:
Рудакова Т.А., Рудакова О.Ю. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2024;15(3):226-236. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-226-236
For citation:
Rudakova T.A., Rudakova O.Yu. TRANSPORT SYSTEM OF THE DIGITAL SOCIETY: PROBLEMS AND SOLUTIONS. Strategic decisions and risk management. 2024;15(3):226-236. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-226-236