Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ДЕТЕРМИНАНТЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ ВЫХОДА РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ B2C И B2B

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-2-176-185

Аннотация

В статье рассмотрены множество параметров и факторов, которые влияют на выбор и формирование стратегий выхода на внешние рынки российских промышленных предприятий на основе платформенных моделей взаимодействия в B2C- и B2B-сегментах. Такой фокус рассмотрения позволяет более детально определить и конкретизировать механизмы, форматы, возможности и ограничения при разработке стратегий выхода на внешние рынки российских промышленных предприятий на основе платформенных моделей взаимодействия. В контексте построения международных платформ для промышленных компаний выявлены аспекты специфики платформенного взаимодействия. Предложен достаточно интегральный по составу и аспектам рассмотрения список из двенадцати детерминант выбора стратегии выхода на внешние рынки российских промышленных предприятий на основе механизмов платформенного взаимодействия с учетом того, что в текущих условиях платформенной экономики создание ценности является результатом новой комбинации информации, физических продуктов и сервисов различных типов комплементоров, а также новых возможностей конфигурации транзакций и реконфигурации ресурсов, отношений между поставщиками, партнерами и покупателями. Для российских промышленных предприятий методические разработки в данной области в контексте повышения интернационализации хозяйственной деятельности с помощью международных B2C- и B2B-платформ могут оказаться особенно полезными. Вместе с тем немалую трудность при определении параметров и приоритетов платформенного взаимодействия промышленных компаний, особенно в B2B-сегменте (в том числе в рамках моделей шеринга индустриальных активов), представляет то, что и на национальном уровне, и тем более на международном такого рода взаимодействия на сегодняшний день во многих секторах промышленности все еще являются фронтирными. По мере формирования лучших практик и историй успеха выхода российских промышленных компаний на международные платформы, а также по мере эволюции самих платформ можно будет говорить о большей операционализации и измеримости детерминант выбора стратегий российскими промышленными компаниями. На текущей стадии развития международных производственных платформ повышение осознанности факторов продуктивности и детерминант выбора стратегий промышленных предприятий позволит комплементорам платформ и самим платформам лучше находить точки соприкосновения и обеспечивать более быстрый рост сетевых эффектов.

Об авторе

С. В. Илькевич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)
Россия

Кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития, ведущий научный сотрудник Института управленческих исследований и консалтинга, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-8187-8290; Scopus ID: 56028209600; SPIN: 6655-7300.

Область научных интересов: инновации и бизнес-модели, международный бизнес, цифровая трансформация отраслей, экономика совместного пользования, фондовый рынок, портфельные инвестиции, экономика впечатлений, интернационализация образования.



Список литературы

1. Морозенкова О.В. (2019). Перспективы развития российского экспорта несырьевых неэнергетических товаров на новых рынках. Российский внешнеэкономический вестник, 9: 44–60.

2. Трачук А.В., Линдер Н.В., Тарасов И.В., Налбандян Г.Г., Ховалова Т.В., Кондратюк Т.В., Попов Н.А. (2018). Трансформация промышленности в условиях четвертой промышленной революции: монография. СПб., Реальная экономика.

3. Adner R. (2017). Ecosystem as structure: An actionable construct for strategy. Journal of Management, 43(1): 39–58.

4. Benitez G.B., Ghezzi A., Frank A.G. (2023). When technologies become Industry 4.0 platforms: Defining the role of digital technologies through a boundary-spanning perspective. International Journal of Production Economics, 260: 108858. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2023.108858.

5. Das A., Dey S. (2021). Global manufacturing value networks: assessing the critical roles of platform ecosystems and Industry 4.0. Journal of Manufacturing Technology Management, 32(6): 1290–1311.

6. Engert M., Evers J., Hein A. (2022). The engagement of complementors and the role of platform boundary resources in e-Commerce platform ecosystems. Information Systems Frontiers, 24: 2007–2025. https://doi.org/10.1007/s10796-021-10236-3.

7. Feng C. Jiang L., Ma Ruize., Bai C. (2021). Servitization strategy, manufacturing organizations and firm performance: А theoretical framework. Journal of Business & Industrial Marketing, 36(10): 1909–1928.

8. Huang Y. (2022). ‘Strong regulations’ of China’s platform economy: a preliminary assessment. China Economic Journal, 15(2): 125–138. https://doi.org/ 10.1080/17538963.2022.2067687.

9. Jovanovic M., Kostić N., Sebastian I.M., Sedej T. (2022). Managing a blockchain-based platform ecosystem for industry-wide adoption: The case of TradeLens. Technological Forecasting and Social Change, 184: 121981. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2022.121981.

10. Kimita K., McAloone T.C., Ogata K., Pigosso D.C.A. (2022). Servitization maturity model: Developing distinctive capabilities for successful servitization in manufacturing companies. Journal of Manufacturing Technology Management, 33(9): 61–87.

11. Kokkonen K., Hannola L., Rantala T., Ukko J., Saunila M., Rantala T. (2023). Preconditions and benefits of digital twin-based business ecosystems in manufacturing. International Journal of Computer Integrated Manufacturing, 36(5): 789–806.

12. Loonam J., O’Regan N. (2022). Global value chains and digital platforms: Implications for strategy. Strategic Change, 31(1): 161–177. https://doi.org/10.1002/jsc.2485.

13. McKnight S., Kenney M., Breznitz D. (2023). Regulating the platform giants: Building and governing China’s online economy. Policy & Internet, 15: 243–265. https://doi.org/10.1002/poi3.336.

14. Mishra S., Singh S.P. (2019). An environmentally sustainable manufacturing network model under an international ecosystem. Clean Technologies and Environmental Policy, 21: 1237–1257.

15. Mueller M.L., Farhat K. (2022). Regulation of platform market access by the United States and China: Neo-mercantilism in digital services. Policy & Internet, 14: 348–367. https://doi.org/10.1002/poi3.305.

16. Naudé W. (2022). Late industrialisation and global value chains under platform capitalism. Journal of Industrial and Business Economics, 50(1): 91–119.

17. Paschou T., Rapaccinib M., Adrodegaria F., Saccania N. (2020). Digital servitization in manufacturing: A systematic literature review and research agenda. Industrial Marketing Management, 89: 278–292.

18. Rantala T., Ukko J., Nasiri M., Saunila M. (2023). Shifting focus of value creation through industrial digital twins – From internal application to ecosystem-level utilization. Technovation, 25: 102795. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2023.102795.

19. Rösler J., Friedli T. (2021). A capability model for equipment-as-a-service adoption in manufacturing companies. In: Smart services summit: Digital as an enabler for smart service business development. Cham, Springer International Publishing, 59–71.

20. Sanchez G., Bo G., Cardinali F., Tonelli F. (2022). Cyber-physical equipment as a service. In: International conference on system-integrated intelligence. Cham, Springer International Publishing, 318–327.

21. Stojkovski I., Achleitner A.K., Lange T. (2021). Equipment as a service: The transition towards usage-based business models. SSRN, 3763004.

22. Su Z., Wei J., Liu Y. (2023). Digital industrial platform development: A peripheral actor’s perspective. Technological Forecasting and Social Change, 194: 122683. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2023.122683.

23. Suuronen S., Ukko J., Eskola R., Semken S., Rantanen H. (2022). A systematic literature review for digital business ecosystems in the manufacturing industry: Prerequisites, challenges, and benefits. CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology, 37: 414–426. https://doi.org/10.1016/j.cirpj.2022.02.016.

24. Tolio T.A.M., Monostori L., Váncza J., Sauer O. (2023). Platform-based manufacturing. CIRP Annals, 72(2): 697–723. https://doi.org/10.1016/j.cirp.2023.04.091.

25. Uzunca B., Sharapov D., Tee R. (2022). Governance rigidity, industry evolution, and value capture in platform ecosystems. Research Policy, 51(7): 104560. https://doi.org/10.1016/j.respol.2022.104560.

26. Veile J., Schmidt M.-C., Voigt K.-I. (2022). Toward a new era of cooperation: How industrial digital platforms transform business models in Industry 4.0. Journal of Business Research, 143: 387–405. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.11.062.

27. Wang J., Wu H., Chen Y. (2020). Made in China 2025 and manufacturing strategy decisions with reverse QFD. International Journal of Production Economics, 224: 107539. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2019.107539.


Рецензия

Для цитирования:


Илькевич С.В. ДЕТЕРМИНАНТЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ ВЫХОДА РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ B2C И B2B. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2024;15(2):176-185. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-2-176-185

For citation:


Ilkevich S.V. B2C AND B2B PLATFORM MODEL-BASED DETERMINANTS OF RUSSIAN INDUSTRIAL COMPANIES’ STRATEGY CHOICES FOR ENTERING FOREIGN MARKETS. Strategic decisions and risk management. 2024;15(2):176-185. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-2-176-185

Просмотров: 348


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)