ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО БАНКА
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-1-76-85
Аннотация
В статье раскрываются вопросы актуальности социально ориентированного банка в финансовом секторе экономики страны, особенности его стратегии и банковских услуг. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения доступности финансовых услуг. Целью статьи является обоснование авторской позиции актуальности стратегии социально ориентированного банка. Методология исследования, используемая в работе, включает исторический и системный методы, метод научной абстракции и теоретического познания, не исключая логических подходов и математических расчетов. В ходе исследования выдвигается научная гипотеза о невозможности существования социально ориентированного банка без банковских услуг, отличающихся по критериям от общего рынка. Сделанные выводы позволяют расширить дискуссии о необходимости повышения уровня доступности финансовых услуг населению страны и о конкуренции в банковском секторе, расширяют обсуждение процентных ставок коммерческих банков и их роль в стабилизации экономики страны. В авторской позиции отражена взаимосвязь клиента банка как части общества и коммерческого банка с его услугами как платформы доступных финансовых услуг. Автор приходит к следующим выводам: конкуренция среди банков-лидеров фактически отсутствует; полная стоимость кредита варьируется в диапазоне от 20 до 40%. Рассматривая клиентов банка как часть общества, автор поднимает социальные вопросы финансовой устойчивости граждан страны через призму доступности финансовых услуг. Финансовая устойчивость общества и привлечение внутреннего финансирования являются важными, актуальными и сложными вопросами современной России. Научной новизной статьи является обоснование взаимосвязи общества и государства через финансовые институты и предоставляемые ими услуги путем отражения социально ориентированной политики банка как составляющего элемента его стратегии.
Об авторе
Л. А. МезенцеваРоссия
Старший преподаватель, ЧОУ ВО «Балтийский гуманитарный институт» (Санкт-Петербург, Россия). ORCID: 0009-0008-1423-7507.
Область научных интересов: развитие банковской системы, деятельность коммерческих банков, социальный банкинг.
Список литературы
1. Мезенцева Л.А. (2014). Перспективные направления развития банкострахования розничного сегмента в 2015 году. В: Ученые записки Международного банковского института, 10. СПб., Изд-во МБИ.
2. Микрюков А.В. (2020). Банковский продукт как индикатор социальной ответственности российских банков. В: Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 19–20 ноября 2019 г. Екатеринбург, УрГЭУ, 122–134.
3. Оптимизация структуры банковской системы России: монография (2016). Под ред. О.И. Лаврушина. М., Кнорус.
4. Питерская Л.Ю., Родин Д.Я. (2010). Парадигма стратегического банковского менеджмента в контексте обеспечения устойчивого развития коммерческих банков. Финансы и кредит, 43: 427. https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-strategicheskogo-bankovskogo-menedzhmenta-v-kontekste-obespecheniya-ustoychivogo-razvitiya-kommercheskih-bankov.
5. Полетаева В.М., Смулов А.М. (2021). Определение оптимальных условий банковско-государственного финансирования промышленных предприятий. Экономика. Информатика, 1. https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-optimalnyh-usloviy-bankovsko-gosudarstvennogo-finansirovaniya-promyshlennyh-predpriyatiy.
6. Akerlof G.A., Kranton R.E. (2000). Economics and identity. Quarterly Journal of Economics, 115: 715–733.
7. Becchetti L., Garcia M. (2011). Do collateral theories work in social banking? Applied Financial Economics, 21: 931–947.
8. Becchetti L., Garcia M., Trovato G. (2011). Credit rationing and credit view: Empirical evidence from loan data. Journal of Money, Credit and Banking, 43: 1217–1245.
9. Bessant J., Tidd J. (2011). Innovation and entrepreneurship. Chichester, West Sussex, UK, Wiley.
10. Bosheim S.A. (2013). Social banks and impact measurement: The cases of Charity Bank and Triodos Bank. ISB Paper Series, Selected Research Papers on Social Banking and Social Finance No 10.
11. Boyle D. (2014). The potential of Time Banks to support social inclusion and employability. JCR, Scientific and Policy Reports.
12. Cornée S., Kalmi P., Szafarz A. (2016). Selectivity and transparency in social banking: Evidence from Europe. Journal of Economic Issues, 50(2): 494–502.
13. Cornée S., Szafarz A. (2014). Vive la différence: Social banks and reciprocity in the credit market. Journal of Business Ethics, 125: 361–380.
14. Cowton C.J. (2002). Integrity, responsibility and affinity: Three aspects of ethics in banking. Business Ethics: A European Review, 11(4): 393–400.
15. Cowton C.J., Thompson P. (2000). Do codes make a difference? The case of bank lending and the environment. Journal of Business Ethics, 24, 165–178.
16. Global alliance for banking on value (GABV) (2012). http://www.gabv.org/wpcontent/uploads/Full-Report-GABV-v9d.pdf.
17. Hossain M.S., Anthony J.F., Beg M.N.A., Zayed N.M. (2019). The consequence of corporate social responsibility on brand equity: A distinctive empirical substantiation. Academy of Strategic Management Journal, 18(5): 1–8.
18. Hudon M. (2007). Fair interest rates when lending to the poor. Ethics and Economics, 5: 1–8.
19. Karniouchina E., Victorino L., Verma R. (2006). Product and service innovation: Ideas for future cross-disciplinary research. Journal of Product Innovation Management, 23(3): 274–280. doi:10.1111/j.1540-5885.2006.00198.x.
20. Krause K., Battenfeld D. (2019). Coming out of the niche? Social banking in Germany: An empirical analysis of consumer characteristics and market size. Journal of Business Ethics, 155: 889–911.
21. Kuchciak I., Wiktorowicz J. (2021). Empowering financial education by banks – Social media as a modern channel. Journal of Risk and Financial Management, 14(3): 118.
22. Lento R.E. (1993). Community development banking strategy for revitalizing our communities. University of Michigan Journal of Law Reform, 27: 773.
23. Lyne M.M., Nielson D.L., Tierney M.J. (2009). Controlling coalitions: Social lending at the multilateral development banks. The Review of International Organizations, 4: 407–433.
24. Marini F. (2005). Banks, financial markets, and social welfare. Journal of Banking & Finance, 29(10): 2557–2575.
25. McLeish K.J., Oxoby R.J. (2011). Social interactions and the salience of social identity. Journal of Economic Psychology, 32: 172–178.
26. San-Jose L., Retolaza J.L., Gutierrez J. (2011). Are ethical banks different? A comparative analysis using the radical affinity index. Journal of Business Ethics, 100: 151–173.
27. Stiglitz J., Weiss A. (1981). Credit rationing in markets with imperfect information. American Economic Review, 71: 393–410.
28. Tellis G., Eisingerich A., Chandy R. (2008). Competing for the future: Patterns in the global location of R&D centers by the world’s largest firms. Institute for the Study of Business Markets, University Park, ISBM Report 06-2008.
29. Vargo S., Lusch R. (2004). Evolving to a new dominant logic for marketing. Journal оf Marketing, 68(1): 1–17. doi:10.1509/jmkg.68.1.1.24036.
30. Weber O. (2011). Mission and profitability of social banks. SSRN, November 10. https://ssrn.com/abstract=1957637.
31. Weber O. (2014). Social banking: Concept, definitions and practice. Global Social Policy, 14(2): 265–267.
32. Weber O., Remer S. (2011). Social banking: Introduction. In: Social banks and the future of sustainable finance. Routledge, 1–14.
Рецензия
Для цитирования:
Мезенцева Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО БАНКА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2024;15(1):76-85. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-1-76-85
For citation:
Mezentseva L.A. DEVELOPMENT OF THE STRATEGY FOR A SOCIALLY RESPONSIBLE BANK. Strategic decisions and risk management. 2024;15(1):76-85. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-1-76-85