ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ МСП: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-1-46-57
Аннотация
Выход на внешние рынки является для МСП важным направлением стратегического развития. Он позволяет обеспечить более высокие темпы роста, расширить возможности использования ограниченных и часто уникальных ресурсов, получить доступ к ключевым стратегическим партнерам, продлить жизненный цикл выпускаемой продукции, диверсифицировать риски и др. Как любое стратегическое решение, организация экспортной деятельности требует тщательного анализа внутренних и внешних благоприятных и неблагоприятных факторов для обоснования выбора наиболее перспективных и целесообразных рынков, адаптации под них своих продуктов или услуг, оценки их конкурентоспособности, разработки стратегий выхода и продвижения на выбранные рынки. В последние годы произошло много значимых изменений в составе и характере воздействия таких факторов, поэтому целью статьи является выявление и структуризация факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности российских экспортно ориентированных МСП, а также обоснование методического инструментария оценки такого влияния для принятия стратегических решений. Проведен сравнительный анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности российских МСП на внешних рынках с позиций оценки их экспортного потенциала. Анализ дополнен выделением рисков и возможностей, связанных с распространением цифровых технологий и введением санкционных ограничений. Предложен классификатор факторов и условий, влияющих на эффективность экспортной деятельности. Определена структура системы показателей оценки эффективности экспортной деятельности МСП. В формате SWOT-матрицы выделены факторы, оказывающие существенное влияние на возможность и результаты экспортной деятельности российских МСП; дана сравнительная характеристика методов оценки такого влияния. Показаны преимущества метода когнитивного моделирования для отражения сложного и динамического характера взаимосвязей между факторами и результатами экспортной деятельности. Представлены базовые правила построения когнитивных карт.
Об авторе
Т. А. ГилеваРоссия
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-2429-2779.
Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, включая формирование стратегии развития производственных компаний в цифровой среде, развитие инновационных экосистем.
Список литературы
1. Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания: докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (2023). М., Изд. дом ВШЭ.
2. Береза Н.В., Береза А.Н. (2022). Построение когнитивных карт на основе анализа нечетких лингвистических оценок. Цифровая экономика, 4(20): 19–25.
3. Будкова С.В. (2015). Факторы, определяющие развитие экспортно ориентированных малых и средних предприятий. Социально-экономические явления и процессы, 10(6): 24–29.
4. Волкова А.И., Карачев И.А. (2016). Факторы роста экспортного потенциала малого инновационного предприятия. Финансы: теория и практика, 20(6): 31–38.
5. Гилева Т.А., Галимова М.П. (2016). Стратегические аспекты выбора проекта развития предприятия: модели и инструменты. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки, 4 (246): 135–146.
6. Гилева Т.А., Шкарупета Е.В. (2022). Рефрейминг стратегического управления развитием предприятий в цифровой среде: этапы и инструменты. π-Economy, 15(5): 28–42.
7. Глебкова И.Ю., Качанова Н.Н. (2015). Факторный анализ показателей внешней торговли. Евразийский союз ученых, 2(11): 56–59.
8. Городнова Н.В., Хайкин В.З. (2009). Методы оценки влияния различных факторов при разработке корпоративной стратегии интегрированной структуры. Экономика, статистика и информатика, 3: 36–42.
9. Иванов М.В. (2023). Влияние масштабных санкций на коммерческую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Управленческий учет, 9: 28–33.
10. Карачев И.А. (2015). Определение категории «экспортный потенциал предприятия» в контексте формирования региональной модели ВЭД. Вестник Финансового университета, 4: 24–37.
11. Каталевский Д.Ю. (2015). Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении. М., Дело.
12. Королева Е.А. (2023). Экстерналии политики санкционного давления и ее последствия для развития российского малого и среднего бизнеса. Russian Journal of Economics and Law, 17(3): 515–531.
13. Линдер Н.В. (2020). Влияние экспортной деятельности на инновационные режимы в промышленности развивающихся стран. Инновационное развитие экономики, 3(57): 26–32.
14. Мазилов Е.А. (2015). Экспортный потенциал малых и средних предприятий. Проблемы развития территории, 5: 26–35.
15. Малышева Е.В. (2019). Развитие экспортного потенциала малых и средних предприятий как источник роста несырьевого неэнергетического экспорта РФ. Российский внешнеэкономический вестник, 8: 7–17.
16. Мосейко В.О., Азмина Ю.М. (2012). Многофакторная оценка экспортного потенциала малых и средних предприятий региона. Вестник ВолГУ. Сер. 3. Экономика. Экология, 2: 63–71.
17. Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли: междунар. докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (2023). М., Изд. дом ВШЭ.
18. Репникова В.М., Дмитриева А.С. (2024). Санкционное давление как фактор развития малого и среднего предпринимательства. Экономика, предпринимательство и право, 14(3): 671–680.
19. Сухих Д.Г., Кац В.М. (2015). Методики оценки экспортного потенциала предприятия. Российский опыт. Вестник науки Сибири, 2: 62–75.
20. Calheiros-Lobo N., Ferreira J.V., Au-Yong-Oliveira M. (2023). SME internationalization and export performance: A systematic review with bibliometric analysis. Sustainability, 15(11): 84–73.
21. Carneiro J., Farias I., da Rocha A., da Silva J.F. (2016). How to measure export performance? Scholars’ vs. practitioners’ answers. Journal of Business Research, 69(2): 410–417.
22. Dabić M., Maley J., Dana L.P. (2020). Pathways of SME internationalization: А bibliometric and systematic review. Small Business Economics, 55: 705–725.
23. Denicolai S., Zucchella A., Magnani G. (2021). Internationalization, digitalization, and sustainability: Are SMEs ready? A survey of synergies and substituting effects among growth paths. Technological Forecasting and Social Change, 166: 120–135.
24. Elsharnouby T.H., Elbanna S., Farha A.A., Mauji N. (2024). Exploring critical internal enablers to SMEs export performance. Humanities and Social Sciences Communications, 11: 428.
25. Faruk O., Subudhi R.N. (2019). Export performance of SMEs: A review of firm-level controllable determinants. KIIT Journal of Management, 15, 1–2: 112–126.
26. Higón A., Bonvin D. (2024). Digitalization and trade participation of SMEs. Small Business Economics, 62: 857–877.
27. Imran M., Aziz A., Abdul Hamid S.N. (2017). Determinants of SME export performance. International Journal of Data and Network, 1: 39–58.
28. Kasema R. (2023). Key factors influencing the export performance of SMEs in Rwanda: Evidence from the non-traditional export sector. Asia Pacific Journal of Innovation and Entrepreneurship, 17(1): 64–78.
29. Obadia C., Vida I. (2024). Export marketing strategy and performance: A focus on SMEs promotion. International Business Review, 33(2): 102229.
30. OECD SME and entrepreneurship outlook (2023). Paris, OECD Publishing. https://www.oecd.org/cfe/smes/PH-SME-Outlook-2023.pdf.
31. Rosyidah U., Sudarmiatin S., Sumarsono H. (2023). Digitalization and internationalization of SMEs: A systematic literature review. Journal of Enterprise and Development, 5(3): 479–499.
32. Sadeghi A., Rose E.L., Madsen T.K. (2021). Perceived export performance: A contingent measurement approach. Journal of International Marketing, 29(3): 63–84.
33. Vanninen H., Keränen J., Kuivalainen O. (2022). Becoming a small multinational enterprise: Four multinationalization strategies for SMEs. International Business Review, 31(1): 101917.
34. Webb A. (2020). The 11 sources of disruption every company must monitor. MIT Sloan Management Review. https://sloanreview.mit.edu/article/the-11-sources-of-disruption-every-company-must-monitor/.
35. Zou S., Taylor C.R., Osland G.E. (1998). The EXPERF Scale: A cross-national generalized export performance measure. Journal of International Marketing, 6(3): 37–58.
Рецензия
Для цитирования:
Гилева Т.А. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ МСП: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2024;15(1):46-57. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-1-46-57
For citation:
Gileva T.A. THE INFLUENCE OF FACTORS AND CONDITIONS ON EXPORT EFFICIENCY OF RUSSIAN SMES: STRATEGIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS. Strategic decisions and risk management. 2024;15(1):46-57. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-1-46-57