ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-4-384-399
Аннотация
Статья посвящена исследованию влияния различных типов инноваций на эффективность деятельности российских малых и средних предприятий (далее – МСП). Цель проведенного исследования состояла в оценке важности различных видов инноваций для российских МСП и определении влияния видов инноваций на эффективность и конкурентоспособность МСП. Методология исследования включала последовательный подход, сочетающий качественный и количественный анализ, в качестве сбора информации проводился опрос владельцев малого и среднего бизнеса в России на предмет использования инноваций в ходе реализации коммерческой деятельности в течение последних трех лет (2020–2023) и их влиянии на результаты деятельности компании. Кроме того, опыт некоторых участников был исследован методом глубинного интервью. В общий пул участников исследования попали 112 предпринимателей, принявших участие в опросе. Результаты исследования показали, что инновации используются подавляющим большинством МСП в России; стойкой зависимости между размером бизнеса и выбранными ими инновациями не прослеживается, хотя в некоторых случаях можно говорить о том, что те или иные компании склоняются к определенному типу инноваций в зависимости от численности сотрудников; наименьшей популярностью на предприятиях пользуются организационные инновации, а наибольшей – маркетинговые; при этом последние показали и самый высокий процент негативного опыта при внедрении.
Большинство респондентов замечают улучшение финансового положения фирмы по разным критериям и удовлетворены результатами внедрения инноваций. При этом чем больше размер предприятия, тем больше целей оно преследует, внедряя инновации; чем меньше предприятие, тем больше оно заинтересовано решать конкретные задачи по повышению продаж и прибыли, увеличению лояльности клиентов. Чем крупнее фирма, тем больше она следует стратегии-360, то есть уделяет внимание созданию новых товаров и услуг, а также внедрению инноваций в производственные процессы.
Об авторе
П. Д. СережинРоссия
Стажер-исследователь, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия); генеральный директор, ООО «Бутик-Отель» (Москва, Россия).
Научные интересы: внедрение инноваций и их влияние на эффективность деятельности компаний, деятельность малого и среднего бизнеса, инновации, основанные на знаниях, их типология, управление знаниями в организациях.
Список литературы
1. Bouwman H., Nikou S., Reuver M. de (2019). Digitalization, business models, and SMEs: How do business model innovation practices improve performance of digitalizing SMEs? Telecommunications Policy, 43(9): 101828. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2019.101828.
2. Expósito A., Fernández-Serrano J., Liñán F. (2018). The impact of open innovation on SMEs’ innovation outcomes: New empirical evidence from a multidimensional approach. Journal of Organizational Change Management, 32(5): 558-577. DOI: 10.1108/JOCM-09-2018-0253.
3. Ioanid A., Deselnicu D.C., Militaru G. (2018). The impact of social networks on SMEs’ innovation potential. Procedia Manufacturing, 22: 936-941 https://doi.org/10.1016/j.promfg.2018.03.133.
4. Klewitz J., Hansen E. (2014). Sustainability-oriented innovation of SMEs: A systematic review. Journal of Cleaner Production, 65: 57-75. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2013.07.017.
5. Lee R., Lee J.H., Garrett T.C. (2017). Synergy effects of innovation on fir performance. Journal of Business Research, 99: 507-515.
6. Saridakis G., Idris B., Hansen J.M., Dana L.P. (2019). SMEs’ internationalisation: When does innovation matter? Journal of Business Research, 96: 250-263.
7. Shashi, Centobelli P., Cerchione R., Singh R. (2019). The impact of leanness and innovativeness on environmental and financial performance: Insights from Indian SMEs. International Journal of Production Economics, 212: 111-124. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2019.02.011.
8. Tan K.S., Chong S.C., Lin B., Eze U.C. (2009). Internet-based ICT adoption: Evidence from Malaysian SMEs. Industrial Management and Data Systems, 109(2): 224-244.
9. Vermeulen P.A.M., Jong D., O’Shaughnessy J.P.J. (2005). Identifying key determinants for new product introductions and firm performance in small service firms. Service Industry Journal, 25(5): 625-640.
10. Vrande V., Jong J.D., Vanhaverbeke W., Rochemont M.D. (2009). Open innovation in SMEs: Trends, motives and management challenges. Technovation, 29(6): 423-437.
11. Wang X. (2018). Catering innovation: Entrepreneurship and the acquisition market. Kenan Institute of Private Enterprise, research paper 18-27.
12. Westerberg M., Wincent J. (2008). Entrepreneur characteristics and management control: Contingency influences on business performance. Journal of Business and Entrepreneurship, 20(1): 37.
13. Yu X., Yan J., Assimakopoulos D. (2015). Case analysis of imitative innovation in Chinese manufacturing SMEs: Products, features, barriers and competences for transition. International Journal of Information Management, 35(4): 520-525. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2015.03.003.
Рецензия
Для цитирования:
Сережин П.Д. ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2023;14(4):384-399. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-4-384-399
For citation:
Sererzhin P.D. THE IMPACT OF INNOVATION ON THE PERFORMANCE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN RUSSIA: ЕMPIRICAL ANALYSIS. Strategic decisions and risk management. 2023;14(4):384-399. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-4-384-399