Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ФРЕЙМВОРК РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-4-340-351

Аннотация

Стратегический менеджмент и стратегия как инструмент управления развитием предприятия в свое время стали ответами на усиление нестабильности внешней среды. С появлением и развитием цифровых технологий произошел очередной количественный и качественный скачок в росте

неопределенности условий деятельности промышленных предприятий. Для поддержания своей конкурентоспособности они начали процесс цифровой трансформации, успешность которого также в значительной степени зависит от наличия четкой стратегии осуществления преобразований. Требования к такой стратегии, методы и инструменты ее разработки по некоторым аспектам существенно отличаются от тех, которые применялись в традиционном стратегическом менеджменте. Это определяет актуальность исследований в области определения сущности цифровой стратегии промышленного предприятия, методов и инструментов ее разработки. Показано, что цифровая стратегия представляет собой стратегию развития бизнеса в цифровой среде и ключевой проблемой ее разработки является необходимость существенного увеличения гибкости при сохранении определенной устойчивости. Проведен анализ трендов в области адаптации и развития методов разработки стратегии в цифровой среде. Выделены четыре укрупненные группы методов повышения гибкости стратегии: основанные на разработке сценариев, на эксперименте, на применении организационно-управленческих механизмов и на использовании возможностей экосистем. С учетом этапов процесса цифровой трансформации промышленного предприятия и базовых практик адаптивного управления построен ландшафт методов и инструментов формирования цифровой стратегии предприятия, позволяющий расширить представление и осуществить обоснованный выбор инструментально-методической базы. В качестве перспективного направления формирования гибкой цифровой стратегии предприятия выделена концепция минимально жизнеспособной стратегии. Предложен инструмент ее разработки в формате одностраничного представления (канваса), логически объединяющий ключевые составляющие цифровой стратегии, обеспечивающие ее гибкость и устойчивость.

Об авторе

Т. А. Гилева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)
Россия

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-2429-2779.

Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, включая формирование стратегии развития производственных компаний в цифровой среде, развитие инновационных экосистем.



Список литературы

1. Бабкин А.В., Михайлов П.А. (2023). Цифровые платформы в экономике: понятие, сущность, классификация. Вестник Академии знаний, 1: 25–36.

2. Бонне Д., Маулик П. (2018). Переосмысление стратегий развития в цифровой экономике. Цифровизация. М., Альпина Диджитал.

3. Гилева Т.А., Бабкин А.В., Гилёв Г.А. (2020). Разработка стратегии цифровой трансформации предприятия с учетом возможностей бизнес-экосистем. Экономика и управление, 26, 6(176): 629–642.

4. Гилева Т.А., Бабкин И.А. (2022). Минимально жизнеспособная цифровая стратегия предприятия: сущность и подходы к разработке. Инновационная деятельность, 4: 15–24.

5. Гилева Т.А., Шкарупета Е.В. (2022). Рефрейминг стратегического управления развитием предприятий в цифровой среде: этапы и инструменты. π-Economy, 15(5): 28–42.

6. Илькевич С.В. (2022). Стратегия цифровой трансформации промышленных предприятий: эффекты внедрения технологий умного производства. Стратегические решения и риск-менеджмент, 13(3): 210–225.

7. Кузьмин П.С. (2021). Цифровизация промышленности: эмпирическая оценка цифровой зрелости предприятий. Стратегические решения и риск-менеджмент, 12(3): 220–235.

8. Михайлов А. (2023). ИТ-стратегия и стратегия цифровой трансформации бизнеса. https://www.info-strategy.ru/it-strategy/content-variants/digital-transformation/production/.

9. Ривз М., Джанмеджая С., Кнут Х. (2016). Стратегии тоже нужна стратегия. М., Эксмо.

10. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить (2021). Под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. М., РАНХиГС.

11. Трачук А.В., Линдер Н.В. (2023). Внедрение цифровых платформ промышленными компаниями как источник конкурентных преимуществ. Стратегические решения и риск-менеджмент, 14(1): 18–32.

12. Цифровая трансформация в России-2020 (2020). Аналитический отчет на базе опроса представителей российских компаний. М., KMDA. https://komanda-a.pro/projects/dtr_2020.

13. Шу Г., Андерл Р., Гауземайер Ю., Тен Хомпель М., Вальстер В. (2017). Индекс зрелости индустрии 4.0 – Управление цифровым преобразованием компаний. Munich, Herbert Utz Verlag. https://www.acatech.de/wp-content/uploads/2018/03/acatech_STUDIE_rus_Maturity_Index_WEB.pdf.

14. Эштон Б. (2020). Цели, содержание и практика технологического сканирования. Форсайт, 14(3): 15–29.

15. Adner R., Puranam P., Zhu F. (2019). What is different about digital strategy? From quantitative to qualitative change. Strategy Science, 4(4): 251–342.

16. Angevine C., Keomany J., Thomsen J., Zemmel R. (2021). Implementing a digital transformation at industrial companies. Mckinsey. https://www.mckinsey.com/industries/industrials-and-electronics/our-insights/implementing-a-digital-transformation-at-industrial-companies.

17. Baculard L.-P., Colombani L., Flam V., Lancry O., Spaulding E. (2017). Orchestrating a successful digital transformation. Bain & Co, November 22. https://www.bain.com/insights/orchestrating-a-successful-digital-transformation/.

18. Bharadwaj A. S., Pavlou P., El Sawy O. A., Venkatraman N. (2013). Digital business strategy: Toward a next generation of insights. MIS Quarterly, 37(2): 471–482.

19. Block C. (2022). 12 reasons your digital transformation will fail. Forbes, March 16. https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2022/03/16/12-reasons-your-digital-transformation-will-fail/.

20. Chanias S., Myers M.D., Hess T. (2019). Digital transformation strategy making in pre-digital organizations: The case of a financial services provider. The Journal of Strategic Information Systems, 28(1): 17–33.

21. Childs J.L. (2018). Minimum viable strategy. CreateSpace Independent Publishing Platform, January 22. https://books.google.ru/books/about/Minimum_Viable_Strategy.html?id=GxuOswEACAAJ&redir_esc=y/.

22. Colella H. (2015). The art of the one-page strategy. Gartner, July.

23. Courtney H., Kirkland J., Viguerie P. (1997). Strategy under uncertainty. https://hbr.org/1997/11/strategy-under-uncertainty.

24. Forth P., Reichert T., de Laubier R., Chakraborty S. (2020). Flipping the odds of digital transformation success. BCG, October 29. https://www.bcg.com/publications/2020/increasing-odds-of-success-in-digital-transformation.

25. Gurumurthy R., Schatsky D., Camhi J. (2020). Uncovering the connection between digital maturity and financial performance. How digital transformation can lead to sustainable high performance. Deloitte. https://www2.deloitte.com/us/en/insights/topics/digital-transformation/digital-transformation-survey.html.

26. Holt A., Gibson M. (2023). Transforming the transformers. KPMG. https://kpmg.com/kpmg-us/content/dam/kpmg/pdf/2023/transforming-transformers.pdf.

27. Hunsaker B.T., Knowles J. (2020). The essence of strategy is now how to change. MIT Sloan Management Review, December 17. https://sloanreview.mit.edu/article/the-essence-of-strategy-is-now-how-to-change/.

28. Jacobides M. (2019). In the ecosystem economy, what’s your strategy? Harvard Business Review, September – October. https://hbr.org/2019/09/in-the-ecosystem-economy-whats-your-strategy.

29. Kane G.C., Palmer D., Phillips A.N., Kiron D., Buckley N. (2015). Strategy, not technology, drives digital transformation. ecoming a digitally mature enterprise. Deloitte, July 14. https://www2.deloitte.com/us/en/insights/topics/digital-transformation/digital-transformation-strategy-digitally-mature.html.

30. McKeown N. (2017). A step-by-step guide to digital transformation. Ionology. https://www.ionology.com/wp-new/wp-content/uploads/2020/04/Step-by-Step-Guide-New.pdf.

31. Morton J., Wilson A.D., Cooke L. (2020). The digital work of strategists: Using open strategy for organizational transformation. The Journal of Strategic Information Systems, 29(2): 101613.

32. Pidun U., Reeves M., Zoletnik B. (2022). What is your business ecosystem strategy? BCG, March 11. https://www.bcg.com/publications/2022/what-is-your-business-ecosystem-strategy.

33. Scharge M., Kiron D. (2018). Leading with next-generation key performance indicators. MIT Sloan Management Review, June.

34. Sull D., Turconi S. (2017). How to recognize a strategic priority when you see one. MIT Sloan Management Review. https://sloanreview.mit.edu/article/how-to-recognize-a-strategic-priority-when-you-see-one/.

35. Tavakoli А., Schlagwein D., Schoder D. (2017). Open strategy: Literature review, re-analysis of cases and conceptualisation as a practice. Journal of Strategic Information Systems, 26(3): 163–184. DOI: 10.1016/j.jsis.2017.01.003. https://www.researchgate.net/publication/313622168_Open_Strategy_Literature_Review_Re-Analysis_of_Cases_and_Conceptualisation_as_a_Practice.

36. Teece D.J., Raspin P.G., Cox D.R. (2020). Plotting strategy in a dynamic world. MIT Sloan Management Review, 62(1): 28–33.

37. Toner M., Ojha N., de Paepe P., De Melo M.S. (2015). A strategy for thriving in uncertainty. Bain & Co. https://www.bain.com/insights/a-strategy-for-thriving-in-uncertainty//.

38. Venkatraman V. (2019). How to read and respond to weak digital signals. MIT Sloan Management Review. https://sloanreview.mit.edu/article/how-to-read-and-respond-to-weak-digital-signals/.

39. Wald D., de Laubier R., Charanya T. (2019). The five rules of digital strategy. BCG, May 29. https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2019/five-rules-digital-strategy.

40. Wang D., Shao X. (2024). Research on the impact of digital transformation on the production efficiency of manufacturing enterprises: Institution-based analysis of the threshold effect. International Review of Economics & Finance, 91: 883–897.

41. Webb A. (2020). The 11 sources of disruption every company must monitor. MIT Sloan Management Review, March.

42. Wiles J. (2021). Building strategic assumptions? Do not ignore these 7 drivers of change. Gartner, July 9. https://www.gartner.ca/en/articles/building-strategic-assumptions-dont-ignore-these-7-drivers-of-change.

43. Wiles J. (2023). Lead through volatility with adaptive strategy. Gartner, June 6. https://www.gartner.com/smarterwithgartner/lead-through-volatility-with-adaptive-strategy.


Рецензия

Для цитирования:


Гилева Т.А. ФРЕЙМВОРК РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2023;14(4):340-351. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-4-340-351

For citation:


Gileva T.A. FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL STRATEGIES FOR INDUSTRIAL COMPANIES: PRINCIPLES, METHODS AND TOOLS. Strategic decisions and risk management. 2023;14(4):340-351. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-4-340-351

Просмотров: 219


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)