Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-1-86-95

Аннотация

Введение экономических санкций в отношении Российской Федерации подсветило проблему технологического суверенитета. Для оперативной организации импортозамещения оборудования предлагается рассмотреть вопрос широкого использования имитационных стратегий, успешный опыт применения которых показали некоторые азиатские страны (в частности, Япония, Китай). Зарубежные исследования доказывают эффективность применения стратегий имитации в качестве опорной точки для осуществления технологического прорыва отдельных компаний и экономики в целом. Цель настоящей статьи – проанализировать опыт развивающихся стран по использованию имитационных стратегий для технологического развития, а также оценить возможности широкого применения таких стратегии в России с целью формирования технологического суверенитета в текущих условиях. В ходе исследования автором выявлены некоторые ключевые факторы эффективности применения стратегий имитации в развивающихся странах, в первую очередь Китае. Среди этих факторов отмечаются роль малого и среднего бизнеса в технологическом развитии и распространении знаний, развитие системы защиты прав интеллектуальной собственности, а также наличие технологического разрыва между отечественными и иностранными фирмами, присутствующими на внутреннем рынке. Названные факторы оказали существенное влияние на распространение имитационных стратегий и последующее развитие собственной инновационной среды в Китае. Исследование, проведенное в настоящей статье, демонстрирует, что в условиях российской действительности малый бизнес, система защиты прав интеллектуальной собственности и конкуренция иностранных высокотехнологичных компаний не смогут стать движущей силой внедрения имитационных стратегий. С учетом этого предлагаются разработанные на основе опыта Китая меры промышленной политики, которые позволят сформировать благоприятные экономические условия с целью успешного использования имитационных стратегий. Результаты исследования вносят вклад в проблематику формирования технологического суверенитета России в текущих санкционных условиях, а также содержат предложения по внедрению экономических мер, которые могут оказать влияние на эффективность этого процесса.

Об авторе

К. А. Рубанова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)
Россия

Аспирант департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). SPIN: 2704-3000.

Область научных интересов: применение обратного инжиниринга, повышение эффективности за счет имитаций, формирование имитационных стратегий, политика импортозамещения.



Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. (2019). 70 лет КНР: от «большого скачка» к технологическому «прорыву». Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право, 4: 116–132.

2. Александровский С.В., Шушкин М.А. (2015). Модель реализации стратегий имитации компаниями. Инновации, 1: 108–114.

3. Блинов А.О. (2015). Диагностика китайского чуда: что нам можно позаимствовать. Наукоград: наука, производство, общество, 1: 62–67.

4. Бойко И.В. (2016). Технологическая составляющая политики импортозамещения в России. Инновации, 1(207): 38–42.

5. Голиченко О.Г., Оболенская Л.В. (2018). Путь к инновационному лидерству развивающейся страны (на примере новых индустриальных стран). Инновации, 6(236): 21–29.

6. Ковтун Б. А., Калинина Г. Н. (2022). Параллельный импорт: проблемы и перспективы развития в России. Экономика и предпринимательство, 5(142): 186–188.

7. Маглинова Т.Г. (2022). Параллельный импорт и интеллектуальная собственность. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 7–2(70): 200–202.

8. Майданевич Ю.П., Бедрик К.А. (2017). Малый бизнес: понятие и преимущества. Азимут научных исследований: экономика и управление, 6, 2(19): 177–180.

9. Никитин Г.С. (2016). Ключевые инструменты новой промышленной политики Российской Федерации. Стратегические решения и риск-менеджмент, 1: 74–79.

10. Плотникова Е.В., Лазько Л.В., Кулик А.В. (2022). Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях ужесточения санкций. Естественно-гуманитарные исследования, 43(5): 230–235.

11. Рубанова К.А. (2022). Применения обратного инжиниринга на предприятиях промышленности в условиях новых санкций. Экономика и предпринимательство, 4(141): 1368–1372.

12. Фоломьев А.Н. (2017). Новая промышленная политика и инновационные преобразования национальной экономики. Инновации, 12(230): 28–33.

13. Чичилимов С.В. (2021). К вопросу о факторах роста китайской экономики на современном этапе. Общество: политика, экономика, право, 11(100): 51–56.

14. Шкуратов С.С. (2022). Стратегические приоритеты развития малого предпринимательства в России: опыт Китая. В сб.: Теория и практика стратегирования: V Международная научно-практическая конференция: сборник избранных научных статей: в 2 кн. Москва, 17–18 февраля 2022 года. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, кн. II: 157–163.

15. Шушкин М.А., Александровский С.В., Фоменков Д.А. (2017). Исследование практики имитаций в деятельности российских стартапов. Инновации, 9(227): 67–76.

16. Aghion P., Harris C., Howitt P., Vickers J. (2001). Competition, imitation and growth with step-by-step innovation. The Review of Economic Studies, 68(3): 467–492.

17. Bolton M.K. (1993). Imitation versus innovation: Lessons to be learned from the Japanese. Organizational Dynamics, 21(3): 30–45.

18. Cappelli R., Czarnitzki D., Kraft K. (2014). Sources of spillovers for imitation and innovation. Research Policy, 43(1): 115–120.

19. Chen M., Hambrick D. (1995). Speed, stealth, and selective attack: How small firms differ from large firms in competitive behavior. Academy of Management Journal, 38(2): 453–482.

20. Chung L., Tan K.H. (2017). The unique Chinese innovation pathways: Lessons from Chinese small and medium sized manufacturing firms. International Journal of Production Economics, 190: 80–87.

21. Corredor S., Forero C., Somaya D. (2015). How external and internal sources of knowledge impact novel and imitative innovation in emerging markets: Evidence from Colombia. Emerging Economies and Multinational Enterprises, 28: 161–199.

22. Giachetti C., Pira S.L. (2022). Catching up with the market leader: Does it pay to rapidly imitate its innovations? Research Policy, 51(5): 104505.

23. Fang L., Lerner J., Wu Ch. (2017). Intellectual property rights protection, ownership, and innovation: Evidence from China. The Review of Financial Studies, 30(7): 2446–2477.

24. Guo B., Li Q., Chen X. (2016). Diversity of technology acquisition in technological catch-up: Аn industry-level analysis of Chinese manufacturing. Technology Analysis & Strategic Management, 28(7): 755–767.

25. Kalygina V.V. (2022). International technology transfer as an effective tool of export oriented import substitution in Russia. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика, 30(2): 231–241.

26. Levitt T. (1966). Innovative imitation. Harvard Business Review, 44(5): 63–70.

27. Luo Y., Child J. (2015). A composition-based view of firm growth. Management and Organization Review, 11(3): 379–411.

28. Mukoyama T. (2003). Innovation, imitation, and growth with cumulative technology. Journal of Monetary Economics, 50(2): 361–380.

29. Sun J., Maksimov V., Wang S.L., Luo Y. (2020). Developing compositional capability in emerging-market SMEs. Journal of World Business, 56(2): 101–148.

30. Wang Y. (2021). Innovation ecosystem with Chinese characteristics: Experiences and lessons from small and medium-sized manufacturing enterprises. Tehnički vjesnik, 28(4): 1291–1296.

31. Wu J., Zhang X., Zhuo S., Meyer M., Li B., Yan H. (2020). The imitation-innovation link, external knowledge search and China’s innovation system. Journal of Intellectual Capital, 21(5): 727–752.

32. Yu X., Yan J., Assimakopoulos D. (2015). Case analysis of imitative innovation in Chinese manufacturing SMEs: Products, features, barriers and competences for transition. International Journal of Information Management, 35(4): 520–525.

33. Yi Y., Wang Y., Shu C. (2020). Business model innovations in China: A focus on value propositions. Business Horizons, 63(6): 787–799.

34. Zhang G., Zhou J. (2016). The effects of forward and reverse engineering on firm innovation performance in the stages of technology catch-up: An empirical study of China. Technological Forecasting and Social Change, 104: 212–222.

35. Zhang K.H. (2020). Industrial policy and technology innovation under the US trade war against China. The Chinese Economy, 53(5): 363–373.

36. Zhang M., Merchant H. (2020). A causal analysis of the role of institutions and organizational proficiencies on the innovation capability of Chinese SMEs. International Business Review, 29(2): 101638.

37. Zhou X., Cai Z., Tan K.H., Zhang L., Du J., Song M. (2021). Technological innovation and structural change for economic development in China as an emerging market. Technological Forecasting and Social Change, 167: 120671.


Рецензия

Для цитирования:


Рубанова К.А. ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2023;14(1):86-95. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-1-86-95

For citation:


Rubanova K.A. OPPORTUNITIES AND PROBLEMS OF APPLYING IMITATION STRATEGIES FOR TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT IN RUSSIA. Strategic decisions and risk management. 2023;14(1):86-95. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-1-86-95

Просмотров: 401


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)