Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПОМОЩИ МЕХАНИЗМА ВЫБОРА БИЗНЕС-МОДЕЛИ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-1-74-85

Аннотация

В статье описаны основные барьеры цифровой трансформации, с которыми сталкиваются промышленные предприятия различных отраслей: отсутствие надлежащего финансирования, риски информационной безопасности, недостаточные цифровые навыки сотрудников, недостаточная зрелость текущих процессов, внутреннее сопротивление изменениям, недостаточная осведомленность руководителей, отсутствие определенности в отношении будущих цифровых стандартов. Для анализа барьеров автором был использован трехэтапный подход, включающий в себя литературный обзор, опрос представителей компаний и качественный сравнительный анализ с использованием критерия Краскела – Уоллиса для выявления различий между группами предприятий. В качестве инструмента преодоления выявленных барьеров автором предложен механизм выбора бизнес-модели с учетом оценки получаемых конкурентных преимуществ (улучшение операционной, финансовой и технической эффективности), цифровой зрелости (уровня цифровой культуры, компетенции кадров, качества организации бизнес-процессов и доступа к цифровой инфраструктуре) и рисков (неполучения ожидаемого дохода от внедрения бизнес-модели, информационной безопасности, репутационных и кадровых). Новизна предложенного механизма выбора бизнес-модели промышленного предприятия заключается в усовершенствовании классификации и разработке многокритериального механизма выбора бизнес-модели для промышленного предприятия, реализуемого с помощью системы, основанной на знаниях, с нечетким механизмом вывода.

Об авторе

А. С. Карикова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)
Россия

Ассистент Департамента менеджмента и инноваций, заместитель декана факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Россия).

Научные интересы: цифровая трансформация, инновации, предпринимательство и современные бизнес-модели, стратегия и развитие компаний, цифровая трансформация бизнес-моделей.



Список литературы

1. Abel-Koch J., Al Obaidi L., El Kasmi S., Acevedo M.F., Morin L., Topczewska A. (2019). Report the challenges facing European SMEs 2019; European SME Survey 2019; The National Promotional Institutions of France (Bpifrance), Germany (KfW), Poland (BGK), Spain (ICO) and the United Kingdom (British Business Bank). Sheffield, UK.

2. Bouncken R.B., Fredrich V., Kraus S. (2020). Configurations of firm-level value capture in coopetition. Long Range Planning, 53(1): 101869. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2019.02.002.

3. Chennell A., Dransfield S., Field J., Fisher N., Saunders I., Shaw D. (2000). Opm: А system for organisational performancemeasurement. In: Proceedings of the performance measurement – past, present and future conference. Cambridge, 19: 21.

4. Cichosz M., Wallenburg C.M., Knemeyer A.M. (2020). Digital transformation at logistics service providers: Barriers, success factors and leading practices. The International Journal of Logistics Management, 31, 209–238.

5. Fanelli R.M. (2021). Barriers to adopting new technologies within rural small and medium enterprises (SMEs). Social Science, 10: 430.

6. Gilsing R., Wilbik A., Grefen P., Turetken O., Ozkan B., Adali O.E., Berkers F. (2021). Defining business model key performance indicators using intentional linguistic summaries. Software and Systems Modeling, 1: 1–32.

7. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. (2010). Анализ инновационных режимов в российской экономике: методологические подходы и первые результаты. Форсайт, 4(3): 18–30.

8. Heikkilä M., Bouwman H., Heikkilä J., Solaimani S., Janssen W. (2016). Business modelmetrics: An open repository. Information Systems and E-Business Management, 14(2): 337–366.

9. Карикова А.С. (2022). Трансформация бизнес-моделей российских промышленных предприятий под влиянием цифровых технологий. Стратегические решения и риск-менеджмент, 13(4): 384–397. DOI: 10.17747/2618-947X-2022-4-384-397.

10. Хачатурян М.В. (2022). Особенности цифровой трансформации управления инновационной деятельностью компаний. Креативная экономика, 16(2): 555–572. DOI: 10.18334/ce.16.2.114165.

11. Линдер Н.В. (2020). Формирование инновационных режимов в промышленности. Стратегические решения и риск-менедж-мент, 11(3): 272–285. DOI: 10.17747/2618-947X-2020-3-272-285.

12. McGrath R.G. (2010). Business models: A discovery driven approach. Long Range Planning: 43(2–3): 247–261.

13. Newbert S.L. (2007). Empirical research on the resource-based view of the firm: An assessment and suggestions for future research. Strategic Management Journal, 28: 121–146.

14. Parmenter D. (2020). Key performance indicators: Developing, implementing, and using winning KPIs. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 4. https://doi.org/10.1002/9781119019855.

15. Rupeika-Apoga R., Petrovska K., Bule L. (2022). The effect of digital orientation and digital capability on digital transformation of SMEs during the COVID-19 pandemic. Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research, 17: 669–685.

16. Terrenghi N., Schwarz J., Legner C., Eisert U. (2017). Business model management: Current practices, required activities and IT support. In: Proceedings of the Conference on Wirtschaftsinformatik (WI), 972–986.

17. Tesch J.F., Brillinger A.-S. (2017). The evaluation aspect of digital business model innovation: A literature review on tools and methodologies. ECIS Proceedings.

18. Трачук А.В., Линдер Н.В. (2015). Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды. Эффективное антикризисное управление, 2: 58–71. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-2-58-71.

19. Verhoef P.C., Broekhuizen T., Bart Y., Bhattacharya A., Qi Dong J., Fabian N., Haenlein M. (2021). Digital transformation:

20. A multidisciplinary reflection and research agenda. Journal of Business Research, 122: 889–901.

21. Vogelsang K., Liere-Netheler K., Packmohr S., Hoppe U. (2019). Barriers to digital transformation in manufacturing: Development of a research agenda. In: Proceedings of the Hawaii International Conference on System Sciences, Grand Wailea, HI, 2019, 8–11 January.


Рецензия

Для цитирования:


Карикова А.С. ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПОМОЩИ МЕХАНИЗМА ВЫБОРА БИЗНЕС-МОДЕЛИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2023;14(1):74-85. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-1-74-85

For citation:


Karikova A.S. OVERCOMING THE BARRIERS TO THE DIGITAL TRANSFORMATION OF INDUSTRIAL ENTERPRISES THROUGH THE BUSINESS MODEL SELECTION MECHANISM. Strategic decisions and risk management. 2023;14(1):74-85. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-1-74-85

Просмотров: 691


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)