ИМИТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-1-40-47
Аннотация
В статье представлены результаты исследования эволюции ключевых паттернов научных публикаций, посвященных использованию имитационных стратегий субъектами предпринимательства. Достижение поставленной цели обеспечено решением двух взаимосвязанных задач: формированием релевантной выборки научных статей (2302 публикации по выбранной проблематике, индексируемые наукометрической базой данных Scopus, за период 1992–2022 годов) и анализом совпадения ключевых слов для характеристики текущего состояния сферы исследований и современных тенденций. В качестве ключевых слов выбраны сочетания «имитационная стратегия, инновации» или «инновация, имитация, стратегия». Библиометрический анализ и визуализация его результатов осуществлены с использованием программного продукта VOSviewer. На основе визуализационных карт выявлены пять кластеров по содержательному совпадению ключевых слов в статьях и пять этапов эволюционного развития проблематики инновационного поведения предприятий. Полученные результаты могут использоваться при исследовании различных аспектов реализации имитационных стратегий субъектами хозяйствования.
Об авторах
С. И. КравченкоРоссия
Доктор экономических наук, профессор, профессор департамента менеджмента и инноваций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0001-8391-0445.
Область научных интересов: инвестиционная и инновационная деятельность, национальные инновационные системы, управление наукой и образованием, управление изменениями.
С. В. Богачев
Россия
Доктор экономических наук, профессор, профессор департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-8938-0315.
Область научных интересов: налоги и налоговые системы, городская экономика, муниципальное управление, менеджмент.
Список литературы
1. Инновационная среда для бизнеса: проблемы формирования в современной России: монография. Под общ. ред. Г.В. Колодней. М.: Кнорус, 2022.
2. Кравченко С.И. (2022а). Особенности регулирования развития национальных инновационных систем. Самоуправление, 1(129): 344–347.
3. Кравченко С.И. (2022b). Особенности формирования современной теории инноваций. Самоуправление, 4(132): 425–428.
4. Линдер Н.В. (2020). Формирование инновационных режимов в промышленности. Стратегические решения и риск-менедж-мент, 11(3): 272–285.
5. Мешков А.В., Кравченко С.И., Киселeва А.И. (2021). Инструментарий выбора технологии как объекта трансфера в условиях многокритериальности. Стратегические решения и риск-менеджмент, 12(3): 202–211. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-202-211.
6. Трачук А.В., Линдер Н.В. (2022). Влияние межфирменных отношений на результативность инновационной деятельности: эмпирическое исследование российских промышленных компаний. Стратегические решения и риск-менеджмент, 13(2): 108–115.
7. Шенкар О. (2015). Имитаторы. Как компании заимствуют и перерабатывают чужие идеи. М.: Альпина Паблишер, 2015.
8. Andries P., Faems D. (2013). Patenting activities and firm performance: Does firm size matter? Journal of Product Innovation Management, 30(6): 1089–1098. DOI: 10.1111/jpim.12047.
9. Chen J., Dimitrov S. (2017). Eco-innovation with opportunity of licensing and threat of imitation. Journal of Cleaner Production, 147: 306–318. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.01.052.
10. Kim L. (1998). Crisis construction and organizational learning: Capability building in catching-up at Hyundai Motor. Organization Science, 9(4): 506–521. DOI: 10.1287/orsc.9.4.506.
11. Maskell P., Malmberg A. (1999). Localised learning and industrial competitiveness. Cambridge Journal of Economics, 23(2): 167–185. DOI: 10.1093/cje/23.2.167.
12. Naranjo-Valencia J.C., Jiménez-Jiménez D., Sanz-Valle R. (2011). Innovation or imitation? The role of organizational culture. Management Decision, 49(1): 55–72. DOI: 10.1108/00251741111094437.
13. Revilla E., Knoppen D. (2015). Building knowledge integration in buyer-supplier relationships: The critical role of strategic supply management and trust. International Journal of Operations and Production Management, 35(10): 1408–1436. DOI: 10.1108/IJOPM-01-2014-0030.
14. Rivkin J.W. (2000). Imitation of complex strategies. Management Science, 46(6), 824–844. DOI: 10.1287/mnsc.46.6.824.11940.
15. Scuotto V., Garcia-Perez A., Kalisz D.E., Dhir A. (2022). Responsible I(m)ovation in Asia pacific regions. Asia Pacific Journal
16. of Management. DOI: 10.1007/s10490-022-09803-2.
17. Stalk G., Evans P., Shulman L.E. (1992). Competing on capabilities: The new rules of corporate strategy. Harvard Business Review, 70(2): 57–69.
18. Teece D.J., Pisano G., Shuen A. (1997). Dynamic capabilities and strategic management. Strategic Management Journal, 18(7): 509–533. DOI: 10.1002/(SICI)1097-0266(199708)18:7<509::AID-SMJ882>3.0.CO;2-Z.
19. Wu J., Zhang X., Zhuo S., Meyer M., Li B., Yan H. (2020). The imitation-innovation link, external knowledge search and China’s innovation system. Journal of Intellectual Capital, 21(5): 727–752.
20. Zhao Y., Von Delft S., Morgan-Thomas A., Buck T. (2020). The evolution of platform business models: Exploring competitive battles in the world of platforms. Long Range Planning, 53(4). DOI: 10.1016/j.lrp.2019.101892.
21. Zhu K., Kraemer K.L. (2005). Post-adoption variations in usage and value of e-business by organizations: Cross-country evidence from the retail industry. Information Systems Research, 16(1): 61–84. DOI: 10.1287/isre.1050.0045.
Рецензия
Для цитирования:
Кравченко С.И., Богачев С.В. ИМИТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2023;14(1):40-47. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-1-40-47
For citation:
Kravchenko S.I., Bogachov S.V. IMITATION STRATEGIES IN ENTREPRENEURSHIP: BIBLIOMETRIC ANALYSIS. Strategic decisions and risk management. 2023;14(1):40-47. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-1-40-47