Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-4-384-397

Аннотация

В статье представлены результаты анализа влияния цифровых технологий на трансформацию бизнес-моделей промышленных предприятий. Автором проведен опрос промышленных предприятий, в ходе которого выделены наиболее часто используемые передовые технологии, проанализированы объем и направление инвестиций в цифровую трансформацию, а также факты покупки предприятиями иностранных и отечественных технологий, оборудования и ПО. Сформулированы критерии классификации цифровых бизнес-моделей, применяемых промышленными компаниями, и выделены два кластера – платформенные бизнес-модели и бизнес-модели «фабрик будущего». Впервые выделены бизнес-модели цифровой трансформации компаний в российской промышленности: цифровые экосистемы, платформы для совместного создания ценности, внедрение кастомизированного продукта, умная фабрика, фабричный апгрейд и цифровой инжиниринг. Для каждого кластера описаны стратегии цифровой трансформации, используемые промышленными предприятиями. Определены характерные черты стратегий цифровой трансформации и проведено распределение используемых стратегий по отраслям промышленности.

Об авторе

А. С. Карикова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)
Россия

Ассистент департамента менеджмента и инноваций, заместитель декана факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Россия).

Научные интересы: цифровая трансформация, инновации, предпринимательство и современные бизнес-модели, стратегия и развитие компаний, цифровая трансформация бизнес-моделей.



Список литературы

1. Andal-Ancion A., Cartwright P.A., Yip G.S. (2003). The digital transformation of traditional business. MIT Sloan Management Review, 44(4): 34–41.

2. Becker W., Schmid O., Botzkowski T. (2018). Role of CDOs in the digital transformation of SMEs and LSEs. An empirical analysis. Hawaii International Conference on System Sciences, 4534–4543. DOI: 10.24251/HICSS.2018.573.

3. Bharadwaj A., El Sawy O.A., Pavlou R.A., Venkatraman N. (2013). Digital business strategy: Toward a next generation of insights. MIS Quarterly, 2: 471–482. DOI: 10.25300/MISQ/2013/37:2.3.

4. Chesbrough H., Rosenbloom R.S. (2002). The role of the business model in capturing value from innovation: Evidence from Xerox Corporation’s technology spin-off companies. Industrial and Corporate Change, 11(3): 529–555.

5. Correani A., De Massis A., Frattini F., Petruzzelli A.M., Natalicchio A. (2020). Implementing a digital strategy: Learning from the experience of three digital transformation projects. California Management Review, 4: 37–56. DOI: 10.1177/0008125620934864.

6. Hess T., Matt C., Benlian A., Wiesbock F. (2016). Options for formulating a digital transformation strategy. MIS Quarterly Executive, 2: 123–139.

7. Kock A., Gemunden H.G. (2016). Antecedents to decision-making quality and agility in innovation portfolio management. Journal of Production Innovation Management, 33: 670–686. https://doi.org/10.1111/jpim.12336.

8. Lyytinen K., Yoo Y., Boland Jr. R.J. (2016). Digital product innovation within four classes of innovation networks. Information Systems Journal, 26(1): 47–75.

9. Miles I., Belousova V., Chichkanov N. (2017). Innovation configurations in knowledge-intensive business services. Foresight and STI Governance, 11(3): 94–102. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.3.94.102.

10. Nambisan S. (2017). Digital entrepreneurship: Toward a digital technology perspective of entrepreneurship. Entrepreneurship Theory and Practice, 41(6): 1029–1055.

11. Osterwalder A., Pigneur Y., Clark T. (2010). Business model generation: A handbook for visionaries, game changers, and challengers. Hoboken, NJ, Wiley.

12. Porter M.E., Heppelmann J.E. (2014). How smart, connected products are transforming competition. Harvard Business Review, 1: 1–10.

13. Teece D.J. (2010). Business models, business strategy and innovation. Long Range Planning, 43(2): 172–194.

14. Westerman G., Bonnet D., McAfee A. (2014). Leading digital: Turning technology into business transformation. Boston, MA, Harvard Business Review Press.

15. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. (2010). Анализ инновационных режимов в российской экономике: методологические подходы и первые результаты. Форсайт, 4(3):18–30. DOI: 10.17323/1995-459X.2010.3.18.30. (In Russ.)

16. Линдер Н.В. (2020). Формирование инновационных режимов в промышленности. Стратегические решения и риск-менеджмент, 10(3): 296–305. (In Russ.)

17. Трачук А.В., Линдер Н.В. (2015). Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды. Стратегические решения и риск-менеджмент, 2: 58–71. (In Russ.)


Рецензия

Для цитирования:


Карикова А.С. ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2022;13(4):384-397. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-4-384-397

For citation:


Karikova A.S. TRANSFORMATION OF BUSINESS MODELS OF RUSSIAN INDUSTRIAL COMPANIES UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES. Strategic decisions and risk management. 2022;13(4):384-397. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-4-384-397

Просмотров: 1669


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)